Цель: выделить и охарактеризовать стадии исполнительного производства при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях.
Методология: в работе использованы следующие общенаучные методы — системный, сравнительно-правовой, формально-логический, анализ действующей законодательной базы.
Результаты: в статье проанализирована стадийность исполнительного производства по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, сформулированы задачи и временные параметры каждой из стадий, дана их характеристика.
Актуальность: актуальность работы обусловлена тем, что законодательство об исполнительном производстве не закрепляет в четком виде стадийность исполнительного производства, которая, несомненно, способствовала бы логически правильному построению процесса. Автором предложены конкретные стадии исполнительного производства и обоснована целесообразность их выделения.
Ключевые слова: административные правонарушения, исполнительное производство, стадии исполнительного производства, принудительное исполнение, судебный пристав-исполнитель, служба судебных приставов.
В юридической науке стадией как правило называют совокупность процессуальных действий, охватываемых не конечной, а какой-либо близлежащей целью процесса.
Исполнительному производству, как любому юридическому правоприменительному процессу, присуща определенная стадийность, однако на современном этапе исполнительное производство законодательно не урегулировано в соответствии со стадийной организацией.
Понятие «стадия в исполнительном производстве» довольно часто используется и в литературе, и на практике, однако вопрос о стадиях исполнительного производства остается в настоящее время дискуссионным.
Еще в 1910 году на стадийность в процессе принудительного исполнения указал Т. М. Яблочков, выделив следующие стадии:
1) вручение повестки об исполнении ответчику;
2) арест имущества;
3) продажа имущества;
4) утверждение торга судом (или рассмотрение жалоб на судебного пристава);
5) распределение денег между кредиторами [5].
Принудительное исполнение юрисдикционных актов должно происходить не хаотично, а в определенной последовательности, поэтому отсутствие логического обоснования поэтапного движения исполнения является в настоящее время одной из основных причин недостаточной эффективности исполнительного производства.
Теорией права закреплена концепция о необходимости исследования стадийности исполнительного производства. Исследование заключается с рассмотрения двух методологических позиций:
– общелогической характеристики совершения всех процедурно-процессуальных действий;
– рассмотрение функционального проявления всей процессуальной деятельности, с учетом этапов, которые представляют собой последовательный процесс комплекса действий, закрепленных в разнообразных процессуальных актах и имеющих основной целью достижение необходимого результата, предусмотренной нормой соответствующего материального права.
Сторонники данной точки зрения рассматривают основные уровни стадий юридического процесса:
- Стадия логической последовательности;
- Стадия функционального назначения.
Рассмотрение исполнительного производства в рамках стадии функционального назначения обусловлена тем, что органы государства либо должностное лицо, издав соответствующий акт, передает его к сведению заинтересованным лицам, после чего его правоприменительная деятельность в данном случае прекращается.
Конкретные же действия по реализации принятых актов осуществляются другими органами и должностными лицами, в результате этого исполнительное производство можно рассматривать как стадию логической последовательности.
Дискуссионной является отнесение исполнительного производства к стадии функционального назначения. Теорией права указано на то, что стадия функционального назначения проявляет свою реализацию в зависимости от природы и функциональной деятельности, которые находят определение в специальных субъектах, которые характеризуются центральной ролью в данном процессе. Принимаемые данными субъектами решения имеют неукоснительное значение и носят специфический характер.
Исполнительное производство характеризуется практической реализацией административного наказания, которое назначено правонарушителю судом (судьей) или другим правомочным на то органом.
Вне зависимости от установленной точки зрения о нахождении исполнительного производства в составе административного процесса или административного производства, исполнительное производство может быть, также охарактеризовано последовательностью стадий.
Так, И. В. Решетникова выделяет:
1) стадию возбуждения и подготовки к непосредственному исполнению;
2) стадию осуществления исполнительного производства;
3) стадию окончания исполнительного производства [3].
Аналогичной позиции, предполагающей отдельные стадии принудительного исполнения в виде возбуждения, совершения исполнительных действий и окончания исполнительного производства, придерживается и В. М. Шерстюк [4].
На мой взгляд, стоит согласиться с точкой зрения вышеперечисленных ученых о стадийности исполнительного производства, поскольку выделенные ими стадии обладают относительной логической обособленностью и имеют следующие признаки, характерные для правоприменительного, гражданского, административного и иных процессов:
– каждая стадия представляет собой систему процессуальных действий;
– стадии обладают самостоятельной задачей, выполнение которой обусловливает совершение особых действий;
– качественное своеобразие содержания стадий, т. е. специфика совершаемых процессуальных действий;
– обособленность во времени;
– документально закрепленный результат стадии.
И, напротив, нельзя согласиться на мой взгляд с мнением В. А. Гуреева и В. В. Гущина, которые помимо стадий возбуждения, непосредственного принудительного исполнения и окончания исполнительного производства, выделяют такие стадии как подготовка к принудительному исполнению, распределение взысканных сумм, обжалование действий судебного пристава-исполнителя [2].
Так, не совсем понятно какие процессуальные действия предполагает в себе стадия подготовки к принудительному исполнению, каково ее содержание, а также каким процессуальным документом должен быть закреплен результат данной стадии. Кроме того, выделяемая стадия не имеет временных параметров. На мой взгляд процесс подготовки к принудительному исполнению необходимо отнести к стадии возбуждения исполнительного производства.
Также, по моему мнению, отсутствует целесообразность выделения стадии распределения взысканных сумм, поскольку не все исполнительные документы предполагают взыскание денежных средств, например, постановление о наложении административного наказания в виде отбывания обязательных работ, следовательно, данная стадия в рамках принудительного исполнения исполнительных документов неимущественного характера не наступает. Кроме того, даже в рамках принудительного исполнения исполнительных документов, предполагающих взыскание денежных средств, совсем необязательно, что денежные средства будут взысканы и будет необходимость их распределения.
Предлагаемая В. А. Гуреевым и В. В. Гущиным стадия обжалования действий судебного пристава-исполнителя также на мой взгляд не логична, поскольку действия судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства в любой момент ведения исполнительного производства, что свидетельствует об отсутствии у данной стадии обособленности во времени и последовательности в исполнительном процессе. Кроме того, в случае отсутствия претензий со стороны должника и взыскателя к действиям судебного пристава-исполнителя, данная стадия вообще никогда не наступит.
Вместе с тем, полагаю возможным согласиться с позицией В. А. Гуреева и В. В. Гущина в части условного разделения стадий исполнительного производства на два типа — обязательные и факультативные. К обязательным, по мнению авторов, относится возбуждение исполнительного производства, подготовка к принудительному исполнению и завершение исполнительного производства. В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) исполнительное производство проходит стадию возбуждения [1]. После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В том случае, если в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения должником содержащиеся в исполнительном документе требования исполнены полностью, то судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе по пункту 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве. В данном случае, за стадией возбуждения исполнительного производства сразу следует стадия завершения исполнительного производства.
Стадию же непосредственного принудительного исполнения следует отнести к факультативной, поскольку ее наступление (или ненаступление) будет зависеть от целого ряда обстоятельств, в некоторых случаях образующих сложный юридический состав.
Так, данная стадия наступает только в том случае, если в срок, установленный для добровольного исполнения, должник добровольно не исполнил содержащиеся в исполнительном документе требования. Кроме того, стадия принудительного исполнения наступает и в том случае, если исполнительный документ, подлежащий немедленному исполнению, не был исполнен в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
На мой взгляд в процессе исполнительного производства логично выделить следующие стадии:
- Стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к принудительному исполнению.
- Стадия осуществления принудительного исполнения.
- Стадия завершения исполнительного производства.
Рассмотрим более подробно каждую из предлагаемых стадий исполнительного производства.
Возбуждение исполнительного производства образует самостоятельную и обязательную стадию исполнительного производства. Задачами данной стадии являются обеспечение правомерного возникновения исполнительного производства; определение сторон исполнительного производства; планирование предстоящих исполнительных действий.
Согласно требованиям законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, например постановление о приостановлении деятельности должника, то он после поступления в подразделение службы судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение службы судебных приставов.
Также, на данной стадии стороны исполнительного производства, а также орган, выдавший исполнительный документ, извещаются о возбуждении исполнительного производства. Должник извещается о необходимости исполнения требований судебного акта по общему правилу в пятидневный срок. Кроме того, на данном этапе должнику разъясняются последствия неисполнения им требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований.
Необходимо отметить, что Законом об исполнительном производстве предусмотрены случаи, когда срок для добровольного исполнения требований должнику не предоставляется. Это касается исполнительных производств, возбужденных по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора. Также срок для добровольного исполнения требований судебного акта должнику не предоставляется в случае повторного предъявления исполнительного документа к исполнению, по исполнительному документу о конфискации имущества, по исполнительному документу об отбывании обязательных работ, по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению, по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Вместе с тем, на данной стадии судебным приставом-исполнителем может быть принято процессуальное решение об отказе в возбуждении исполнительного производства. Перечень оснований для принятия такого решения закреплен в ст. 31 Закона об исполнительном производстве и является исчерпывающим. Об отказе в возбуждении исполнительного производства также извещаются стороны исполнительного производства и орган, выдавший исполнительный документ.
Важно отметить, что на рассматриваемой стадии судебный пристав-исполнитель вправе исследовать имущественного положение должника, посредством направления запросов в регистрирующие органы и кредитные организации, однако применять какие-либо меры принудительного характера, например обращение взыскания на денежные средств должника, находящиеся на банковском счете, судебный пристав не вправе до момента получения сведений о надлежащем уведомлении должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства и истечения срока, установленного для добровольного исполнения, если таковой предусмотрен.
Стадия принудительного исполнения, как отмечалось выше, наступает в случае неисполнения должником требований юрисдикционного акта в срок, установленный для добровольного исполнения требований. Данная стадия предполагает принятие судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства и имущество должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан должник по исполнительному документу.
Перечень мер принудительного исполнения, которые вправе применять судебный пристав-исполнитель, закреплен в ст. 68 Закона об исполнительном производстве, однако данный перечень не является закрытым и предоставляет право судебному приставу осуществлять и иные действия, направленные на полное и своевременное исполнение исполнительного документа.
Следует подчеркнуть, что состав мер принудительного исполнения различен при исполнении требований имущественного и неимущественного характера. Так, порядок исполнения требований неимущественного характера определен главой 13 Закона об исполнительном производстве. При этом, отдельным видам требований неимущественного характера посвящены соответствующие статьи указанной главы закона. Например, ст. 109 названного закона регламентирует порядок исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника, ст. 109.2 того же закона определен порядок исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об отбывании обязательных работ.
И, наконец, стадия завершения исполнительного производства предполагает окончание либо прекращение исполнительного производства. Данную стадию следует рассматривать как окончание всех исполнительных действий по конкретному исполнительному производству.
Задачей данной стадии является закрепление результатов восстановления нарушенного права либо обеспечение правомерного окончания/прекращения исполнительного производства без фактического исполнения исполнительного документа.
Перечень оснований, по которым исполнительное производство может быть окончено или прекращено, также законодательно закреплен и является закрытым. При этом, разные категории исполнительных производств могут быть окончены либо прекращены только по тем основаниям, которые строго установлены Законом об исполнительном производстве для данной категории.
Так, например, исполнительное производство оканчивается по истечении срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении независимо от фактического исполнения этого акта. Иные исполнительные документы по данному основанию окончены быть не могут.
Кроме того, ст. 43 Закона об исполнительном производстве четко определены случаи, когда исполнительное производство прекращается исключительно судом, и случаи, когда такая обязанность возлагается непосредственно на судебного пристава-исполнителя.
Решение об окончании/прекращении исполнительного производства оформляется судебным приставом-исполнителем в виде постановления и направляется сторонам исполнительного производства и в орган, выдавший исполнительный документ.
Подводя итог вышесказанному, автор приходит к выводу, что принудительное исполнение исполнительных документов, в том числе постановлений по делам об административных правонарушениях, имеет стадийный характер. Также автор выделяет такие стадии как возбуждение, осуществление принудительного исполнения и завершение исполнительного производства. Каждая стадия решает задачи, присущие только ей, и имеет при этом относительно самостоятельный характер и свои особенности. Они различаются совершением различного рода действий, принятием всевозможных процессуальных документов. В то же время они подчинены решению общих целей и тесно связаны между собой.
Вместе с тем, автор констатирует факт того, что Закон об исполнительном производстве не закрепляет в четком виде стадийность исполнительного производства, которая, несомненно, способствовала бы логически правильному построению процесса. В данном Законе выделена глава 5 «Исполнительное производство», которая хотя и объединила в себе нормы, регламентирующие динамику развития исполнительного производства, однако содержащиеся в ней статьи и порядок их изложения не всегда корреспондируют соответствующим стадиям исполнительного производства.
Литература:
- Об исполнительном производстве: федеральный закон от 02.10.2007 № 229 — ФЗ (в ред. от 29.12.2022) // СПС КонсультантПлюс;
- Гуреев В. А., Гущин В. В. Исполнительное производство: учебник / В. А. Гуреев, В. В. Гущин. — М.: Статус, 2014. — 453 с.
- Решетникова И. В. Стадии исполнительного производства: Пособие по исполнительному производству для судебных приставов-исполнителей / И. В. Решетникова. — М.: Норма, 2000. — С. 109.
- Шерстюк В. М. Исполнение судебных актов и актов иных органов: Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М. К. Треушникова. — М., 2007. — С. 513.
- Яблочков Т. М. Учебник русского гражданского судопроизводства / Т. М. Яблочков, прив.-доц. Демид. юрид. лицея. — Ярославль: типо-лит. торг. д. А. Г. Фальк и К°, 1910. — VIII, 260 с.