Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель в формировании основ безопасного поведения дошкольников — подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде — природной, техногенной и социальной. Представленный цикл занятий будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.
Ключевые слова: формирование основ безопасного поведения, цикл мероприятий, создание условий.
В последние годы проблема формирования основ безопасного поведения становится более актуальной, и это не случайно, потому что, наиболее уязвимой и подверженной различным опасностям категорией, являются дети. Ребенок дошкольного возраста, в силу своих физиологических возможностей, не способен оценить и самостоятельно определить всю меру опасности, но при этом именно дошкольники открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасного поведения. Поэтому особая роль в организации педагогического процесса освоения ребенком основ безопасного поведения принадлежит окружающим его взрослым.
В ФГОС в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования определены основные задачи в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по формированию основ безопасности у дошкольников:
– формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
– формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
– воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. [4].
Существенный вклад в изучение данной проблеммы внесли Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, и др. В педагогической науке накоплен большой материал по организации и обогащению как социального, так и личного опыта ребенка.
По мере изменений условий жизни человека, по мере возрастания модернизации, изменялись правила безопасности жизнедеятельности человека, они усложнялись, требовали более повышенного изучения и обучения им детей. Следует отметить, что в настоящее время во многих дошкольных образовательных организациях реализуются различные комплексные программы развития, воспитания и образования детей, которые помогают воспитателю решить проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему воспитания безопасного поведения детей.
В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению. Так, например, Л.Григорович в своих работах предлагает педагогам и родителям совместное рассматривание вместе с детьми рисунков, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься и сделать вывод о не правильном поведении персонажа. [3].
К. Ю. Белая уделяет много внимания теме безопасности жизнедеятельности, считая ее всегда актуальной. Пособие данного автора: Тематический словарь в картинках «Я и моя безопасность», предназначен для работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, способствует формированию у дошкольников навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: на природе, в доме, при несчастных случаях, пожаре и т. п. [2].
Программа Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», разработана по воспитанию у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, умение проявить самостоятельность и ответственность за свое поведение. [1].
Поэтому перед нами встала проблема, создание определенной системы занятий для успешного формирование основ безопасного поведения у дошкольников.
Экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 26» города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста. С целью выявления уровня сформированности основ безопасного поведения детьми нами было проведено обследование, на основе проведенного количественного и качественного анализа результатов были сделаны выводы о достаточно низком уровне развития знаний у детей. На основе полученных данных нами был разработан цикл мероприятий на учебный год для детей по старшему дошкольному возрасту и подготовительной к школе группе.
Таблица 1
Старшая группа |
|||
месяц |
тема |
цель |
результат |
июнь |
Беседа «Внешность человека может быть обманчива» Сюжетно-ролевая игра «Автобус» |
Объяснить, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения; рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице. Закрепить правила поведения в автобусе и общественном транспорте. |
Использование опыта в повседневной жизни. |
июль |
Занятие «Пожароопасные предметы» Обыграть игровые ситуации «Пожар» Беседа «В городском транспорте» |
Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара. Закрепить ранее полученный материал — правила этичного и безопасного поведения в городском транспорте. |
Сочинение историй по сюжету или из личного опыта. Использование опыта в творческих играх. |
август |
Беседа «Алло, полиция!» Беседа «Скорая помощь» Дидактическая игра «Дорога» |
Научить детей пользоваться телефоном для вызова полиции «02». Познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать скорую медицинскую помощь. Продолжать учить и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. |
Лепка: «Полицейская машина» Сочинение историй по сюжету или из своего опыта. |
сентябрь |
Практическое занятие «В городском транспорте» Беседа «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» Дидактическая игра «Дорожные знаки» |
Расширять знания детей о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте. Расширить представления, которые могут служить источниками опасности в доме. Продолжать работу по знакомству и пониманию дорожных знаков. |
Использование опыта в повседневной жизни. |
октябрь |
Занятие «Взаимосвязь и взаимодействие в природе» Игра — тренинг «Правила для пешеходов» |
Развивать у детей понимание того, что планета Земля — наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек — часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. Расширять знания детей о правилах поведения на улице. |
Рисование: «Земля — наш дом» |
ноябрь |
Беседа «Контакты с животными» Дидактическая игра «Дорожные знаки» |
Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Продолжать учить детей различать и понимать дорожные знаки. |
Сочинение историй по сюжету или из своего личного опыта. |
декабрь |
Практическое занятие «Наше тело» Беседа «Игры во дворе» Игра — тренинг «Мы на улице играем» |
Закрепить знания детей о строение человеческого тела. Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. С помощью настольного или кукольного театра обыграть различные сюжеты игр («Классики», «футбол» и д. р.). |
Использование опыта в повседневной жизни. |
январь |
Беседа «Дорожные знаки» Дидактическая игра «В гостях у бабушки и дедушки» Беседа «А где играть?» |
Продолжать учить и закреплять различные дорожные знаки. Способствовать восприятию детей заботы о своих ближних. Дать детям понять, что игры на проезжей части опасны. |
Изготовление дорожных знаков для творческих игр. |
февраль |
Сюжетно — ролевая игра «Помощники ГИБДД» Занятие «Что ты знаешь о себе?» |
Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения. Закрепить свой домашний адрес; учить обозначать ориентиры до дома на плане (место жительства — где находится, что расположено поблизости). |
Сочинение историй по сюжету или из личного опыта. Придумывание, рассказывание историй по сюжету или из своего личного опыта. |
март |
Практическое занятие «Безопасное поведение на улице» Беседа «Контакты с незнакомыми людьми на улице» Чтение художественного произведения А.Толстого «Буратино» |
Расширять знания детей о подстерегающих их опасности на улицах. Научить детей быть внимательными на улице и дорогах. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. Для закрепления пройденного материала на примерах. |
Использование своего опыта в творческих играх. Сочинение и рассказывания историй по сюжету или из личного опыта. Рисование: «Приключения Буратина» |
апрель |
Развлечение «Лучший велосипед» Тренинг «Контакты с незнакомыми людьми дома» Беседа «Алло, полиция!» |
Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде (самокате, роликах). Обсудить с детьми опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, учить их правильно себя вести в таких случаях. Объяснить, что в случае опасной ситуации следует звонить в полицию. Закрепить умение пользоваться телефоном для вызова полиции «02», «112». |
Игра — соревнование между двумя группами. Использование опыта в творческих играх. |
май |
Беседа «Взаимосвязь и взаимодействия в природе» Викторина «Съедобные ягоды и ядовитые растения» Рассматривание иллюстраций «Пожароопасные предметы» |
Продолжать развивать у детей понимание того, что Земля — наш общий дом. На жизнь планеты оказывает влияние здоровье живых существ, чистота водоемов, почвы, воздушной среды. Закрепить знания о съедобных ягодах и ядовитых растениях. Помочь запомнить основную группу пожароопасных предметов и как ими пользоваться. |
Сочинение и рассказывания историй по сюжету или из личного опыта. Рисование ягод и растений. Сочинение и рассказывание историй по сюжету или из личного опыта. |
Подготовительная к школе группа |
|||
июнь |
Беседа «Опасные участки на пешеходной части улицы» Занятие «Ребенок и его старшие приятели» Работа с родителями |
Выяснить с детьми места, где разрешается переходить улицу дороги. Переход улицы и дороги по сигналу светофора. Научить ребёнка говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. Дать рекомендации как поступать в той или иной ситуации (не следует обеднять сферу общения ребенка; контакты под контролем взрослых). |
Использование опыта в творческих играх. Сочинение и рассказывания историй по сюжету или из личного опыта. |
июль |
Беседа «В транспорте» Экспериментирование «Микробы и вирусы» Дидактическая игра «Съедобное и не съедобное» |
Уточнить: Кто такой пассажир? Виды транспорта. Правила поведения в транспорте (порядок посадки, высадки пассажиров, поведение в транспорте). Дать представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах). Закрепить умение определять съедобные предметы и учитывать фактор инфекционных болезней. |
Использование опыта в повседневной жизни. |
август |
Развлечение «Игры во дворе» Занятие «Витамины» |
Предложить и обыграть ряд игр, в которые можно играть во дворе дома. Еще раз обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть. Научить мерам предосторожности. Расширять знания о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить, как витамины влияют на организм. |
Игра — соревнование между двумя группами Опытно — исследовательская деятельность (определение продуктов по вкусу) |
сентябрь |
Развлечение «Предметы, требующие осторожного обращения» Беседа с просмотром мультфильма из серии «Уроки тетушки Совуньи» на тему: «Опасные предметы» |
Уточнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Для закрепления пройденного материала на примерах. |
Сочинение, рассказывание историй по сюжету или из своего опыта. |
октябрь |
Экскурсия в ГИБДД Беседа «Съедобные и не съедобные грибы» Дидактическая игра «Сбор грибов и ягод» |
Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГИБДД. Познакомить их с дорожным знаком «Пост ГИБДД». Закрепить знания о грибах по внешнему виду. Закрепить знания на примерах. |
Выставка детских работ «Улица города» Оформление альбома «Грибы» |
ноябрь |
Целевая прогулка к перекрестку «Наблюдение за движением» Занятие «Мебель для Стобеда» |
Расширять знания детей об улице, что на ней можно увидеть разные автомобили. Каждый водитель должен внимательно следить за движущимся транспортом, сигналами светофора, дорожными знаками. Закрепить правила обращения с инструментами, обучать умению правильно пользоваться молотком и забивать гвозди. |
Использование опыта в повседневной жизни. Сделать мебель кукле Маше. |
декабрь |
Беседа «Тормозной путь» Практическое занятие «Использование опасных предметов» |
Изучить особенности движений автомобилей по мокрой и скользкой дороге. Закрепить преставления об использование опасных предметов и умении пользоваться ими (нож, терка). |
Расширение личного опыта. Приготовление салата из моркови. |
январь |
Практическое занятие «Как лучше защитить себя во время аварии» Беседа «Горячие предметы на кухне» |
Дать детям знания защиты себя во время аварии. Закрепить представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром, о кастрюлю, о плиту. |
Использование опыта в творческих играх. Сочинение историй на данный сюжет или из личного опыта. |
февраль |
Сюжетно — ролевая игра «Сигнализация машин» Занятие «В гостях у Айболита» (с участием медсестры) |
Дать знания детям о световых и звуковых сигналах машин, их назначении. Убедить в необходимости реагировать на них. Рассказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена». Закреплять умение оказывать себе и другому первую помощь при порезах, ожогах, ушибах. |
Расширение личного опыта. Использование знаний в творческих играх. |
март |
Дидактическая игра «Как разговаривает дорожный знак» Занятие «Детские страхи» |
Продолжать знакомить с дорожными знаками (запрещающие, разрешающие и т. п.), их назначение или несоответствие действий дорожным знакам. Учить детей справляться со своими страхами. |
Использование опыта в повседневной жизни. Рисование: «Чудо — Юдо» |
апрель |
Рассматривание иллюстраций «Уважайте светофор» Практическое занятие «Конфликты между детьми» |
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться). |
Аппликация: «Светофор» Использование опыта в повседневной жизни. |
май |
Беседа «Правила дорожного движения на загородной трассе» Практическое занятие «Пешеходы и водители» |
Закреплять знания ПДД на трассе: идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту, переходить дорогу в любом месте, но только убедившись, что она свободна. Закреплять знания детей о том, что: пешеходы ходят только по тротуару, улицу переходят в специальных местах, сообразуясь с сигналами светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках. |
Сочинение историй по сюжету или из личного опыта. Игра — соревнование между двумя группами «Пешеходы и водители» |
В конце учебного года проведен контрольный эксперимент, где мы использовали тот же диагностический материал. Хотелось бы отметить, что низкий уровень отсутствует по всем заданиям, а высокий уровень почти у половины группы (15 детей). Дети стали больше проявлять интерес к занятиям по формированию основ безопасного поведения, а полученные знания активно применять в самостоятельной деятельности.
Таким образом, в ходе работы, мы смогли создать определенную систему работы. Данная проблема остается актуальной, мы планируем разработать цикл мероприятий для младшего дошкольного возраста.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» «Детство — Пресс», Санкт-Петербург, 2011 г.
- Белая, К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников» [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая, В. И. Зимонина, А. А. Кондрыкинская. — Просвещение, 2004г. — издание 4-е. — 94 с. — ISBN 5–09–010385–2.
- Григорович Л. Н. «Опасные ситуации в жизни детей», Москва, Просвещение, 2001 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (интернет ресурс) https://docs.cntd.ru/document/499057887 (Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155)