В статье рассматривается значение исполнительства на музыкальных инструментах как вида деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Автор делится собственным опытом работы, анализирует этапы работы на примере создания детского оркестра в группах детей разных возрастов, приводит положительные стороны влияния игры на детских музыкальных инструментах в дошкольном учреждении.
Ключевые слова: ансамбль, динамический слух, металлофон, музицирование, музыкальные инструменты, музыкально-эстетическое воспитание, принцип активного музицирования, шумовой оркестр.
Первые музыкальные инструменты появились в Древней Руси; детский оркестр впервые был сформирован в начале двадцатого столетия и имел такие разновидности, как шумовой оркестр, ансамбль, смешанный оркестр. Ансамбль состоит из одинаковых или однотипных музыкальных инструментов, а игра в нём требует синхронности исполнения. Следовательно, смешанный оркестр включает в себя различные типы инструментов. Игра в подобном оркестре способствует развитию слухового восприятия и музыкальной памяти. Знаменита особая система коллективного музицирования, выработанная немецким педагогом Карлом Орфом. «Принцип активного музицирования» и разработка ряда упражнений и попевок, создание специального набора инструментов, именуемого «Орфовский набор» — заслуга Орфа, который заметил, что задачей педагогов является развитие в детях творческого начала и мышления [1].
Музицирование как форма коллективного творчества способствует сплоченности детей и преодолению стеснения в общей деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает память и оказывает влияние на развитие звуковысотного и динамического слуха. Игра в оркестре побуждает школьников с позитивным отношением относится к своему музыкальному опыту, развивает чувство товарищества и ответственность за общее дело.
Для такого вида деятельности, как музицирование в детском саду, подобраны следующие музыкальные инструменты: бубенцы, ложки, погремушки, маракасы, трещотки, колокольчики, треугольники и металлофоны.
Во время обучения дошкольники, используя музыкальные инструменты, осваивают различные приёмы игры такие как, например, освоение музыкальных ритмов, мелодий, которые строятся на паре-тройке звуков, мелодий с большим количеством звуков и содержащих широкие интервалы.
Работа над обучением дошкольников игре на детских музыкальных инструментах содержит в себе следующие этапы:
- Подготовительный этап. Знакомство с основами игры в оркестре происходит на музыкальных занятиях совместно с воспитателем и музыкальным руководителем. Дети слушают произведения и стараются определить его характер и настроение.
- Групповой этап. Музыкальный руководитель разучивает ритмический рисунок с группой детей.
- Индивидуальный этап. При отличном усвоении ритма мелодии каждый ребенок должен научиться управлять своим музыкальным инструментом, хорошо слышать ритм и правильно вступать в свою партию во время совместной игры.
- Коллективное музицирование. Полноценная игра в оркестре или ансамбле.
Шумовой оркестр является самым первым и простым видом музицирования в детском саду. В его состав входят такие ударные инструменты, как бубны, колокольчики, треугольники, маракасы, трещотки и так далее. Главную партию исполняет музыкальный руководитель. Основной задачей является научить детей чувствовать ритмический музыкальный рисунок. Ритмическое многоголосие пока ещё недоступная задача для этого возраста, поэтому этот оркестр можно организовать уже в младшей группе.
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в младшем дошкольном возрасте. Они пробуют себя в игре на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда Во второй младшей группе привлекается внимание к выразительности тембра исполнения, вырабатывается эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные инструменты и желание самостоятельно взаимодействовать с ними. В средней группе добавляется музыкальный инструмент с определенным звукорядом (например, металлофон).
Исполнительство на музыкальных инструментах детей старшей группы требует постановки сложных задач в соответствии с разработанной музыкальным руководителем программой. Обучение игре следует проводить как в небольших группах, так и организовывать индивидуально. Для начала разучиваются различные попевки и произведения, а потом дошкольники знакомятся с более сложными произведениями. То же самое с музыкальными инструментами: работа с инструментами, не имеющими звукоряд, например, погремушки или бубенцы, а дальше уже осуществляется работа с колокольчиками и металлофонами [2].
В результате активного музицирования дети старшей группы могут слушать оркестровые произведения и узнавать знакомые им музыкальные инструменты; владеть приёмами игры на металлофоне и шумовых музыкальных инструментах, играть простые ритмы и попевки.
Дети подготовительной группы умеют владеть большим количеством музыкальных инструментов. Обучение в оркестре состоит в том, чтобы дети могли играть как индивидуально в оркестре, так и вместе с другими участниками, играть с динамическими оттенками.
Игра в оркестре также развивает основу для успешной социализации детей старшей и подготовительных групп, что станет отличной базой для детской коммуникации.
Литература:
- Баренбойм, Л. М. Карл Орф и институт его времени/Л. М. Баренбойм//Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. — М.: Просвещение, 1978.
- Ветлугина, Н.А., Дзержинская, И.Л., Комисарова, Л. Н. Музыка в детскому саду (Старшая группа)/Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комисарова. — М.: Музыка, 1989.