В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реализации задач воспитательной деятельности в ДОО и формированию традиционных ценностей у дошкольников. Особое внимание посвящено интеграции вышеуказанной технологии с реализацией задач программы воспитания в ДОО. Содержание воспитательной работы, ориентировано на мотивированное освоение детьми социокультурных ценностей.
Ключевые слова: детская журналистика, традиционные ценности, программа воспитания, медийно-информационное пространство.
Одной из основных целей в области дошкольного образования считается гарантия высокого качества Российского образования, которое не ограничивается только подготовкой воспитанников к обучению в школе, дающей набор знаний, умений и навыков, но связано с воспитанием и включением их в окружающий мир.
Передача накопленного опыта детям является важным условием развития и существования общества, что предполагает наличие обязательной общественной функции — воспитание подрастающего поколения . В социальной и культурной среде человек растёт и развивается. Общество постоянно претерпевает изменения, и воспитательная работа трансформируется, ориентируясь на видоизменяющиеся социальные условия, на возникновение новых потребностей, возможностей, целей и идеалов.
Запросы общества и государства нацеливают педагогов стремиться искать методы эффективной воспитательной деятельности, совершенствовать приёмы и технологии воспитательной работы с учетом обновления единого ядра содержания дошкольного образования в котором воспитание и обучение необходимо объединить в единый образовательный процесс.
Проанализировав и обобщив действующие нормативные документы, определяющие приоритеты государственной политики Российской Федерации, в том числе в сфере образования, а также современные научные подходы, рассматривающие воспитание, в МБДОУ детском саду № 19 города Крымска были созданы условия для реализации инновационных идей воспитательной деятельности по семи направлениям воспитания, которые оказывают влияние на формирование системы ценностей. В ДОО разработана педагогическая модель, основанная на технологии «Детская журналистика», которая заключается в использовании медийно-информационного пространства для активизации интереса воспитанников к деятельности. И тем самым способствует педагогам успешно интегрировать воспитательную работу, направленную на приобщение детей к ценностям российского общества в образовательный процесс.
Работа с детьми в данном направлении представлена в шести форматах, обладающих высоким воспитательным потенциалом, что предполагает организацию разных видов совместной деятельности детей и взрослых: «Читаем вместе», «Смотрим вместе», «Рассуждаем вместе», «Играем вместе», «Трудимся вместе», «Мастерим вместе». Каждую предложенную форму работы мы интегрируем в реализацию проекта, основой которого является развитие социально-коммуникативной активности детей дошкольного возраста посредством медиапространства.
В каждом месяце выделяется «ценность — доминант» в январе — это здоровье, феврале — дружба, в соответствии с перспективным планом работы.
«Мастерим вместе» — это изготовление технологических карт для интервью и репортажа, создание эмблемы и оформления к мероприятиям.
«Рассуждаем вместе»- подготовка и съемка рубрики «Рассуждалки». Воспитанники рассуждают на тему месяца «Что такое здоровье?», «Что такое крепкая дружба?». Каждый блок направлен на развитие у детей умения понимать значение и смысл слов, в которых раскрывается содержание традиционных ценностей.
«Трудимся вместе» — предполагает сбор материала к созданию выпуска «Детских новостей», газеты, социальной рекламы, прогноза погоды. В группах есть интерактивные стенды, на которых ребята отмечают важные даты, интересные факты, происходящие в детском саду в течение месяца. По итогам прошедших событий продуктом совместной деятельности, является — газета. Выпуск новостей закладывает сюжеты и интервью, которые ребята копили в течение месяца. Организация данной работы строится на основе сотрудничества «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый».
В настоящее время медийно-информационное пространство постепенно становится доминирующим в социализации подрастающего поколения. И уже сейчас усиливает свое воздействие на личность и социальное функционирование. Что требует от системы образования подбора методик в области использования данного пространства.
В соответствие с ведущими инновационными идеями коллектив педагогов создал в среде детского сада островок смоделированного медиапространства в формате центра детской телестудии. Центр включает в себя видеокамеры, фотоаппараты, аппаратуру для монтажа материала, звукозаписывающие и световое оборудование. В группах детского сада созданы центры медиатворчества для самостоятельной игровой деятельности дошкольников, оснащённые атрибутами профессий СМИ.
В целях развития коммуникативных способностей детей важно выбрать педагогическое средство, с помощью которого в образовательной среде станет возможным создание свободного опыта продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми в процессе творческих работ, используя медиаресурсы. Свободный опыт предполагает общение детей, высказывание своих творческих идей и мыслей. С помощью организации такой среды воспитанники получают информацию и социальный опыт непринужденно, в игровой, интересной и безопасной для них форме.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации. Работа в данном направлении тесно связана с социальными партнёрами. Это телевидение, учреждения культуры и спорта. Важную роль в реализации и внедрении технологии играет родительская общественность, как участники и партнеры образовательных отношений. Активное участие семьи, этому подтверждение. Родители вовлечены в процесс работы, участвуют в культурных практиках совместно с детьми. Например, рассуждают о том почему дружба называется крепкой. Или что значит традиция гостеприимства и создают репортажи, пишут заметки в газеты.
Технология «Детская журналистика» открывает перед педагогами новые возможности для широкого внедрения в свою практику обновленных методических подходов, которые эффективно решают задачи по формированию традиционных ценностей у детей дошкольного возраста.
Литература:
- ФИКО «Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных разработок в сфере воспитания подростков и молодежи на основе разработок российских ученых».
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Практическое руководство «Воспитателю о воспитании».