В статье автор рассматривает вопросы, посвященные проблемам осуществления прокурорского надзора за органами дознания на современном этапе. Анализирует точки зрения ученых, а также законодательных актов, на основе которых определяет понятие надзорной деятельности в России.
Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, прокурор, уголовно-процессуальная деятельность.
Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания является одним из видов надзора, осуществляемого прокуратурой Российской Федерации.
Анализируя нормативно-правовые акты, регламентирующие законодательство в рассматриваемой области, мы можем прийти к выводу о том, что под процессуальной деятельностью органов дознания понимают надзорную деятельность прокурора, осуществляющего свои полномочия на основании закона «О прокуратуре Российской Федерации» и УПК РФ по обеспечению законности действий и решений органов дознания, принимаемых в рамках производства по уголовному делу.
В частности, при возбуждении уголовного дела и предварительном расследовании в целях достижения назначения уголовного судопроизводства согласно ст. 6 УПК РФ [4] в защите потерпевших от преступлений, а также любой личности, вовлеченной в уголовный процесс, от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод [2, с. 172].
Таким образом, вопросы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, рассмотрены в гл. 3 Закона о прокуратуре [5].
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания характеризуют следующими признаками:
- Реальное обеспечение формами и средствами прокурорского надзора, соблюдение органами дознания конституционных прав.
- Обеспечение точного и безусловного исполнения органами дознания требований закона по принятию мер предупреждения и пресечения, совершенных и готовящихся преступлений, выявлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении преступных посягательств.
- Обеспечение процессуального руководства за проведением дознания по конкретным уголовным делам.
Необходимо отметить, что указанный вид надзора занимает ведущее место в деятельности прокуратуры, а прокурор, его осуществляющий, является гарантом обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью, и его полномочия гораздо шире, чем полномочия, направленные на надзор, осуществляемый за органами следствия. Но на практике существуют некоторые проблемы в реализации прокурором своих полномочий по надзору.
Так, например, пределы прокурорского надзора ограничиваются вопросами тактики производства следственных действий и методики расследования преступлений. Тем не менее, прокурор, осуществляя возложенные на него полномочия, в большинстве случаев подменяет деятельность начальника органа дознания. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор вправе давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных процессуальных действий. Безусловно, рассматриваемое полномочие непосредственно влияет на ход расследования уголовного дела, организацию работы дознавателя, выбор тех или иных приемов и средств для выполнения указаний прокурора. Такие действия прокурора, так или иначе, по мнению многих ученых, затрагивают вопросы тактики расследования преступлений. Кроме того, письменные указания прокурора базируются на положениях, общих для расследования всех преступлений того или иного вида, т. е. фактически содержат положения методик расследования преступлений [3, с. 186].
По результатам исследований в виде анкетирования среди должностных лиц органов дознания, проведенных в научных работах по данному вопросу [1, с. 25], ученые приходят к выводу о том, что большинство опрошенных считают, что письменные указания прокурора не оказывают положительного влияния на ход и результаты расследования по уголовному делу. Также, необходимо отметить, дознаватели в ходе анкетирования признались, что не отстаивают свою позицию в случае несогласия с решением надзирающего прокурора путем обжалования его указания вышестоящему прокурору в соответствии с ч. 4 ст. 41 УПК РФ, поскольку, по их мнению, «это бессмысленно». Что, безусловно, носит негативный характер и так или иначе влияет на процессуальную деятельность органов дознания.
Следует отметить, что в некоторых прокуратурах сложилась практика, когда от имени и по поручению прокурора указания составляют сами дознаватели, расследующие уголовное дело. В то же время это может привести к умалению авторитета прокурора и его значимости для расследования уголовного дела.
- Обеспечение процессуального руководства за проведением дознания по конкретным уголовным делам.
В этой связи, рассматривая вопрос пределов прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, также нельзя не затронуть дискуссионный вопрос, касающиеся соотношения прокурорского надзора и ведомственного контроля начальника органа (подразделения) дознания.
В научных кругах высказывается точка зрения о расширении процессуальной самостоятельности начальника органа (подразделения) дознания за счет передачи ему части полномочий прокурора в досудебном производстве. На начальника органа (подразделения) дознания возложены организационно-распорядительные функции по отношению к дознавателям, находящимся у него в подчинении.
Вместе с тем, несмотря на достаточно широкий круг возложенных на него законодателем процессуальных функций, начальник органа (подразделения) дознания не является исключительной и самостоятельной фигурой уголовного судопроизводства. Постоянное вмешательство прокурора в процессуальную деятельность органов дознания путем дачи письменных указаний о направлении расследования, разрешении отводов дознавателям, а также их самоотводов, отстранении от расследования, безусловно, накладывает свой отпечаток на организацию работы указанных органов, что умаляет роль и значение начальника органа (подразделения) дознания.
В этой связи нам представляется необходимым внести соответствующие изменения в УПК РФ, передав вышеуказанные полномочия прокурора начальнику органа (подразделения) дознания, оставив последнему исключительные полномочия по организации и руководству их процессуальной деятельностью, а также исключив из полномочий прокурора право на дачу письменных указаний о направлении расследования, производстве процессуальных действий. Что, безусловно, положительно скажется на процессуальной деятельности, осуществляемой органами дознания в рамках расследования преступлений.
Литература:
- Костин Д. В., Кобзарев Ф. М. О совершенствовании нормативно-правовых основ прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. — 2016. — № 2 (52). — С. 25–29.
- Малиненко М. К. Процессуальные аспекты обеспечения прокурором законности предварительного следствия: дис. канд. юрид. наук. — Ростов –на-Дону, 2017. — С. 172.
- Ситник В. В. Теоретические аспекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание // Актуальные проблемы Российского права. — 2018. — № 4 (89). — С. 185–189.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ: принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г.] (в редакции от 30.08.2023 г.) // Спб Консультант Плюс.
- Федеральный закон «О прокуратуре в Российской Федерации» № 168-ФЗ от 17 ноября 1995 г. (в редакции от 24 июля 2023 г.) // Спб Консультант Плюс.