Транспортная прокуратура, в силу узкой специфической направленности надзора за соблюдением таможенного законодательства, играет важную роль в обеспечении надлежащего режима законности в одной из ключевых зон ответственности государства — целостности и безопасности государственных границ.
Прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов представляет собой отдельное направление надзора, отличающееся спецификой законодательного регулирования и особой важностью предмета надзора, поскольку соблюдение законодательства в сфере таможенного регулирования обеспечивает нормальную внешнеэкономическую деятельность участников таможенных правоотношений.
Ключевые слова: специализированные прокуратуры, транспортная прокуратура, прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов.
Органы прокуратуры РФ входят в структуру системы государственных органов, реализующих правоохранительную функцию и осуществляющих контроль за соблюдением действующего законодательства. Неотъемлемую часть правоохранительной деятельности в сфере контроля законности и правопорядка в области действия таможенного законодательства реализует прокурорский надзор [2, с. 199].
Будучи единой централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением требований законодательства, а также соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Прокуратура РФ занимает особое место в системе органов государственной власти [1, с. 68].
Одним из структурных элементов системы прокуратуры РФ выступают специализированные прокуратуры, имеющие более узкую направленность надзора в рамках одной отрасли законодательства, обладающей повышенной степенью важности для общества и государства. К ним относятся прокуратуры: природоохранная, военная, транспортная и прокуратура по надзору на особо режимных объектах, по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и т. д.
Именно в ведении специализированных транспортных прокуратур находится надзор за соблюдением законодательства таможенными органами, в том числе в части соблюдения уголовного и уголовно-процессуального законодательства субъектами таможенных правоотношений.
Структуру транспортных прокуратур составляет система из трех звеньев, в числе которых:
- Районные транспортные прокуратуры;
- Региональные транспортные прокуратуры (приравненные к прокуратурам субъекта);
- Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере (функционирует в составе Генеральной прокуратуры РФ).
Полномочия транспортного прокурора имеют определенную специфику, не смотря на единый для всей системы органов прокуратуры нормативный источник правового регулирования положения прокурорских сотрудников — Федеральный закон «О прокуратуре РФ».
Так, среди основных полномочий транспортных прокуратур можно выделить:
– надзор за исполнением федерального законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта;
– организация и осуществление надзора, а также поддержание государственного обвинения по категориям уголовных дел, совершенных на транспорте и прилежащей территории, а также о преступлениях, совершенных должностными лицами органов внутренних дел на транспорте, органов исполнительной власти и таможенных органов;
– рассмотрение жалоб и обращений граждан на должностных лиц таможенных служб, несоблюдение таможенных процедур и проч.;
– осуществление надзора за исполнением законов таможенными органами, участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами и органами, соблюдением прав юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в таможенной сфере;
– надзор за соблюдением законодательства о коррупции в органах внутренних дел на транспорте, таможенных службах, подразделениях органов исполнительной власти на транспорте на поднадзорной территории;
– участие в гражданских и арбитражных судебных заседаниях в пределах компетенции;
– надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, уголовно-процессуальной деятельностью следственных отделов Следственного комитета РФ на транспорте, линейных отделов и управлений внутренних дел на транспорте, таможен;
– осуществление взаимодействия со СМИ в части разъяснения законодательства по направлениям надзора и опубликования результатов прокурорского надзора;
– надзор за исполнением положений закона об административных правонарушениях.
Территориальная дислокация специализированных прокуратур осуществляется по числу федеральных округов, в каждом из которых функционирует, в том числе, транспортная прокуратура.
Структурные изменения органов прокуратуры РФ, произошедшие в 2007 году в связи с исключением Следственного комитета из состава органов прокуратуры, повлекли необходимость в принятии мер по оптимизации деятельности и разграничении полномочий специализированных прокуратур [3, с. 31], что повлекло издание Генеральной прокуратурой РФ Приказа от 07 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».
С изданием настоящего приказа круг закрепленных за транспортным прокурором обязанностей возрос за счет включение в число его полномочий следующих направлений надзора:
– надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых подразделениями СК РФ на транспорте;
– обеспечение надзора за исполнением законодательства о сохранности федеральной собственности, закрепленной за таможней;
– надзор за соблюдением законодательства, регламентирующего проведение таможенных процедур.
Правовой статус транспортного прокурора, обусловлен общими основополагающими принципами функционирования прокуратуры РФ в механизме государства и основывается единстве нормативно-правовой базы для всех структурных подразделений прокуратуры, прав и обязанностей, системы подчиненности, задач и компетенции, а также присущей спецификой направленности надзора.
Правовое положение сотрудника транспортной прокуратуры устанавливается Приказом Генпрокуратуры РФ от 18 апреля 2008 г. № 70 «О проведении проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры РФ» и предусматривает условия, в равной степени действующие в отношении для всех прокурорских сотрудников.
В целях реализации принципа независимости и исключения вмешательства в деятельность прокуратуры, прокурорскому сотруднику присваивается статус специального субъекта, влекущий особую процедуру привлечения сотрудника прокуратуры к административной и уголовной ответственности, а также проведения в отношении последнего проверки сообщения о факте совершенного им правонарушения.
Среди мер, отличающих правовой статус прокурорского сотрудника, можно выделить следующие. Так, ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре РФ» устанавливает исключительную компетенцию органов прокуратуры проводить проверку о факте совершения прокурорским сотрудником нарушения. Положениями данной статьи также устанавливается запрет на совершение в отношении прокурорского сотрудника такого следственного действия, как досмотр (как личный, так и в отношении его вещей и транспорта), а также запрет на задержание и осуществление привода. Отдельно разрешительная процедура и специальные изъятия в целях проведения следственных действий и мер процессуального принуждения в отношении прокурорского сотрудника, содержатся в вышеуказанном приказе.
Специальный правовой статус сотрудника прокуратуры также предусматривается положениями п. 6 ч. 1 ст. 447 УПК РФ, устанавливающей особый порядок производства по уголовным делам в отношении прокурора. Изъятиям, применимым в связи наличием у лица специального статуса посвящена глава 52 УПК РФ. Они касаются порядка возбуждения уголовного дела, особенностей избрания меры пресечения и проведения следственных действий в отношении, в том числе прокурорских сотрудников.
Роль транспортного прокурора в осуществлении надзора за соблюдением таможенного законодательства сложно переоценить, поскольку в сферу его введения входят не только вопросы юридического направления, но и особенности технического и экономического характера. Вместе с тем, поскольку от надлежащего уровня осуществления надзора по рассматриваемому направлению зависит одна из важнейших зон ответственности государства — целостность и безопасность государственных границ, что обеспечивается силами поднадзорных транспортному прокурору органов, целесообразно говорить о ведущей роли транспортных прокуратур в обеспечении экономической безопасности, а также надлежащего режима законности при осуществлении таможенных процедур.
Обобщая вышесказанное, сделаем вывод, что полномочия транспортного прокурора обусловлены спецификой направления надзора и поднадзорных сфер, и требуют от прокурорского сотрудника более глубокого владения предметом своего ведения, нежели прокуратуры общего профиля. Правовой статус сотрудников транспортной прокуратуры во многом совпадает с правовым положением территориальных прокуроров и имеет единую нормативную базу.
Вместе с тем, по результатам написания настоящего параграфа, сформировалось мнение о необходимости более детальной законодательной регламентации особенностей деятельности и полномочий транспортных прокуратур, что может быть реализовано путем включения в состав Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре РФ» отдельной статьи.
Литература:
- Журавлева К. А. Правовой статус транспортного прокурора // Инновационная наука. 2021. № 11–2. С. 67–70.
- Иваненко К. В. Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации, роль органов прокуратуры в данной сфере // Молодой ученый. 2019. № 24 (262). С. 197–201.
- Смирнов А. Ф. К вопросу о методике и тактике прокурорской проверке // Вестник университет им. О. Е. Кутафина, 2019. № 8. С. 26–39.