В статье предлагается рассмотреть особенность использования ролевых игр на уроках иностранного языка. Особое внимание уделяется специфике ролевой игры, детальное изучение которой дает представление о её функциях, видах и целесообразности применения.
Ключевые слова: ролевая игра, интерактивные методы преподавания, практика говорения на уроке иностранного языка.
В силу глобализационных процессов во многих видах человеческой жизнедеятельности особую значимость приобретают иностранные языки как средство межкультурной коммуникации, кроме того, сегодня человечество конфронтирует с такими проблемами как пандемия, парниковый эффект, ряд других экологических проблем, техногенные катастрофы и др., решить которые можно только сообща, то есть коммуницируя с представителями разных стран. Средством общения в данной коммуникации выступает иностранный язык. В этой связи актуализируется поиск новых приемов и методов обучения иностранным языкам.
В настоящий момент широко распространяются интерактивные методы преподавания. Одним из таких методов является ролевая игра, которая позволяет эффективно подготовить обучающихся к коммуникации, так как уже принимая участие в разыгрывании ролей на учебных занятиях, они воссоздают реальные ситуации общения. Кроме того, ролевая игра способствует формированию умения взаимодействовать с партнерами по общению, воспитанию чувства соучастия, командного духа и чувства «зависимой ответственности» (А. С. Макаренко).
Ролевая игра — это интерактивный метод обучения, который представляет собой моделирование различных ситуаций прямо на уроке. Такая методика преподавания иностранного языка используется для освоения нового материала и закрепления ранее пройденного.
Несмотря на то, что во время ролевой игры происходит активная мыслительная деятельность обучающихся, им предоставляется возможность переключить внимание с повседневных этапов урока на тренировку навыков речевой деятельности в интересной и увлекательной форме. Это позволяет отвлечься от монотонной и однообразной работы на уроке иностранного языка и подкрепить интерес обучающихся к изучаемому языку.
Ролевая игра несет в себе множество функций. Например, игра удовлетворяет потребность в отдыхе и разрядке, потому как вносит новизну в учебный процесс. В этой связи целесообразно отметить тезис Ивана Михайловича Сеченова о том, что отдых должен сводиться не к полному покою, а к смене деятельности, что мы и можем организовать с помощью ролевой игры. Обучающимся предоставляется возможность не только поговорить на предложенную тему и попрактиковать говорение на уроке иностранного языка, но и попробовать себя в новой роли, применив творческий подход. Ролевая игра, по присущим ей особенностям, имитирует реальность и в связи с этим рассматривается как наиболее точная модель общения, в ходе игры, как и в жизни, вербальное и невербальное поведение партнеров переплетается.
Ролевая игра дает обучающимся мотивационно-побудительные импульсы. Очень важно, чтобы разыгрываемые роли были им интересны, так как в данном случае каждый из участников ролевой игры идентифицирует свое «Я» через «Я» персонажа.
Ролевая игра значительно расширяет ассоциативно-лексический ряд, так как обучающийся использует в своей речи аутентичные фразы, вживаясь в роль своего персонажа, в рамках ситуации, моделирующей реальное общение. Кроме того, следует отметить, что ролевая игра расширяет также психологические горизонты обучающихся, способствуя развитию у них чувства сопереживания и соучастия преодолевая возникшие трудности общения.
Ролевая игра дает эмоциональные импульсы каждому обучающемуся, инициирует развитие духа партнерства и сотрудничества в группе. Она гармонизирует отношения в коллективе, благоприятствует созданию дружественной атмосферы, стимулируя взаимодействие всех участников группы. В процессе реализации ролевой игры они имеют возможность самореализации так же и в форме невербального общения, жестикулируя, используя различную мимику. В этой связи даже слабоуспевающие обучающиеся, обладающие подчас еще и застенчивостью могут стать равноправными участниками разыгрываемых ситуаций.
Ролевые игры расширяют кругозор обучающихся. В процессе их реализации они знакомятся пусть с самыми простыми, но все же правилами театральной постановки. Кроме того, данные игры стимулируют развитие творческого начала участников драматизации, которые собственными руками изготавливают театральные реквизиты.
Многие ролевые игры реализуются в подвижной форме, например, игра для младших школьников «Цирк».
Обучающиеся разбиваются на пары. Один из участников берет на себя роль дрессировщика, другой же животного. Дрессировщик сообщает: «Это обезьяна. Она любит бананы. Она умеет прыгать». (тот, обучающийся, кому адресовано указание выполняет его).
«Es ist ein Affe. Er liebt Bananen. Er kann springen»- (springen).
В данном случае помимо закрепления лексического материла, обучающийся показывает движения животного, что служит физической разминкой, это позволяет снять напряжение и сделать паузу от рутинной деятельности.
Другой вариант такого задания можно представить следующим образом: один обучающийся изображает какое-либо животное, остальные пытаются отгадать, кого изображает их одноклассник.
Ролевые игры для старшеклассников более сложные, потому как рассчитаны на достаточное знание грамматики и лексики. Например, им можно предложить представить себя известным актером, музыкантом или какой-либо другой медийной личностью. Игру следует назвать так: «Если бы я был…» Обучающимся необходимо описать себя внешность, стиль, манеру общения и так далее, используя жесты и различные движения.
Кроме того, ролевые игры рассчитаны на то, что обучающиеся уже имеют значительный уровень знаний в рамках определенной темы и могут вполне свободно излагать свои мысли на иностранном языке. Например, Small talk. Обучающимся можно предложит разыграть сценки на тему «Пребывание в стране изучаемого языка». Обучающиеся разбиваются на мини-группы и обыгрывают предложенные для обсуждений места: «Am Flughafen, im Restaurant, im Museum» и другие. Обучающимся можно использовать реквизит и даже заранее подготовить необходимый речевой материал.
Описываемый нами метод преподавания, возможно использовать на всех этапах урока, так как он открывает перспективы развития обучающихся в образовательном, воспитательном и творческом аспектах.
Таким образом, рассмотрев ролевую игру на уроке иностранного языка как один из способов смены деятельности, отметим, что ролевая игра-это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно, и к тому же это хороший способ занять обучающихся, сделать перерыв и избежать однообразную рутину при обучении иностранному языку.
Литература:
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М.: АРКТИ — ГЛОССА, 2000.
- Говене Э. Игра на уроке иностранного языка // Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом / Сост. е.В. Синявская, М. М. Васильева, С. В. Калинина. — М.: Просвещение, 2002.
- Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. — СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006.
- Кулапов М. Н. Практикум: ролевые и деловые игры. — М.: Экзамен, 2003.
- Мильруд Р. П. Организация ролевой игры на уроке. Иностранные языки в школе, № 3.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.