В статье приведен научный анализ материала полевых исследований традиционных и современных свадебных мероприятий.
Ключевые слова: калым, жених друзей, плов жениха, девяти блюдах, утренний плов, приветствия невестой , вызов жениха.
С древних времён существуют свадебные обычаи и традиции, они сплелись воедино с традициями доисламского периода и обычаями, возникшими после установления ислама. До исламизма они носили больше магический характер. До сих пор в свадебных традициях встречаются элементы зороастризма: например, чтобы сохранить молодых от дурного сглаза и порчи жениха и невесту заставляют несколько раз обойти костёр, когда ведут молодых в дом над ними держат покрывало. Все эти обычаи выполнялись с пожеланиями счастья молодым. Для того, чтобы жизнь была сладкой, изобильной и богатой над головами жениха и невесты рассыпали монеты и сладости. Чтобы в семье было много детей на колени жениха сажали малыша, в подол невесты и полу халата жениха сыпали вареные яйца. До наших дней сохранились такие обычаи, которые выполняются вместе со всеми родственниками и соседями: корпа кавиш — шитьё и простегивание ватных одеял и курпачи (матрас) для постели молодых; маслахат оши (угощение тем, кто собрался на совет как провести свадьбу); сабзи туграр — резка моркови для свадебного плова (приглашались соседи мужчины); мол ёяр — развешивание приданого невесты, чтобы показать всем родственникам и соседкам приданое невесты (приглашали женщин).
Никах той — свадебные церемонии в основном длятся 3 дня: первый день — маслахат оши — (собирают старейшин рода близких родных и советуются как лучше организовать свадьбу, кто что принесет); второй день-собственно свадьба; третий день — шукрона ош (вечер благодарения). В некоторых регионах в определенные дни недели подряд шли свадебные мероприятия, например, в пятницу — помолвка, в субботу — предсвадебные торжества, в воскресенье Никах той свадебный вечер, как правило в ресторанах [1].
Подготовка к свадьбе начинается уже с того момента, когда выбрали невесту и идут к ней домой свататься. Женщины сваты посредством традиции «киз кориш», «уй кориш» обращали внимание на их дом на внешность девушки. Женщины сваты, чаще всего это близкие родственницы жениха придя в дом потенциальной невесты осматриваются, запоминая в каких условиях росла девушка, во время смотрин обращают внимание на внешность девушки, как она одета, на её поведение, обращают внимание на ее родных. В отличие от Ташкента в Намангане свататься шли мужчины. Когда невеста была выбрана выполняется обычай «нон синдириш»,«нон ушатиш» (поломать лепешку) в других местах «оклик олди», где в дом девушки приглашались почтенные пожилые женщины и как символ единства двух семей ломали лепешку [13, c.261]. Если обе стороны устраивает все, то кто-то из пожилых сватов ломают лепешку, что означает — эти две семьи породнятся. В Ташкенте этот обычай уже проводится вместе с помолвкой. В день помолвки сторона жениха отправляет в дом невесты калым и подарки родителям девушки.
В современном обществе помолвка проводится за месяц до свадьбы. Это мероприятие называется «той кесар» , проводится в доме невесты и здесь родителям девушки вручают калым. Это символическая плата за материнское молоко и в настоящее время это порядка 7–10 млн. сум (около 1000 долларов). Калым кладут в специальную деревянную шкатулку, и кто-нибудь из пожилых родственников жениха отдаёт её одному из родственников невесты. Помимо этого, сторона жениха отправляет в дом невесты 20–30 коробок с халвой, слоенными лепёшками и сладостями. По окончании мероприятия эти коробки дарят близким родственникам невесты.
У некоторых народов, живущих в Узбекистане в кишлаках, сохранился обычай хищения девушек. В Ташкентском регионе у казахов хищение проводят с согласия девушки. Потом девушка писала письмо родителям прося прощения и благословения. Получив письмо, родные девушки организовывали погоню, Это были «кувгинчилар». Сторона жениха просит у них прощения и приглашает в гости, готовит им угощение [3]. У киргизов, живущих вблизи Ташкента, если похищенная девушка соглашается накинуть на себя белый платок считается, что надо готовиться к свадьбе. Приехавшие за девушкой «кувгинчи» получали подарки и деньги и соглашались стать сватами. У турков тоже оригинальные интересные традиции, связанные со сватовством [4]. Обычай хищения невесты есть и у турков. У них основную роль представителя играют отец и мать. Девушка выходит с красным поясом, символом непорочности. Друг жениха спрашивает: что будем резать — язык невесты или сердце? Если ответ — язык, значит она никогда в жизни не должна даже слово возразить свекрови и свекру, должна молча уважать их и слушаться.
У казахов калым немалый, около 30–40 млн сум. В некоторых местах величина калыма зависит и от образованности девушки: если с высшим образованием — 20 млн сум. Если среднее образование 15 млн [5]. В иных местах Ташкентской области сохранился обычай давать калым с целью помочь стороне невесты и частично покрыть их расходы на свадьбу и платят меньше, чем раньше. В настоящее время этот обычай отменён, как противоречащий законам республики.
Сторона жениха 2 дня проводит свадебные торжества. В первый день проходит свадебный вечер, до того ближе к обеду жених с 20–30 друзьями «куёв навкар » едет в дом к невесте [14, c.357.]. У дверей дома стелется дорожка и его по этой дорожке «пояндоз» ведут в дом в символический шатёр. Жених разрывает край шатра. На скатерть перед друзьями жениха ставят пельмени в некоторых местах жаркое [6], а для самого жениха несут плов «куёв оши». Есть традиция: жених должен оставить на плове отпечаток всей ладони, и там, где отпечатались пальцы, кладут шоколад и несут плов невесте [7]. Этот обычай возник в современности как пожелание сладкой жизни молодым. В некоторых кишлаках есть шуточная традиция: жених собственноручно кормит своих холостых друзей (у таджиков это называется «рузи мурод») — пожелание скорейшей женитьбы, чтобы и они поскорее женились. В Аккурганском районе друзьям жениха положено поставить 9 блюд (токкиз товок) [8]. Среди разных блюд обязательно должны быть вареные яйца, национальные кушанья: самса, шурпа, норин, и обязательно баранина (туш) . Баранина (туш) предназначается для жениха и его приготовлению уделяется особое внимание. На скатерти безусловно должно быть мясо барана с вареннойголовой посередине. Начинал есть жених и потом раздавал друзьям, поднос с мясом шёл по кругу.
В углу комнаты стелили в несколько слоёв ватные матрасы (курпачи). Из уважения жениху готовилось такое отдельное место. Тети или Бабушка невесты вносили в комнату, где сидели жених с друзьями поднос с чапаном, тюбетейкой и поясным платком. Поднос с подарками жениху назывался «куёв сарпо». Этот подарок был приготовлен будущей тещей. Один из близких друзей повернув жениха в сторону Мекки помогал ему надеть чапан.
Поднос этот пускался по кругу, и друзья жениха наполняли его деньгами и поднос возвращался тетушкам невесты. На поднос друзья жениха семь раз кладут деньги. Этот обычай называют «покупка чапана» (Чапман это стёганный ватный халат). На мероприятии и жених должен положить на блюдо с мясом деньги. Во многих местах существует шутливая традиция прятать обувь жениха и друзей, что означало «приходить почаще в этот дом» . После парни выкупали свою обувь за символическую плату.
Местные парни тоже преграждали путь жениху и его друзьям, надо было им дать откуп в виде козы или цену козы. ( овул босди назывался такой обычай [9].
И только потом жених выходит во двор и женщины выводят к нему невесту, одетую в белый наряд. Выходят все родные невесты и девушка прощается с отцом, родственниками, кланяется им, плачет, отец благословляет её, целуя в лоб.
В доме невесты за день до прихода жениха проводится девичник «кизлар базми», в котором участвуют подруги, сестры и молодые соседки [10]. Они веселятся, красят невесту их тоже угощают вкусностями. Следующее важное мероприятие это «нахор оши» , отец жених готовит плов для всей махалли [13, c.272.]. Все гости собираются в дом невесты очень рано в 7 утра, чтобы поесть плова и пожелать молодым счастья. В Бухаре тоже есть такой обычай и его называют «оши падар» то есть плов отца.
В Ташкенте после плова подают и шурпу (суп из баранины) [14, c.353]. По согласию сторон нахор оши давали и сторона невесты, и сторона жениха. Кстати, продукты для плова отправляли в дом невесты заранее, их должны подвезти родные жениха.
На другой день после свадебного вечера в доме, куда пришла молодая проводится мероприятие «келин салом». Важным атрибутом данного мероприятия является лепешка. Хлеб сначала кусает невеста, потом свекровь, в знак того, что теперь они должны делить все в этом доме, вместе дружно жить, чтоб в доме был всегда хлеб и изобилие [11]. Потом специально нанятая певица или родственница поёт песнопения называя тех, кто подходит и говорит: «вырастившей прекрасного сына, трудолюбивой и доброй свекрови поклон» и невеста кланяется, а свекровь дарит золотые украшения и так каждый родственник характеризуется и вручает свои подарки невесте, а она должна стоять под платком и кланяться каждому.
В некоторых местах Ташкентского оазиса у казахов и киргизов имеется обычай «юз очди» или «бет ашар» , где невесту выводят во двор, и какой-то родственник-малыш палочкой сдергивает с головы невесты покрывало [12], в середине круга стоит стул со стеклянной банкой, и родственники подходят к невесте с пожеланиями и кладут в банку деньги. «Деньги за смотрины» называют их.
На третий день после свадьбы начинают «чалари» или «куёв чакирув» , здесь 20–30 женщин родственниц жениха идут в дом отца невесты. Каждой гостье заранее готовят поднос «туккиз-туккиз», на нем лежат подарки, сладости, лепешки и даже мясо. Отцу и дядькам жениха надевают чабаны. Первым делом чапан надевают на деда и отца. И друзьям, которые пришли с женихом тоже дарят подарок, в основном полотенце. В некоторых кишлаках сохранился обычай «куда кутди» то есть «встречай сватов» . У казахов после свадьбы проводят ещё мероприятие «шукрона той» то есть благодарственная свадьба куда приглашают тех, кто прислуживал работал в день основной свадьбы.
В настоящее время свадебные мероприятия претерпевают изменения: участвуют и женщины, и мужчины совместно, приглашают профессиональных артистов. Если раньше свадьба проводилась во дворе или на улице перед домом сейчас уже все проводят в ресторанах, в специально открытых тойхона. Появляются какие-то новые традиции, украшают подъезды дома, аниматоры веселят детей.
Все наши традиции и обычаи направлены на то, чтобы это событие стало незабываемым, все они наполнены глубоким смыслом и полны доброты пожелания счастья молодым. Каждое мероприятие сформировалось в течение веков и наполнено глубоким духовным смыслом. Поэтому новые обычаи, если они противоречат нашим исстари сформированным традициям долго не сохранятся.
Духовная культура ташкентского региона очень разнообразна и свадебные традиции отличаются своим порядком, своей задачей и семантикой. Анализируя разные традиции этого региона, мы видим их схожесть и в некоторых случаях различия в проведении обычаев.
Литература:
- Полевые записи. Село Коростон, Чортокский район, Наманганский област. 2023 г. август.
- Полевые записи. Чортокский район, Наманганский област. 2023 г. август.
- Полевые записи. Махалля Епкенди, Янгийулский район,Ташкентский област. 2023 г. май.
- Полевые записи. Урта Чирчикский район, Ташкентский област. 2023 г. май-июнь.
- Полевые записи. Махалля Туйтепа, Урта Чирчикский район, Ташкентский област, 2023 г. июнь.
- Полевые записи. Махалля Мустакиллик, Кибрайский район, Ташкентский обласи. 2023 г. март.
- Полевые записи. Юнусабадский район, город Ташкент. 2023 г. июл.
- Полевые записи. Махалля Хамзаобод, Оккургонский район, Ташкентский област, 2023 г, март-апрел.
- Полевые записи. Бекободский район, Ташкентский област. 2023 г. июнь.
- Полевые записи. Село Сукок, Паркентский район, Ташкентский област, 2023 г. март.
- Полевые записи. Махалля Хиёбонтепа, город Ташкент. 2023 г, август.
- Полевые записи. Махалля Уяс, Бекободский район, Ташкентский област. 2023 г. май.
- Зунунова Г. Ш. Материальная культура узбеков Ташкента: трансформация традиций (XX — начало XXI в.). — Ташкент: EXTREMUM-PRESS, 2013.
- Узбеки/ отв. ред. З. Х. Арифханова, С. Н. Абашин, Д. А. Алимова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т истории АН Республики Узбекистан. — М.: Наука, 2011.