Свадебные обряды узбекского народа (на примере Ташкентского оазиса) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 29.08.2023

Статья просмотрена: 881 раз

Библиографическое описание:

Бобожонов, Ш. У. Свадебные обряды узбекского народа (на примере Ташкентского оазиса) / Ш. У. Бобожонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105659/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье приведен научный анализ материала полевых исследований традиционных и современных свадебных мероприятий.

Ключевые слова: калым, жених друзей, плов жениха, девяти блюдах, утренний плов, приветствия невестой , вызов жениха.

С древних времён существуют свадебные обычаи и традиции, они сплелись воедино с традициями доисламского периода и обычаями, возникшими после установления ислама. До исламизма они носили больше магический характер. До сих пор в свадебных традициях встречаются элементы зороастризма: например, чтобы сохранить молодых от дурного сглаза и порчи жениха и невесту заставляют несколько раз обойти костёр, когда ведут молодых в дом над ними держат покрывало. Все эти обычаи выполнялись с пожеланиями счастья молодым. Для того, чтобы жизнь была сладкой, изобильной и богатой над головами жениха и невесты рассыпали монеты и сладости. Чтобы в семье было много детей на колени жениха сажали малыша, в подол невесты и полу халата жениха сыпали вареные яйца. До наших дней сохранились такие обычаи, которые выполняются вместе со всеми родственниками и соседями: корпа кавиш — шитьё и простегивание ватных одеял и курпачи (матрас) для постели молодых; маслахат оши (угощение тем, кто собрался на совет как провести свадьбу); сабзи туграр — резка моркови для свадебного плова (приглашались соседи мужчины); мол ёяр — развешивание приданого невесты, чтобы показать всем родственникам и соседкам приданое невесты (приглашали женщин).

Никах той — свадебные церемонии в основном длятся 3 дня: первый день — маслахат оши — (собирают старейшин рода близких родных и советуются как лучше организовать свадьбу, кто что принесет); второй день-собственно свадьба; третий день — шукрона ош (вечер благодарения). В некоторых регионах в определенные дни недели подряд шли свадебные мероприятия, например, в пятницу — помолвка, в субботу — предсвадебные торжества, в воскресенье Никах той свадебный вечер, как правило в ресторанах [1].

Подготовка к свадьбе начинается уже с того момента, когда выбрали невесту и идут к ней домой свататься. Женщины сваты посредством традиции «киз кориш», «уй кориш» обращали внимание на их дом на внешность девушки. Женщины сваты, чаще всего это близкие родственницы жениха придя в дом потенциальной невесты осматриваются, запоминая в каких условиях росла девушка, во время смотрин обращают внимание на внешность девушки, как она одета, на её поведение, обращают внимание на ее родных. В отличие от Ташкента в Намангане свататься шли мужчины. Когда невеста была выбрана выполняется обычай «нон синдириш»,«нон ушатиш» (поломать лепешку) в других местах «оклик олди», где в дом девушки приглашались почтенные пожилые женщины и как символ единства двух семей ломали лепешку [13, c.261]. Если обе стороны устраивает все, то кто-то из пожилых сватов ломают лепешку, что означает — эти две семьи породнятся. В Ташкенте этот обычай уже проводится вместе с помолвкой. В день помолвки сторона жениха отправляет в дом невесты калым и подарки родителям девушки.

В современном обществе помолвка проводится за месяц до свадьбы. Это мероприятие называется «той кесар» , проводится в доме невесты и здесь родителям девушки вручают калым. Это символическая плата за материнское молоко и в настоящее время это порядка 7–10 млн. сум (около 1000 долларов). Калым кладут в специальную деревянную шкатулку, и кто-нибудь из пожилых родственников жениха отдаёт её одному из родственников невесты. Помимо этого, сторона жениха отправляет в дом невесты 20–30 коробок с халвой, слоенными лепёшками и сладостями. По окончании мероприятия эти коробки дарят близким родственникам невесты.

У некоторых народов, живущих в Узбекистане в кишлаках, сохранился обычай хищения девушек. В Ташкентском регионе у казахов хищение проводят с согласия девушки. Потом девушка писала письмо родителям прося прощения и благословения. Получив письмо, родные девушки организовывали погоню, Это были «кувгинчилар». Сторона жениха просит у них прощения и приглашает в гости, готовит им угощение [3]. У киргизов, живущих вблизи Ташкента, если похищенная девушка соглашается накинуть на себя белый платок считается, что надо готовиться к свадьбе. Приехавшие за девушкой «кувгинчи» получали подарки и деньги и соглашались стать сватами. У турков тоже оригинальные интересные традиции, связанные со сватовством [4]. Обычай хищения невесты есть и у турков. У них основную роль представителя играют отец и мать. Девушка выходит с красным поясом, символом непорочности. Друг жениха спрашивает: что будем резать — язык невесты или сердце? Если ответ — язык, значит она никогда в жизни не должна даже слово возразить свекрови и свекру, должна молча уважать их и слушаться.

У казахов калым немалый, около 30–40 млн сум. В некоторых местах величина калыма зависит и от образованности девушки: если с высшим образованием — 20 млн сум. Если среднее образование 15 млн [5]. В иных местах Ташкентской области сохранился обычай давать калым с целью помочь стороне невесты и частично покрыть их расходы на свадьбу и платят меньше, чем раньше. В настоящее время этот обычай отменён, как противоречащий законам республики.

Сторона жениха 2 дня проводит свадебные торжества. В первый день проходит свадебный вечер, до того ближе к обеду жених с 20–30 друзьями «куёв навкар » едет в дом к невесте [14, c.357.]. У дверей дома стелется дорожка и его по этой дорожке «пояндоз» ведут в дом в символический шатёр. Жених разрывает край шатра. На скатерть перед друзьями жениха ставят пельмени в некоторых местах жаркое [6], а для самого жениха несут плов «куёв оши». Есть традиция: жених должен оставить на плове отпечаток всей ладони, и там, где отпечатались пальцы, кладут шоколад и несут плов невесте [7]. Этот обычай возник в современности как пожелание сладкой жизни молодым. В некоторых кишлаках есть шуточная традиция: жених собственноручно кормит своих холостых друзей (у таджиков это называется «рузи мурод») — пожелание скорейшей женитьбы, чтобы и они поскорее женились. В Аккурганском районе друзьям жениха положено поставить 9 блюд (токкиз товок) [8]. Среди разных блюд обязательно должны быть вареные яйца, национальные кушанья: самса, шурпа, норин, и обязательно баранина (туш) . Баранина (туш) предназначается для жениха и его приготовлению уделяется особое внимание. На скатерти безусловно должно быть мясо барана с вареннойголовой посередине. Начинал есть жених и потом раздавал друзьям, поднос с мясом шёл по кругу.

В углу комнаты стелили в несколько слоёв ватные матрасы (курпачи). Из уважения жениху готовилось такое отдельное место. Тети или Бабушка невесты вносили в комнату, где сидели жених с друзьями поднос с чапаном, тюбетейкой и поясным платком. Поднос с подарками жениху назывался «куёв сарпо». Этот подарок был приготовлен будущей тещей. Один из близких друзей повернув жениха в сторону Мекки помогал ему надеть чапан.

Поднос этот пускался по кругу, и друзья жениха наполняли его деньгами и поднос возвращался тетушкам невесты. На поднос друзья жениха семь раз кладут деньги. Этот обычай называют «покупка чапана» (Чапман это стёганный ватный халат). На мероприятии и жених должен положить на блюдо с мясом деньги. Во многих местах существует шутливая традиция прятать обувь жениха и друзей, что означало «приходить почаще в этот дом» . После парни выкупали свою обувь за символическую плату.

Местные парни тоже преграждали путь жениху и его друзьям, надо было им дать откуп в виде козы или цену козы. ( овул босди назывался такой обычай [9].

И только потом жених выходит во двор и женщины выводят к нему невесту, одетую в белый наряд. Выходят все родные невесты и девушка прощается с отцом, родственниками, кланяется им, плачет, отец благословляет её, целуя в лоб.

В доме невесты за день до прихода жениха проводится девичник «кизлар базми», в котором участвуют подруги, сестры и молодые соседки [10]. Они веселятся, красят невесту их тоже угощают вкусностями. Следующее важное мероприятие это «нахор оши» , отец жених готовит плов для всей махалли [13, c.272.]. Все гости собираются в дом невесты очень рано в 7 утра, чтобы поесть плова и пожелать молодым счастья. В Бухаре тоже есть такой обычай и его называют «оши падар» то есть плов отца.

В Ташкенте после плова подают и шурпу (суп из баранины) [14, c.353]. По согласию сторон нахор оши давали и сторона невесты, и сторона жениха. Кстати, продукты для плова отправляли в дом невесты заранее, их должны подвезти родные жениха.

На другой день после свадебного вечера в доме, куда пришла молодая проводится мероприятие «келин салом». Важным атрибутом данного мероприятия является лепешка. Хлеб сначала кусает невеста, потом свекровь, в знак того, что теперь они должны делить все в этом доме, вместе дружно жить, чтоб в доме был всегда хлеб и изобилие [11]. Потом специально нанятая певица или родственница поёт песнопения называя тех, кто подходит и говорит: «вырастившей прекрасного сына, трудолюбивой и доброй свекрови поклон» и невеста кланяется, а свекровь дарит золотые украшения и так каждый родственник характеризуется и вручает свои подарки невесте, а она должна стоять под платком и кланяться каждому.

В некоторых местах Ташкентского оазиса у казахов и киргизов имеется обычай «юз очди» или «бет ашар» , где невесту выводят во двор, и какой-то родственник-малыш палочкой сдергивает с головы невесты покрывало [12], в середине круга стоит стул со стеклянной банкой, и родственники подходят к невесте с пожеланиями и кладут в банку деньги. «Деньги за смотрины» называют их.

На третий день после свадьбы начинают «чалари» или «куёв чакирув» , здесь 20–30 женщин родственниц жениха идут в дом отца невесты. Каждой гостье заранее готовят поднос «туккиз-туккиз», на нем лежат подарки, сладости, лепешки и даже мясо. Отцу и дядькам жениха надевают чабаны. Первым делом чапан надевают на деда и отца. И друзьям, которые пришли с женихом тоже дарят подарок, в основном полотенце. В некоторых кишлаках сохранился обычай «куда кутди» то есть «встречай сватов» . У казахов после свадьбы проводят ещё мероприятие «шукрона той» то есть благодарственная свадьба куда приглашают тех, кто прислуживал работал в день основной свадьбы.

В настоящее время свадебные мероприятия претерпевают изменения: участвуют и женщины, и мужчины совместно, приглашают профессиональных артистов. Если раньше свадьба проводилась во дворе или на улице перед домом сейчас уже все проводят в ресторанах, в специально открытых тойхона. Появляются какие-то новые традиции, украшают подъезды дома, аниматоры веселят детей.

Все наши традиции и обычаи направлены на то, чтобы это событие стало незабываемым, все они наполнены глубоким смыслом и полны доброты пожелания счастья молодым. Каждое мероприятие сформировалось в течение веков и наполнено глубоким духовным смыслом. Поэтому новые обычаи, если они противоречат нашим исстари сформированным традициям долго не сохранятся.

Духовная культура ташкентского региона очень разнообразна и свадебные традиции отличаются своим порядком, своей задачей и семантикой. Анализируя разные традиции этого региона, мы видим их схожесть и в некоторых случаях различия в проведении обычаев.

Литература:

  1. Полевые записи. Село Коростон, Чортокский район, Наманганский област. 2023 г. август.
  2. Полевые записи. Чортокский район, Наманганский област. 2023 г. август.
  3. Полевые записи. Махалля Епкенди, Янгийулский район,Ташкентский област. 2023 г. май.
  4. Полевые записи. Урта Чирчикский район, Ташкентский област. 2023 г. май-июнь.
  5. Полевые записи. Махалля Туйтепа, Урта Чирчикский район, Ташкентский област, 2023 г. июнь.
  6. Полевые записи. Махалля Мустакиллик, Кибрайский район, Ташкентский обласи. 2023 г. март.
  7. Полевые записи. Юнусабадский район, город Ташкент. 2023 г. июл.
  8. Полевые записи. Махалля Хамзаобод, Оккургонский район, Ташкентский област, 2023 г, март-апрел.
  9. Полевые записи. Бекободский район, Ташкентский област. 2023 г. июнь.
  10. Полевые записи. Село Сукок, Паркентский район, Ташкентский област, 2023 г. март.
  11. Полевые записи. Махалля Хиёбонтепа, город Ташкент. 2023 г, август.
  12. Полевые записи. Махалля Уяс, Бекободский район, Ташкентский област. 2023 г. май.
  13. Зунунова Г. Ш. Материальная культура узбеков Ташкента: трансформация традиций (XX — начало XXI в.). — Ташкент: EXTREMUM-PRESS, 2013.
  14. Узбеки/ отв. ред. З. Х. Арифханова, С. Н. Абашин, Д. А. Алимова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т истории АН Республики Узбекистан. — М.: Наука, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): дом невесты, друг жениха, жених, невеста, обычай, сторона жениха, день, Ташкент, традиция, свадебный вечер.


Ключевые слова

калым, жених друзей, плов жениха, девяти блюдах, утренний плов, приветствия невестой, вызов жениха

Похожие статьи

Обрядная одежда узбекских женщин

В данной статье изложена история и развитие узбекского национального костюма конца XIX и начало XX веков.

Современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены значение, современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма,особенности приготовлениянациональных блюд, а также предложены способыпродвижения гастрономического туризма Узбекистана. Далее в статье рассказывает...

Виды элементов паломничества в Мекку в Бухаре

В данной статье приведён научный анализ элементов паломничества в Мекку на основе полевых исследований и источников, их возникновения и причин появления в Бухаре.

Научный анализ некоторых титулов и званий из Хивинских ярлыков

Каждый исторический документ, изучаемый исследователями, служит для прояснения конкретных имеющихся вопросов. Необходимо отметить, что документ, изученный глубоко, в соответствии с научными требованиями, помогает последовательно и широко раскрыть сущ...

Термины вокального искусства и профессиональные певческие жанры Узбекистана

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве. Также о терминах, названиях профессиональных жанров и о манерах звукоизвлечения.

Традиции и новации в обрядовой культуре праздника Ысыах

Статья посвящена исследованию обрядовой практики якутского праздника ысыах. В работе рассматриваются традиционные и инновационные элементы в ритуалах, выявляются этнические символы и интеграция культуры в рамках современности.

Узбекская ручная вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества

В статье анализируется один из видов прикладного искусства — художественная вышивка. Описываются виды вышитых изделий и виды орнаментов.

Экскурсия как один из методов формирования патриотической культуры нахимовцев

В статье авторы рассматривают экскурсию как один из методов формирования патриотической культуры нахимовцев. Для экскурсии воспитатель разрабатывает план проведения и составляет конспект, в котором определяет: тему экскурсии; цель и задачи; маршрут и...

Ритуал открытия винного кувшина в традиционной религии абхазов

В данной статье по итогам полевых, экспедиционных работ, проходивших в ряде абхазских сел, даётся детальное описание обрядовых действий, связанных с религиозным кувшином – Амшапы хапшьа. Ритуал «запечатывания» и «распечатывания» кувшина с натуральным...

Сравнительный анализ традиционной и современной свадьбы в Республике Корея

В данной работе была предпринята попытка анализа корейской свадьбы, как ее представляют себе сами корейцы, с целью помочь русскоязычным студентам, изучающим корейский язык, составить понятие о корейской свадьбе. Мы рассмотрим, какое значение имеет св...

Похожие статьи

Обрядная одежда узбекских женщин

В данной статье изложена история и развитие узбекского национального костюма конца XIX и начало XX веков.

Современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены значение, современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма,особенности приготовлениянациональных блюд, а также предложены способыпродвижения гастрономического туризма Узбекистана. Далее в статье рассказывает...

Виды элементов паломничества в Мекку в Бухаре

В данной статье приведён научный анализ элементов паломничества в Мекку на основе полевых исследований и источников, их возникновения и причин появления в Бухаре.

Научный анализ некоторых титулов и званий из Хивинских ярлыков

Каждый исторический документ, изучаемый исследователями, служит для прояснения конкретных имеющихся вопросов. Необходимо отметить, что документ, изученный глубоко, в соответствии с научными требованиями, помогает последовательно и широко раскрыть сущ...

Термины вокального искусства и профессиональные певческие жанры Узбекистана

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве. Также о терминах, названиях профессиональных жанров и о манерах звукоизвлечения.

Традиции и новации в обрядовой культуре праздника Ысыах

Статья посвящена исследованию обрядовой практики якутского праздника ысыах. В работе рассматриваются традиционные и инновационные элементы в ритуалах, выявляются этнические символы и интеграция культуры в рамках современности.

Узбекская ручная вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества

В статье анализируется один из видов прикладного искусства — художественная вышивка. Описываются виды вышитых изделий и виды орнаментов.

Экскурсия как один из методов формирования патриотической культуры нахимовцев

В статье авторы рассматривают экскурсию как один из методов формирования патриотической культуры нахимовцев. Для экскурсии воспитатель разрабатывает план проведения и составляет конспект, в котором определяет: тему экскурсии; цель и задачи; маршрут и...

Ритуал открытия винного кувшина в традиционной религии абхазов

В данной статье по итогам полевых, экспедиционных работ, проходивших в ряде абхазских сел, даётся детальное описание обрядовых действий, связанных с религиозным кувшином – Амшапы хапшьа. Ритуал «запечатывания» и «распечатывания» кувшина с натуральным...

Сравнительный анализ традиционной и современной свадьбы в Республике Корея

В данной работе была предпринята попытка анализа корейской свадьбы, как ее представляют себе сами корейцы, с целью помочь русскоязычным студентам, изучающим корейский язык, составить понятие о корейской свадьбе. Мы рассмотрим, какое значение имеет св...

Задать вопрос