В статье рассматриваются перспективы развития Восточного полигона.
Ключевые слова: логистика, Россия, логистические проекты, экономика, перевозки.
Модернизация железнодорожных магистралей входит в число российских национальных приоритетов. На восточном направлении это, с одной стороны, важнейший канал для наращивания грузоперевозок в Азию, а с другой — мощный импульс к экономическому развитию прилегающих территорий и повышению уровня жизни населения Восточной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока.
Развитие Восточного полигона напрашивалось уже давно, так в период с 1891–1916 была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, ставшая самой длинной железной дорогой в мире, протяженностью 8300 км.
Строительство Транссибирской магистрали имело важное экономическое, социальное и стратегическое значение, доставка товаров из Европы в Азию сократилась в разы; строительство, сопровождающееся топографическими и геологическими исследованиями, позволили обнаружить огромное количество залежей полезных ископаемых, таких как золото, уголь и прочие; переброска войск стала легче, что явно показал опыт Русско-Японской войны 1904–1905 гг.
Однако Транссибирская железнодорожная магистраль находилась вблизи границы, что ставило ее в уязвимое положение в случае конфликта с соседями, находясь всего в 200 км от государственной границы, магистраль могла быть захвачена и в таком случаем, главный транспортный узел страны перестал бы функционировать. Таким образом, в 1924 году на Совете труда и обороны СССР заговорили о необходимости строительства параллельной Транссибирской магистрали железнодорожной магистрали дальше от границы, в глубине территории страны (в качестве рокадной дороги на случай войны с Японией, а также для доступа к региональным полезным ископаемым).
В 1930 году ЦК ВКП и Совет Народных Комиссаров СССР предложили проектным организациям Сибири и Дальнего Востока начать разработку планов строительства дороги с выходом к Тихому океану. Именно тогда дорога впервые была названа Байкало-Амурской магистралью. Однако дальнейшее строительство и развитие Байкало-Амурской магистрали практически сошло на нет, Великая Отечественная Война и послевоенный период, отнимали человеческие и материальные ресурсы, вследствие чего развитие проекта было приостановлено.
1974 год считается годом второго рождения Байкало-Амурской магистрали: началось активное строительство магистрали сразу по многим направлениям силами частями Железнодорожных войск СССР и комсомольских строительных отрядов. К развитию и модернизации Байкало-Амурской магистрали вернулись не просто так, нормализация работы магистрали на всем ее протяжении создало основу для:
- Широкомасштабного хозяйственного освоения Дальнего Востока и Севера СССР;
- Создания прочных связей со странами Востока;
- Развития экономики Сахалина, Курильских островов.
После распада СССР развитие двух важнейших артерий страны не прекращалось.
4 декабря 2003 года на Байкало-Амурской магистрали был открыт самый крупный в России и пятый по протяженности на планете Северо-Муйский железнодорожный тоннель протяженностью 15 километров 343 метра.
В 2002 году была завершена полная электрификация и строительство двухпутной линии на Транссибирской магистрали.
Однако на этом перспективы развития Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской магистрали не закончились. 30 сентября 2018 года Правительством Российской Федерации был утвержден «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ) на период до 2024 года. Одной из значимых частей нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ) стала реконструкция инфраструктуры Восточного полигона железных дорог. В первую очередь — это обновление Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской магистрали. Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона началось еще в 2013 году, когда стало ясно, что существующих возможностей для растущего спроса на российские товары на этом направлении не хватает.
В 2013 году на заседании Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области было принято решение о государственной поддержке реализации проекта и фактически положено начало первому этапу развития Восточного полигона. В компании были сформированы комплексные инвестиционные проекты «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» и «Комплексное развитие участка Междуреченск — Тайшет Красноярской железной дороги».
В ходе первого этапа модернизации Восточного полигона были проведены следующие мероприятия:
- Реконструировано и построено 45 станций;
- Уложено более чем 250 км станционных путей;
- Построен 101 мост, в том числе через крупные реки Лена, Бурея, Зея;
- Проложено и модернизировано 5 тоннелей, включая новый Байкальский тоннель протяженностью 6,7 км., реконструированы Кипарисовский, Облученский и Владивостокский тоннели.
Работы, выполненные на первом этапе модернизации, уже сейчас дают положительный эффект. Перевозки экспортных грузов в направлении Дальнего Востока с начала строительства выросли более чем вдвое.
Второй этап программы расширения Восточного полигона реализуется с 2018 по 2024 г. и, согласно паспорту проекта, предполагает увеличение провозной способности до 180 млн. тонн в 2024 г. со 158 млн. тонн в 2022 г. В течение 2023 г. в рамках проекта должно быть перевезено 173 млн. тонн грузов.
Помимо увеличения грузооборота, необходимость которого была вызвана внешнеполитической обстановкой и увеличением торговых отношений со странами Азии, к началу 2025 года было запланировано усилить систему тягового электроснабжения на железнодорожных участках протяженностью 5422 км. Таким образом, в ходе второго этапа модернизации Восточного полигона планируется полностью электрифицировать Байкало-Амурскую магистраль, участки Транссибирской магистрали, вследствие чего снизить затраты на топливо.
Также продолжается строительство разъездов, стрелок, обходных путей и ликвидация узких мест на участках Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Конечной целью поставлено сокращение срока доставки всех грузов из Азии в Европу до семи суток.
Третий этап модернизации Восточного полигона РЖД разделила на три подэтапа. На первом из них провозная способность увеличится до 197 млн. т. в год. Первый подэтап предполагает развитие участка от Улака (Амурская область) до Ванина (Хабаровский край) под вывоз угля и включает 84 объекта. Срок реализации этого подэтапа — 2027 год.
В рамках второго подэтапа, который будет длиться до 2030 г., провозная способность сети должна составить уже 210 млн т в год, в эксплуатацию введут еще 45 объектов. Восточный полигон смогут использовать грузоотправители европейской части России.
Полностью третий этап должен завершиться в 2032 г., а провозная способность вырастет до 255 млн. т.
За счет комплексной модернизации двух основных веток — Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей — пропускная способность железнодорожной сети должна увеличиться почти в пять раз, с 75 до 255 миллионов тонн, транзитный контейнеропоток — в четыре раза, время доставки грузов по железным дорогам из Азии в Европу сократится до 7 суток.
Одновременно расширение трансъевразийского коридора обеспечит новые производства и рабочие места — одних только железнодорожников и квалифицированных строителей потребуется более чем пятьдесят специальностей. Чтобы сделать территории, прилегающие к Восточному полигону, более привлекательными для жизни и работы, ведется развитие социальной инфраструктуры, создаются более комфортные условия для труда, отдыха, образования, медицинского обслуживания.
БАМ и Транссиб стали векторами экономического роста, благодаря которым улучшится снабжение товарами жителей Восточной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, а транспортная связь с другими частями страны станет более оперативной и доступной. Это играет немаловажную роль и для развития туризма, поскольку спрос на путешествия по этим направлениям очень высок, многих привлекают эти живописные места.
Литература:
- Восточная перспектива. Как модернизация БАМа и Транссиба изменит жизнь в России. — Текст: электронный // https://lenta.ru/: [сайт]. — URL: https://lenta.ru/articles/2022/05/26/eastoersp/ (дата обращения: 22.08.2023).
- РЖД развивают инфраструктуру Восточного полигона. — Текст: электронный // https://company.rzd.ru/: [сайт]. — URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=207215 (дата обращения: 22.08.2023).
- РЖД скорректировала программу модернизации БАМа и Транссиба. — Текст: электронный // https://company.rzd.ru/: [сайт]. — URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=210583 (дата обращения: 22.08.2023).
- Развитие Восточного полигона — этапы большого пути. — Текст: электронный // http://eav.ru/: [сайт]. — URL: http://eav.ru/publ1.php?publid=2021–11a06 (дата обращения: 22.08.2023).
- Презентация к докладу начальника Восточно-Сибирской железной дороги. — Текст: электронный // https://www.irgups.ru/: [сайт]. — URL: https://www.irgups.ru/sites/default/files/irgups/obrazovanie/Innovation %20and %20Technology %20Center %20for %20the %20Development %20of %20the %20Eastern %20Test %20Site/Презентация %20к %20докладу %20начальника %20Восточно-Сибирской %20железной %20дороги %20Фролова %20В.Ф. %20«Развитие %20Восточного %20полигона» %202 %20октября %202018 %20г..pdf (дата обращения: 22.08.2023).