Цель: исследовать механизм принудительного исполнения постановлений о взыскании административных штрафов с должников-бюджетополучателей, выявить проблематику его фактической реализации и сформулировать предложения, направленные на правильное и своевременное исполнение требований указанных исполнительных документов.
Методология: методологическую основу работы составляет диалектический метод как общенаучный метод познания, который позволяет исследовать явления и процессы в их взаимной обусловленности и следующие общенаучные методы — системный, сравнительно-правовой, формально-логический, изучение судебной практики, анализ действующей законодательной базы.
Результаты: на основе теории и правоприменительной деятельности рассмотрен механизм принудительного взыскания административных штрафов с бюджетных организаций и муниципальных образований, выявлены проблемы нормативно-правового регулирования и предложены пути их решения.
Новизна/оригинальность/ценность: статья обладает научной ценностью, поскольку автором предлагается внесение корректив в действующее законодательство, способствующих правильному и своевременному исполнению постановлений о взыскании административных штрафов с должников-бюджетополучателей.
Ключевые слова: административный штраф, должник, бюджетополучатель, бюджетная организация, муниципальное образование, иммунитет бюджета, принудительное исполнение, пристав-исполнитель, обязанность.
В соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) к административной ответственности помимо физических лиц, могут быть привлечены и юридические лица.
Российская Федерация далеко не первое государство, где широко применяется институт административной ответственности юридических лиц. В Европе нет ни одного государства, в котором бы в повседневной правоприменительной практике не подтверждалась значимость и эффективность данного института. Закономерно поэтому, что и КоАП РФ проявляет к нему повышенное внимание, признавая юридических лиц субъектами значительного количества административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил в различных областях.
Так, согласно сведениям отчета о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, в 2022 году 168 651 юридических лиц подвергнуты административным наказаниям, в том числе в виде взыскания административных штрафов /8/.
При этом, административная ответственность юридических лиц распространяется не только на хозяйствующих субъектов, но и на субъектов публичного права, имеющих статус юридического лица.
Речь идет о различных публично-правовых образованиях, главным предназначением которых является не участие в гражданском обороте и не осуществление предпринимательской деятельности, а решение задач общественного характера, в том числе путем реализации властных полномочий публичного управления.
К данным субъектам административных правонарушений относятся государственные и муниципальные учреждения, федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, а также органы местного самоуправления, т. е. публично-правовые образования и юридические лица публичного права, чьи денежные средства прямо или косвенно выступают средствами соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — бюджетополучатели).
Наиболее распространенным видом административного наказания, применяемым к вышеуказанным субъектам, является административный штраф — мера административного принуждения в виде взыскания с лица, совершившего административное правонарушение, денежной суммы.
По общему правилу административный штраф должен быть уплачен правонарушителем не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В противном случае, постановление о наложении административного штрафа направляется судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ)/2/.
В соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» порядок взыскания административного штрафа предполагает принятие судебным приставом-исполнителем мер по обращению взыскания на денежные средства должника, находящиеся в том числе на счетах в банках или иных кредитных организациях /3/.
Однако, в отношении должников-бюджетополучателей данный порядок не применим, поскольку бюджетные средства наделяются особым статусом, что предопределяется их ролью в обеспечении стабильности и непрерывности в реализации государством возложенных на него функций /4/. Одним из проявлений такого статуса является иммунитет бюджетов.
В соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением прямо указанных в статье случаев, допускается на основании судебного акта и только в специально предусмотренных гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядках /1/.
Как разъяснил Верховный суд Российской Федерации, особенность данных порядков состоит в том, что Федеральная служба судебных приставов в лице своих территориальных органов отстраняется от исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов, механизм принудительного исполнения, закрепленный Федеральным законом от 02.10 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не используется. При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» /5/. При этом суд в качестве исполнительных документов указывает такие как судебный приказ, исполнительный лист, и не разъясняет порядок исполнения постановлений судов, органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, предполагающих обращение взыскания на средства бюджетов.
Глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов различных уровней, а также порядок исполнения решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов /1/.
Как видно, порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, предусматривающих взыскание с бюджетополучателей административных штрафов, Бюджетный кодекс Российской Федерации не регламентирует.
Более того, ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ устанавливает обязанность для судьи, органа, должностного лица, вынесшего постановление, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, направить его судебному приставу-исполнителю для исполнения, и исключает возможность направления постановления о взыскании административного штрафа в иной орган.
Однако, как было отмечено выше, исполнительные документы на обращение взыскания бюджетных средств не подлежат исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Необходимо отметить, что постановления судов, органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях не относятся к судебным актам, поскольку выносятся не на основании решения суда, и следовательно, не могут быть исполнены по правилам и в порядке, установленными гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, налицо существование пробела в законодательстве, что подтверждается, в том числе и судебной практикой.
Так, решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.10.2015 по делу № А15–2788/2015 удовлетворены требования Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан к Управлению Федерального казначейства по Республике Дагестан о признании незаконным отказа от 22.06.2015 № 34 в принятии к исполнению постановлений Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан № 162 от 16.10.2014 и № 68 от 29.05.2014 о назначении административного наказания в виде взыскания штрафа с администрации муниципального образования «Село Гамиях» Новолакского района Республики Дагестан. В своем решении суд верно отметил, что порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании штрафа с бюджетной организации или муниципального образования бюджетное законодательство не регулирует /7/.
Верховный суд Российской Федерации в определении от 16.08.2016 № 308-КГ16–10196 также указал, что судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений задолженности по уплате административных штрафов законодательством Российской Федерации не предусмотрен/6/.
С учетом изложенного, с целью надлежащей нормативно-правовой регламентации и повышения эффективности взыскания административных штрафов с организаций — бюджетополучателей, считаю целесообразным внести изменения в ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, предполагающие направление судом, органом или должностным лицом постановления о наложении административного штрафа на бюджетополучателей, в финансовый орган публично-правового образования-должника или в орган Федерального казначейства, в котором должнику-учреждению открыты лицевые счета.
И следовательно, необходимо гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнить положениями, регламентирующими порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые автором коррективы в действующее законодательство позволят надлежащим образом регламентировать порядок принудительного исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также поспособствуют правильному и своевременному исполнению указанных исполнительных документов.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 14.04.2023) // СПС КонсультантПлюс;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СПС КонсультантПлюс;
- Об исполнительном производстве: федеральный закон от 02.10.2007 № 229 — ФЗ (в ред. от 29.12.2022) // СПС КонсультантПлюс;
- По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти» в связи с жалобами граждан Э. Д. Жуховицкого, И. Г. Пойма, А. В. Понятовского, А. Е. Чеславского и ОАО «Хабаровскэнерго»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 № 8-П // СПС КонсультантПлюс;
- О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 // СПС КонсультантПлюс;
- Определение Верховного суда РФ от 16.08.2016 № 308-КГ16–10196 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного суда РФ. Электрон. текст. дан.-https://vsrf.ru/lk/practice/cases?®isterDateExact=off&considerationDateExact=off&numberExact=true&number=308- %D0 %9A %D0 %9316–10196 (дата обращения 08.05.2023);
- Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.10.2015 по делу № А15–2788/2015 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Арбитражного суда Республики Дагестан. Электрон. текст. дан.- https://sudact.ru/arbitral/doc/cXHdgy2sKSQx/?arbitral-txt=&arbitral-case_doc= %D0 %9015–2788 %2F2015&arbitral-lawchunkinfo=&arbitral-date_from=&arbitral-date_to=&arbitral-region=&arbitral %20court= %D0 %90 %D0 %A1+ %D0 %A0 %D0 %B5 %D1 %81 %D0 %BF %D1 %83 %D0 %B1 %D0 %BB %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %B8+ %D0 %94 %D0 %B0 %D0 %B3 %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BD&arbitral-judge=&_=1685870554849 (дата обращения 08.05.2023);
- Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 2022 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ. — Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7645 (дата обращения 08.05.2023);