В статье рассматривается создание специальных условий информационно-аналитического обеспечения организаций работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Даются пути решения и практические рекомендации при возникающих проблемах информационно-аналитического обеспечения работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проблема организации работы с данной категорией детей в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число таких детей с каждым годом увеличивается.
Ключевые слова: информационно-аналитическая работа, ограниченные возможности здоровья, информационно-аналитическое обеспечение, система повышения квалификации, статистические данные, анализ.
Количество детей, которым необходимо создание специальных образовательных условий, ежегодно возрастает. К этой категории детей относятся обучающиеся, которые имеют юридически подтвержденный статус «ребенка с ОВЗ». Соответствующее заключение выдается органами психолого-медико-педагогической комиссии на основании имеющихся у ребенка недостатков в физическом и (или) психологическом развитии. В данном заключении содержится информация о необходимости создания специальных образовательных условий, предоставляемых образовательной организацией, без которых получение образования ребенком становится невозможным.
Проблема организации работы с данной категорией детей всегда была и остается актуальной, заслуживая особого внимания органами государственной власти, муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования. Создание специальных условий образования, доступных всем детям данной категории, повышение качества их обучения и воспитания являются главными целями организации работы с данной категорией обучающихся.
Успешность ее во многом зависит от способности выстраивать эту работу на основе системного подхода. Одним из важных элементов системы работы с детьми с ОВЗ является ее информационно-аналитическое обеспечение. Под информационно-аналитическим обеспечением в целом понимается процесс, направленный на удовлетворение конкретных потребностей в информации, основанный на применении специальных методов и приемов, способствующий накоплению и систематизации информации, структуризации ее в виде баз данных и выдаче в удобном для использования виде.
В свою очередь, информационно-аналитическое обеспечение организации работы с детьми с ОВЗ — деятельность, заключающаяся в приобретении и распространении сведений, необходимых для осуществления конкретных действий, принятия решений в организации данной работы, которая должна осуществляться поэтапно. Она начинается со сбора данных, накопления различных информационных материалов, которые будут использованы в процессе анализа. Суть анализа заключается в переработке информационного материала, отсеивании лишней информации, структуризации необходимых сведений. По результатам этой работы формируется определенный информационный продукт, на основании которого определяются пути решения имеющихся проблем.
Как правило, процесс обучения детей с ОВЗ регулируется органами, осуществляющими управление в сфере образования и подведомственными ему организациями. Специалистами этих организаций систематически организуется работа по информационно-аналитическому обеспечению работы с детьми с ОВЗ. При появлении запроса по интересующему вопросу, касающемуся процесса организации работы с детьми с ОВЗ, подведомственные учреждения направляют информацию в электронном виде. После этого специалистами отделов обрабатываются предоставленные данные и формируются итоговые отчеты по всем организациям.
Вместе с тем в ходе проведения деятельности по сбору статистических данных обозначаются основные проблемы: несвоевременность представления информации от организаций, недостаточное обеспечение информацией родителей по различным вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, отсутствие отлаженного механизма обмена информационными данными между участниками, низкий уровень готовности работников органов, осуществляющих управление в сфере образования к информационно-аналитической деятельности, дефицит подготовленных кадров, неэффективная система обратной связи.
Основная причина этих проблем заключается в отсутствии системы ее организации. Требования и запросы, представляемые обществом, постоянно возрастают, а практики информационно-аналитического обеспечения меняются медленно, слабо используются возможности современных информационно-телекоммуникационных технологий, не сформирована система связи с родительской общественностью. Имеют место издержки бюрократизации, работа специалистов, осуществляющих информационно-аналитическое обеспечение, характеризуется низким уровнем методического обеспечения.
Для решения возникающих проблем необходимо выстроить работу на системной основе, четко разграничив специфику каждой составляющей ее части: информационной и аналитической.
Базовым основанием системы информационно-аналитического обеспечения становится процесс формирования и совершенствования информационного пространства, накопление баз данных, проведение их структуризации и систематизации. Только имея подготовленную информационную базу, можно говорить о качественной аналитике, предполагающей обобщение, классификацию, анализ, синтез знаний, подготовку предложений, рекомендаций и прогнозов по запросам потребителей.
Система информационно-аналитического обеспечения работы с детьми с ОВЗ должна строиться на этих двух фундаментальных блоках, и вся деятельность осуществляться согласно схеме: постановка цели, сбор информации, структуризация данных, подготовка содержания аналитического документа, подготовка итогового документа.
Для повышения качества информационно-аналитического обеспечения работы с детьми с ОВЗ необходимо оптимизировать процессы сбора и обработки информации. Этому может помочь внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий, представленных в виде структурированных цифровых баз данных, электронного документооборота, автоматизированных информационных систем, облачных технологий.
Помимо активного использования современных технологий условием совершенствования информационно-аналитического обеспечения организации работы с детьми с ОВЗ может стать институционализация данного процесса в форме экспертной группы. Участники этой группы должны быть опытные специалисты, ученые, общественные деятели и т. д., в обязанности которых входит осуществление аналитической деятельности и подготовка отчетных данных. Такой подход позволит оптимизировать всю информационно-аналитическую работу. Данные напрямую будут поступать в распоряжение экспертов, а в случае востребованности их передаваться заинтересованным авторам.
Для улучшения информационно-аналитического обеспечения организации работы с детьми с ОВЗ необходимо решение таких задач как совершенствование работы с кадрами, повышение уровня оценки качества предоставляемых услуг, осуществление обратной связи, привлечение заинтересованных лиц, решение методических проблем.
Формирование системы информационно-аналитического обеспечения организации работы с детьми с ОВЗ на местном уровне должно носить долгосрочный характер, проводиться посредством институционализации, поэтапного планирования и решения стратегических задач, на основе алгоритмического подхода.
Приоритетными направлениями в данной связи являются:
– создание, накопление и обогащение имеющихся баз данных, содержащих информацию, касающуюся организации работы с детьми с ОВЗ;
– внедрение информационно-телекоммуникационных технологий, разработка и поддержание баз данных в цифровом формате на специальных платформах;
– решение методических вопросов, совершенствование имеющихся навыков работы с информацией, освоение новых технологий, применяемых в информационно-аналитической деятельности;
– совершенствование работы с кадрами путем создания благоприятных трудовых условий, оказание методической помощи специалистам;
– поиск партнеров, заинтересованных в развитии системы информационно-аналитической работы;
– исследование общественного мнения по рассматриваемой проблематике;
– совершенствование системы оценки качества предоставляемых услуг с целью выявления проблем и принятия прозрачных решений власти.
В организационном отношении система информационно-аналитического обеспечения организации работы с детьми с ОВЗ должна включать в себя взаимодействие трех групп участников: органы, осуществляющие управление в сфере образования, экспертная группа и привлеченные организации. Управление выступает инициатором создания данной системы и основным координатором работы. В процессе формирования и создания самой системы к работе подключаются работники экспертной группы, в состав которой входят специалисты с большим опытом работы в информационно-аналитической деятельности, ученые, общественные добровольцы, депутаты, журналисты, руководители различных социальных организаций. Помимо экспертной группы к работе подключаются участники привлеченных организаций — различные фонды социальной поддержки, благотворительные организации, некоммерческие организации. Совместно ими осуществляется планирование работы, обсуждаются и формируются этапы ее реализации.
Вышеуказанное позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций:
– органам, осуществляющими управление в сфере образования, совместно с подведомственными организациями для организации системы информационно-аналитического обеспечения организации работы с детьми с ОВЗ необходимо инициировать создание экспертной группы, в состав которой будут входить специалисты с большим опытом работы в информационно-аналитической деятельности, ученые, общественные добровольцы, депутаты, журналисты, руководители различных социальных организаций; осуществить подготовку пакета нормативных документов;
– для оказания подведомственным Управлению учреждениям помощи в организации информационно-аналитической деятельности необходимо разработать методические рекомендации;
– организовать систему повышения квалификации сотрудников, осуществляющих процесс информационно-аналитического обеспечения, не реже, чем раз в три года, осуществляя ее как дистанционно, так и в очном формате;
– организовать информационно-аналитическую работу с применением современных информационно-телекоммуникационных технологий: перевести базы данных в цифровой формат, организовать их облачное хранение, для осуществления электронного документооборота между организациями применять автоматизированные информационные системы, информирование родителей детей с ОВЗ посредством интернет-порталов и социальных сетей;
– организовать систему обратной связи, позволяющую получать информацию о качестве оказываемых услуг от родителей детей с ОВЗ.
Несмотря на то, что основные задачи работы решены, в настоящее время все же остается несколько проблем, предполагающих дальнейшее исследование различных аспектов темы. К ним относятся:
– разработка критериев оценки эффективности информационно-аналитического обеспечения организации работы с детьми с ОВЗ;
– исследование запросов родителей детей с ОВЗ, возникающих в процессе организации работы с детьми с ОВЗ, наладить систему ее мониторинга.
Литература:
- Артюшенко, Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 — Н. П. Артюшенко. — Томск, 2019. — 164 с.
- Бахарев, А. В. Развитие инклюзивных практик в истории современного российского образования [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 — А. В. Бахарев. — М., 2018. — 157 с.
- Бермус, А. Г. К новой парадигме управления инновационными процессами в образовании [Текст] / А. Г. Бермус — Непрерывное образование: XXI век. — 2016. — № 1(13). — С. 1–13.
- Делокаров, К. Х. Рационалистическая парадигма и инновационное управление: проблемы и перспективы [Текст] / К. Х. Делокаров. — Образование и общество, Орел, 2017. — С. 60–64.
- Коршунова, Н. В. Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного законодательства [Текст] / Н. В. Коршунова // Вестник ЧГПУ. -2017. — № 7. — С. 43–50.
- Куликова, М.Х. Информация и ее безопасность. Понятие информации [Текст] / М. Х. Куликова, А. Х. Агаев, А. А. Амаев. — Актуальные вопросы технических и естественных наук. Сборник научных трудов, приуроченный к году науки и технологий. — Нальчик, 2021. — С. 175–179.
- Курносов, Ю. В. Аналитика: методология, технология и организация информационно аналитической работы [Текст] / Ю. В. Курносов, П. Ю. Конотопов. — М.: РУСАКИ. — 2004. — 512 с.