Какие бы изменения ни происходили в современном обществе, главными являются новшества, происходящие в образовании, так как образование в целом затрагивает все аспекты изменения общества.
И в настоящее время в связи с гуманизацией педагогического процесса и наделением ученика статусом главного субъекта образования, начали внедряться современные подходы и методы обучения. Здесь особо стоит заострить внимание на интерактивных методах обучения.
Под термином «интерактивность» подразумевается воздействие друг на друга и взаимодействие в решении определенных задач.
Также термин «интерактивность» употребляют при определении ряда методов обучения, при котором основным признаком является деятельность в данном случае педагога и ученика. Само слово «интерактивный» происходит от английского «interact» — взаимодействовать, влиять друг на друга. [2]
При интерактивном обучении меняется роль учителя и ученика, активность педагога уступает место активности обучающегося. В данном случае педагог выступает как модератор, направляя действия обучающегося в нужное русло. Основным при таком обучении является создание комфортных условий для взаимодействия обучающихся друг с другом, где основной целью является решения конкретных задач урока. Весь учебный процесс при таком обучении проходит таким образом, когда каждый обучающийся вовлекается в процесс, и каждый ищет пути решения поставленных задач, целей приобретения новых знаний или же закрепления знаний и навыков по конкретной теме. Интерактивные методы обучения вариативны и гибки по своему содержанию, что дает возможность быстрого внедрения в образовательный процесс и особо в преподавание английского языка. [3]
Все мы знаем, что целью учебной дисциплины является формирование у обучающихся коммуникативных навыков, предусматривающих умение использовать иностранный язык в различных сферах как средство общения.
Одним из значимых достоинств интерактивных методов обучения языку состоит в том, что метод позволяет обучающимся преодолевать психологический барьер при использовании английского языка, наряду с этим обучающиеся овладевают практикой использования языка в жизни.
В процессе применения интерактивных методов обучения обучающиеся приобретают навыки использования иностранной речи в практике, что является основной целью изучения языков. [1]
Дискуссии, ролевые игры, презентации, беседы, конкурсы, проекты и их обсуждение, использование мультимедийных программ и различные творческие мероприятия относятся к интерактивным методам обучения.
Если остановиться на одном из них, например: дискуссия.
Дискуссия бывает нескольких видов: интерактивная, тематическая, учебная.
Любой из этих видов дискуссии мотивирует обучающихся к активному участию в обсуждении темы, таким образом содействовует развитию критического мышления и поиску эффективных аргументов для выстраивания своей точки зрения.
Существуют следующие виды игр в форме дискуссии:
1.Roundtable — игра на решение общей проблемы в коллективе.
2.Scientificdebate — диалог в виде спора, где обучающиеся, являясь представителями различных направлений, отстаивают свою точку зрения. Игра представляет форму дебатов.
3.Competition in small groups — когнитивная игра, которая мотивирует учащихся к активности.
4.Situation — форма игры, где учащиеся развивают умения и навыки быстрой реакции.
5.Judicialsitting — игра, где учащиеся распределяют сами роли и ищут конструктивные ответы на поставленные цели.
6. Training — игровая форма с применением различных методов работы с малыми группами по совершенствованию навыков в процессе моделирования и обсуждения задач и целей.
7. Debriefing — обсуждение и анализ результатов работ, выполненных ранее и эффективности опыта для решения задач.
Здесь проводится оценка достижении педагога и обучающихся в ходе обучения и планирование дальнейших задач для решения поставленных целей. [4]
Дискуссии. Значительно часто применяются дискуссионные методы обучения — это целенаправленный обмен мнениями и утверждениями, основной целью которого является формирование у обучающихся определенной точки зрения. Ограничение дискуссии одним вопросом или же темой являются главными условиями такой формы обучения. И любое мнение или мысль, высказанная в ходе дебатов или дискуссии, должна быть аргументированной.
Мозговой штурм. Спонтанность — главный принцип мозгового штурма, этим он и заслуживает особого внимания, так как при таком методе обучающиеся полностью вовлекаются в процесс обсуждая поставленные проблемные вопросы и задачи. Обучающие при такой форме должны предоставить как можно больше вариантов решения того или иного проблемного вопроса. Учитель должен принимать во внимание все ответы учащихся, так как любой ответ может нести в себе гениальное решение или же нестандартный творческий подход. При такой форме неподготовленность способствует активному применению словарного запаса и поиску новых слов для выражения своих мыслей.
Ролевая игра. Это форма обучения — наиболее доступный вид деятельности, где ярко проявляются особенности мышления и воображения, активность учащихся и эмоциональность. Интересная ролевая игра имеет огромное значение для развития критического мышления и развитие ребенка как личности. Учебные игры имеют две важные функции: первая —развивающая — обеспечивает развитие самостоятельности и творческого потенциала обучающихся, вторая — коммуникабельная — развитие личности обучающегося через организацию общения и регулирование межличностных отношении.
Использование интерактивных методов обучения способствует результативному усвоению материала, повторению, пополнению словарного запаса, усвоению навыков правильной артикуляции, развитию внимания и мышления, наряду с этим формированию умения работать в группах.
Также хочется отметить, что приведенные примеры не ограничены, есть множество приемов и методов интерактивного обучения, которые обеспечивают возможность выбора для педагога [5]. При выборе этих форм обучения необходима тщательная подготовка к каждому уроку, также следует отметить необходимость чередовать их с традиционными методами, чтобы избежать утомляемости обучающихся и создать условия для решения поставленных целей урока.
Литература:
- Багиев Г. Л. Рукововдство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода/ Г. Л. Багиев, В. Н. Наумов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru
- Бухбиндер А. П. Основы методики преподавания иностранных языков. / А. П. Бухбиндер, В. Штраус; под ред. В. А. Бухбиндера, В.Штрауса. — Киев: Высшая школа, 1966.
- Гальскова Н.Д Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. — М.: Айрис-пресс, 2004–240 с.
- Конышева А.В Игровой метод обучения иностранному языку.-Спб: Каро; Минск: Четыре четверти, 2008–192с.
- Language teaching: methods and approaches. — Longman, 2002.