Статья посвящена описанию педагогического опыта в области обучения изобразительному искусству в школе. Автором разработана и внедрена в образовательный процесс Модель эффективных педагогических методов, которая является отправной точкой в реализации федеральной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Эффективность Модели доказана повышением результативности обучения.
Ключевые слова: эффективность, педагогические методы, изобразительное искусство, обучающиеся, школа.
Актуальность исследования. В связи с изменениями в образовательной политике Российской Федерации с 1 сентября 2023 года все образовательные организации переходят на новые федеральные основные образовательные программы (далее ФОП). Таким образом, будут реализовываться единые программы обучения, которые устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. № 371-ФЗ).
Профессиональная деятельность учителя ИЗО будет эффективной, если он следует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования при реализации ФОП, совершенствует собственные профессиональные качества и использует эффективные педагогические методы обучения.
Сокольникова Н. М. считает, что педагогическая деятельность учителя ИЗО включает научно-методическую, преподавательскую, и культурно-просветительскую и направлена на общее развитие, творческое развитие, на обучение и воспитание обучающихся средствами искусства. Автор акцентирует внимание на основные аспектах преподавания ИЗО в школе — это развитие творческого потенциала личности, формирование эмоциональной компетентности и духовности, приобщение обучающихся к искусству через теоретические знания и практическую деятельность [3].
Гипотезой исследования М. В. Кармазиной является предположение о том, что «систематизация упражнений, с учетом специфики изобразительного искусства, определение целей и задач, возможного потенциала каждого вида упражнений, а также последовательное использование различных видов упражнений при обучении школьников рисунку, позволит придать процессу обучения большую целенаправленность и повысит его эффективность» [2].
Предметом диссертационного исследования Е. И. Забелиной является содержание факультативных занятий по изобразительному искусству как эффективного средства творческого развития обучающихся. Ученым теоретически обоснована и доказана необходимость использования системы графических упражнений в целях творческого развития обучающихся [1].
Изучение нормативно-правовой базы и научной литературы позволило сформулировать цель исследования — поиск и использование эффективных педагогических методов обучения изобразительному искусству в школе.
Объект исследования — эффективные педагогические методы обучения.
Предмет исследования — содержание педагогических задач в рамках ФОП при обучении ИЗО.
Задачи: проанализировать педагогический опыт преподавания ИЗО в школе, разработать авторскую Модель эффективных педагогических методов обучения ИЗО в школе, проверить эффективность Модели, подготовить методические рекомендации по распространению педагогического опыта в области преподавания ИЗО.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие обучающиеся МБОУ гимназия № 2 города Воронежа. Участвовали школьники 2-х — 7-х классов. Разработка Модели и ее реализация началась в 2020 году. Конечные результаты получены в 2023 году. Контроль знаний, умений и навыков осуществлялся методом опроса, контрольного рисунка, викторины, выполнением творческого задания.
Результаты и их обсуждение
Разработанная и реализующаяся Модель эффективных педагогических методов обучения ИЗО в школе представляет собой многоступенчатую образовательную сферу. Цель модели — создание педагогических условий для развития интереса школьников к изобразительному искусству. Для этого необходимо создать педагогические условия, способствующие повышению мотивации к изучению ИЗО. В Модели их значится пять. Эффективные педагогические методы обучения зависят от созданных условий, в связи с чем, эти две ступени модели находятся в тесной взаимосвязи. Показанную взаимосвязь дополняет современная педагогическая концепция эффективного обучения ИЗО, состоящая из четырех аспектов, включающая, в том числе, принципы современной дидактики.
Эффективность Модели проверялась выполнением творческих задач. Для каждого класса творческие задания были разные и усложнялись в зависимости от требований программы. Каждое проводимое занятие сочеталось с технологической картой урока и требованиями ФГОС НО и ФГОС ОО. Сравнительный анализ результативности обучения приведен в таблице 1. Выполнение заданий оценивалось по 7-балльной системе, подсчитывалось среднеарифметическое значение.
Таблица 1
Сравнительный анализ результативности обучения ИЗО
Методы ИЗО |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
5 класс |
6 класс |
|||||
1 п/г |
2п/г |
1 п/г |
2 п/г |
1 п/г |
2 п/г |
1 п/г |
2 п/г |
1 п/г |
2 п/г |
|
Граттаж |
3,56 |
4,67 |
4,23 |
5,98 |
5,43 |
6,03 |
5,78 |
6,65 |
6,32 |
6,76 |
Живопись. Акварель |
2,12 |
3,43 |
3,23 |
3,67 |
4,01 |
4,56 |
4,98 |
5,21 |
5,86 |
6,07 |
Лепка |
4,56 |
5,07 |
5,43 |
6,08 |
5,81 |
6,43 |
6,15 |
6,67 |
6,25 |
6,94 |
Рис. 1. Модель эффективных педагогических методов обучения ИЗО в школе
Анализ данных, показанных в таблице, доказывает эффективность методов обучения ИЗО. В каждом виде ИЗО показана достоверная разность в показателях. Наилучшие результаты достигнуты в лепке и граттаже.
Таким образом, эффективность методов обучения изобразительному искусству в школе зависит от условий их применения, педагогических принципов, концептуальных подходов, требований ФОП. Для успешного освоения программы необходимо заинтересовать детей, сформировать мотивацию к изучению ИЗО. Одним из аспектов развития творческих способностей является последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества. Посещение музеев, выставок, знакомство с архитектурой своего города и виртуальные прогулки по другим городам способствуют закреплению интереса к различным видам изобразительного искусства.
Кроме того, эффективным методом является проведение нестандартных уроков ИЗО, например урок во дворе гимназии, где дети пятого класса рисуют с натуры одуванчик, первые распустившиеся листья на деревьях, плывущие облака и др. Детям нравится введение в урок импровизационных и проблемных задач, например таких: «Как нарисовать дождь, находясь под дождем?». Была идея нанести на альбомный лист голубую акварель. Во время небольшого дождика положить лист под дождь на 1 минуту. Дети с удовольствием изучали свой «дождь». Ни одного похожего рисунка не было.
Литература:
- Забелина Е. И. Система графических упражнений как средство творческого развития учащихся (На факультативных занятиях по изобразительному искусству): Дис.... канд. пед. наук: Орел, 2000 261 c.
- Кармазина М. В. Упражнения как средство обучения рисунку в классах с углублённым изучением изобразительного искусства. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Кармазина М. В.- Москва, 2007.- 337 с.
- Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Сокольникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с