Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это одна из важнейших образовательных областей. Театрализованная игра — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Представленный опыт работы будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.
Ключевые слова : театрализованная деятельность, речевое развитие, формы работы, создание условий, задачи, игра, дошкольный возраст, дети.
Согласно ФГОС [6], содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей по формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
В «Законе об образовании РФ» [7] говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат [1]. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире [2].
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством для развития речи дошкольников, а участие ребенка в деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Экспериментальная работа по теме проводилась на базе МБДОУ «Детского сада № 26» города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участие 26 детей подготовительной к школе группе. На начальном этапе было проведено исследование, с целью выявления исходного уровня речевого развития с использованием «Мониторинга коррекционно-логопедической работы» Н. Е. Бадяевой, Н. В. Десюковой (низкий уровень 7 детей (27 %), средний — 13 детей (50 %), высокий — 6 детей (23 %)).
На основе полученных данных нами было разработано и внедрено планирование учебной деятельности по театрализованной деятельности в соответствии с тематическим планирование ДОУ на учебный год.
Таблица 1
Месяц |
Тема недели |
Название игры. Задачи |
Содержание |
Сентябрь |
ОБЖ, ПДД |
Инсценировка сказки «Происшествие с игрушками» Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, проигрывание отрывков. Инсценировка |
День Байкала. Рыбы |
Инсценировка сказки «Сказка про рыбку, которая научилась говорить» Развивать умение передавать образы живых существ с помощью выразительных средств. |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, проигрывание отрывков. Инсценировка |
|
Дары осени. Ягоды, грибы |
Театрализованная песня «На мосточке» Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа с помощью интонации, мимики, движений, |
Чтение, разучивание песни, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, проигрывание отрывков. театрализация |
|
Осень. Деревья |
Этюды «Спор деревьев» Способствовать развитию умения передавать характер героя с помощью вербальных (невербальных средств) |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев. Проигрывание этюдов |
|
Осень — чудная пора |
Этюд « В лесу» Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа с помощью мимики, движений. |
Чтение рассказа, обсуждение способов передачи действий героев. Проигрывание этюда |
|
октябрь |
Дары осени: овощи, фрукты |
Инсценировка сказки «Мужик и медведь» Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, проигрывание отрывков. Инсценировка |
Путь хлеба |
Инсценировка сказки «Как волк вздумал хлеб печь» Развивать интонационную выразительность речи |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»). ребенок идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий и тяжелый труд. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, дети уже точно ничего не перепутают. |
|
Животный мир Прибайкалья |
Инсценировка сказки «Волк и лиса» Способствовать развитию умения передавать характер героя с помощью вербальных (невербальных средств) |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, проигрывание отрывков. Инсценировка |
|
Птицы |
Инсценировка сказки «Гадкий утенок» Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, проигрывание отрывков. Инсценировка |
|
Ноябрь |
Безопасное поведение в природе |
Инсценировка сказки «Осколок стекла» Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, Инсценировка отрывков. |
Транспорт ПДД |
Этюд «Волшебный мяч» Способствовать развитию умения передавать собственные эмоции с помощью невербальных средств |
Чтение рассказа, обсуждение способов передачи действий героев. Проигрывание этюда |
|
Безопасность в детском саду и дома |
Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса». Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, Инсценировка отрывков подвести детей к пониманию что если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум. |
|
Моя семья |
Инсценировка сказки «Гуси-лебеди» Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, Инсценировка отрывков. |
|
декабрь |
Зима. Признаки зимы. |
Этюд «Игра в снежки». Учить передавать в имитации игры жесты, эмоции радости. |
Педагог предлагает поиграть в снежки. Чтобы слепить снежок, надо наклониться, схватить двумя руками снег, слепить его в снежок, распрямиться и бросить снежок резким движением. Попробуйте. Разбейтесь на две команды. Только в голову не целиться. Как здорово! Весело! Радостно! (дети имитируют игру передавая в игре эмоции радости и т.д). |
Люди зимой. Гардероб. |
Инсценировка сказки «Самый красивый наряд на свете» Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа. |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций. |
|
Семейный праздник — Новый год. |
Инсценировка сказки «Снегурочка» Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа. |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, проигрывание отрывков. Инсценировка |
|
Зимние забавы. |
Инсценировка стихотворения «Наши дети в санки сели». Учить детей обыгрывать литературный текст в парах с помощью имитации движений |
Воспитатель предлагает детям встать парами. Один ребёнок изображает санки –протягивая взад другому ребёнку руки, тот берётся за руки как за верёвку санок. Наши дети в санки сели громко песенку запели, Покатились далеко не догонит их никто (дети бегут по кругу парам друг за другом) За верёвку взялись, покатились с горки в низ вдруг салазки набок — хлоп, все посыпались в сугроб (дети падают на пол имитируют движения упавших детей с саней). Ты вставай, вставай дружок и отряхивай снежок (дети показывают как они встают с сугроба и отряхивают снег). Снова в санки ты садись, снова с горочки катись. (дети меняются местами и игра продолжается). |
|
Животные зимой |
Игра — этюд «Представь, что ты…» Развитие способностей детей к перевоплощению на основе проживания ситуации вместе с изображаемым героем. |
Педагог предлагает показать зайчишку-трусишку, волка злого и голодного и др.). Для совместного придумывания сюжетной линии, в которой действует герой: например, «Кого испугался зайчишка-трусишка?» Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую…). |
|
январь |
Мой дом. |
Игра — этюд по сказке «Каждый свое получил» Способствовать развитию умения передавать характер героя с помощью вербальных (невербальных средств) |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, проигрывание диалогов во время встречи путника с хозяйками. |
Мебель. |
Этюды — загадки «Угадай, что я делаю» Учить передавать информацию с помощью жестов |
Педагог предлагает детям загадать загадки при помощи жестов и пантомимы: использование мебели, бытовой техники Открывать шкаф, сидеть в кресле, готовить обед, включать печку и т. п. |
|
Посуда. |
Игра-инсценировка «Дракон» Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа с помощью интонации, мимики, движений |
Чтение стихотворения, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характера героя, эмоций, обыгрывание образа дракона, характера каждой головы. Учить действовать сообща |
|
февраль |
Народные игрушки |
Игра-пантомима «В детском мире» Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений. |
Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями. |
С днем рождения детский сад. Труд работников детского сада. |
Игра-пантомима «День рождения» Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений. |
С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить. |
|
День защитника Отечества. |
Инсценировка былины «Добрыня и Змей» Развивать интонационную выразительность речи |
Чтение былины, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, обыгрывание диалогов. |
|
Мужские профессии. Инструменты. |
Инсценировка сказки «Семь Семионов» Развивать интонационную выразительность речи. Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, обыгрывание отрывков. |
|
март |
Женский праздник |
Игра-пантомима «Немой диалог» Способствовать развитию воображения и пантомимических навыки. Учить передавать информацию с помощью жестов. |
Воспитатель: Представьте себе, что вы находитесь дома и смотрите в окно, на улице вы видите своего товарища. Она вам что-то говорит, вы его не слышите, но пытаетесь догадаться. (Сначала роль товарища берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль товарища предлагается исполнить детям). Детям дается задание: передать смысл фразы с помощью жестов. Не используя речи: — привет — иди сюда — на улице холодно — мне подарили машину и т.п |
Человек. Мое здоровье |
Инсценировка отрывков из сказки «Доктор Айболит» Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, обыгрывание отрывков. |
|
Мой город. |
Игра-диалог «Что я видел» Способствовать умению строить диалог с партнером на заданную тему |
Чтение стихотворения, беседа по содержанию, обсуждение способа передачи эмоционального состояния героя: хвастовство, недоверие |
|
Мой край. |
Инсценировка отрывков из сказки «Айога» Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, обыгрывание отрывков. |
|
апрель |
УНТ. |
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» Развивать эмоциональность и выразительность монологической и диалогической речи. |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, обыгрывание отрывков. |
Моя планета. |
Инсценировка сказки «Как собака нашла себе хозяина» Развивать эмоциональность и выразительность монологической и диалогической речи. |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, обыгрывание отрывков. |
|
Весна пришла. |
Этюд «Подснежник» Развивать умение передавать образы живых существ, объектов неживой природы или предметов с помощью выразительных средств |
Чтение стихотворения, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характера героя, эмоций, этюд |
|
Перелетные птицы. |
Речевая игра «Ты лети к нам, скворушка» Развивать интонационную выразительность речи |
Предложить детям произнести строки стихотворения с различной интонацией: строго, весело, ласково, грозно и т. п. |
|
май |
Патриотические праздники |
Инсценировка рассказа «Памятник советскому солдату» Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа |
Чтение рассказа, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, обыгрывание отрывков. |
Растительный мир весной. |
Инсценировка сказки « Волшебные силы растительного мира» Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, обыгрывание отрывков. |
|
Насекомые. |
Инсценировка сказки «Какой день?» Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа |
Чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, обыгрывание отрывков. |
|
Безопасное поведение в природе летом. |
Этюд «Про зайца» Способствовать развитию умения передавать характер героя с помощью невербальных средств |
Чтение стихотворения, беседа по содержанию, обсуждение способов передачи характеров героев, эмоций, обыгрывание отрывков |
В конце учебного года нами был проведен контрольный эксперимент, где мы использовали тот же диагностический материал. Хотелось бы отметить, что снизился низкий уровень 3 ребенка (11 %), средний — 11 детей (42 %), высокий уровень вырос и стал 12 детей (47 %).
Таким образом, мы наблюдаем значительную динамику развития уровня речевого развития у детей подготовительной к школе группы.
Работа по развитию речи в процессе театрализованной деятельности приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.
Подводя итог, необходимо отметить, что целенаправленное и систематическое использование театрализованной деятельности активно влияет на развитие речи у детей дошкольного возраста. Данная проблема остается актуальной, мы планируем разработать планирование для всех возрастов.
Литература:
- Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 7. — С. 66–70.
- Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. — М.: Лепта-Книга, 2007.
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. — М.: АРКТИ, 2001.
- Рязанова Н. В. Опыт работы «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rab...
- Ушакова О. С. Развитие речи детей 4–7 лет // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 1. — С. 59–66 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.