В статье рассматриваются особенности прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав граждан РФ в свете цифровизации электорального процесса. Автором выявлены наиболее актуальные правовые пробелы, препятствующие эффективной реализации прокурорского надзора в данной сфере. Как следствие, предлагается несколько направлений по совершенствованию действующего законодательства, которые будут способствовать соблюдению законности избирательного процесса в условиях виртуального пространства.
Ключевые слова: избирательные права, прокурорский надзор, выборы, голосование, ДЭГ.
Особое место в системе конституционных прав занимают избирательные права граждан. Для их практического воплощения на государственном уровне установлены определенные механизмы. Одним из таковых выступает прокурорский надзор за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Ежегодно органами прокуратуры РФ выявляется достаточно существенное количество нарушений в данной сфере. Как следствие, переоценить значение такой прокурорской деятельности весьма сложно. Вместе с тем, правовое регулирование прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России не лишено недостатков. В связи с изложенным, выбранная тема для научной статьи представляется актуальной и востребованной для исследования как в теоретическом, так и практическом аспектах.
Так, правовое регулирование прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ в нынешнее время осуществляется комплексом нормативных правовых актов. Особое значение имеют положения таких законов как Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [6], регулирующий не только правовое положение органов прокуратуры РФ, но и устанавливающий возможность реализации прокурорского надзора в исследуемой сфере, и Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [5], выступающий базовым нормативным правовым актом, которым раскрываются основные права и гарантии субъектов избирательного процесса. Более того, в данной сфере действуют и акты, принятые органами прокуратуры РФ в рамках своих полномочий (например, Письмо Генпрокуратуры РФ от 22.12.2003 № 36–12–03 «О Методических рекомендациях «Осуществление прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав граждан», которое является залогом осуществления единого порядка прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав граждан на всей территории РФ). Вместе с тем, правовая регламентация прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ имеет некоторые недостатки.
Анализ практики, которая демонстрирует реализацию органами прокуратуры РФ своих полномочий в исследуемой сфере, свидетельствует о том, что нарушения законодательства, действующего в рамках избирательного процесса, совершаются фактически всеми участниками и на всех стадиях (например, в рамках формирования списков избирателей, избирательных участков и комиссий, выдвижения и регистрации кандидатов на выборные должности, финансирования расходов на подготовку и проведение выборов, предвыборной агитации и т. д.). При этом непосредственно в день выборов достаточно часто встречаются такие нарушения как фальсификация избирательных бюллетеней, несоблюдение прав наблюдателей и др. [1, c. 23] Особенно актуально стало говорить о росте подобных нарушений в связи с цифровизацией избирательного процесса. Указанное обстоятельство, в свою очередь, актуализирует и проблему реализации прокурорского надзора в связи с затрудненностью в целом осуществления контроля за процессом выборов, которые проходят в рамках электронного пространства.
Так, законодатель наделил правом наблюдения за процессом дистанционного электронного голосования с помощью специального программного обеспечения только ограниченный круг субъектов, в который органы прокуратуры РФ фактически не входят. Наблюдатели имеют специальные права, связанные, например, с возможностью ознакомления со списками участников ДЭГ и получения цепочек блоков информации распределенной базы данных, содержащей результаты волеизъявления участников ДЭГ и данные о его итогах [2, c. 32]. Данные права имеют концептуальное значение для соблюдения законности избирательного процесса. Как следствие, на наш взгляд, таким правом наблюдения за процессом дистанционного электронного голосования следует наделить и органы прокуратуры РФ путем дополнения п. 10.2 Постановления Центральной избирательной комиссии от 08.06.2022 № 86/716–8 «О Порядке дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем» [4].
Главным образом необходимость внесения таких изменений связана с тем, что получить информацию о допущенных нарушениях в ходе ДЭГ органы прокуратуры РФ могут только посредством обращения граждан или же сообщений избирательных комиссий, что на практике встречается довольно редко. Вместе с тем, сам анализ практики правоприменения свидетельствует о том, что нарушений прав граждан в рамках ДЭГ совершается достаточно много, однако заявители сталкиваются с трудностями при защите своих прав и доказывании незаконности проведенного ДЭГ [3]. Как следствие, имеется необходимость в более оперативном получении информации о процессе ДЭГ и его результатах непосредственно органами прокуратуры РФ. В свою очередь, возможность осуществления надзора в данной сфере позволит извлечь все преимущества информатизации электорального процесса. При этом реализация прав и гарантий субъектов избирательного процесса будет в полной мере обеспечена органами прокуратуры РФ, которые смогут более своевременно выявлять и пресекать нарушения законодательства о выборах.
Кроме того, с учетом специфики проведения ДЭГ, представляется важным актуализировать методику проведения прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. В данной связи представляется целесообразным принятие новых методических рекомендаций, которые будут устанавливать особенности осуществления прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав граждан в свете использования ДЭГ.
Предлагаем дополнить и Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самостоятельной главой, которая будет посвящена конкретизации в целом специальных полномочий прокурора в сфере выборов.
Таким образом, важное значение для реализации избирательных прав граждан РФ в соответствии с нормами закона занимает такая мера как прокурорский надзор. Однако его практическое воплощение на сегодняшний день имеет ряд проблем. Так, особую проблематику вызывает реализация прокурорского надзора в свете цифровизации избирательного процесса. В данном случае речь идет о ДЭГ. Проведенный анализ позволил выявить пробелы в правовом регулировании, которые мы предлагаем восполнить посредством внедрения следующих направлений:
1) Необходимо дополнить п. 10.2 Постановления Центральной избирательной комиссии от 08.06.2022 № 86/716–8 таким субъектом как органы прокуратуры РФ;
2) Представляется целесообразным принятие обновленных методических рекомендаций, посвященных прокурорскому надзору за соблюдением избирательных прав граждан в рамках ДЭГ;
3) Предлагаем дополнить Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» специальной главой, которая урегулирует специальные полномочий органов прокуратуры РФ по обеспечению законности в избирательном процессе.
Предложенные направления, на наш взгляд, имеют особую теоретическую и практическую ценность, поэтому могут быть успешно внедрены в законотворческий процесс и практику правоприменения.
Литература:
- Гальченко А. И. Осуществление прокурорской деятельности по защите избирательных прав граждан // Научный поиск. — 2017. — № 4.1. — С. 21–25.
- Зуев Р. О. Прокуроский надзор за исполнением законодательства о выборах и референдуме в свете информатизации электоральных процессов: проблемы и перспективы // Сфера права. — 2022. — № 2. — С. 27–36.
- Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.07.2022 № 88а-15046/2022 // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление ЦИК России от 08.06.2022 № 86/716–8 «О Порядке дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем» // Вестник ЦИК России. № 5. 2022.
- Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 29.05.2023) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.