Полимодальные тексты в политической коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (482) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 31.08.2023

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Барабанова, В. А. Полимодальные тексты в политической коммуникации / В. А. Барабанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105688/ (дата обращения: 18.12.2024).



Полимодальный текст — это текст, представляющий собой сочетание двух кодов: визуального и вербального. Понять смысл такого текста можно только после декодировании двух его составляющих. В наше время полимодальные тексты используются в множестве сфер человеческой деятельности: в медицине, рекламе, в сфере образования, в интернет-пространстве, в сфере экономики и бизнеса, в сфере политики и других. Востребованность таких текстов все возрастает, так как изображение в совокупности с вербальной составляющей привлекает больше внимания реципиента, вызывает визуальные ассоциации и имеет большее воздействие.

Согласно определению Ирисхановой О. К., полимодальность — это «семиотическое явление — …совмещение в едином коммуникативном пространстве знаков знаковых комплексов, относящихся к разным по способу (де)кодирования информации семиотическим системам — вербальным, графическим, музыкальным, математическим, жестовым и пр. При этом данные системы могут использовать разные каналы передачи информации — аудиальные, зрительные, тактильные и иные» [3, с. 63–66]. Таким образом, полимодальные тексты — это тексты, смысл которых передается вербальными и невербальными средствами, компоненты которого тесно связаны между собой.

Между собой эти компоненты могут иметь разные виды связей:

– Прямая денотативная связь: и вербальный, и невербальный знаки обозначают один и тот же предмет или одну и ту же предметную ситуацию, то есть в невербальном знаке визуальными средствами частично воспроизводится информация, выраженная в вербальном коде.

– Опосредованная денотативная связь: вербальный и невербальный знак обозначают разные по значению, но ассоциативно связанные друг с другом предметы или предметные ситуации. В таком случае невербальный компонент расширяет значение, заключенное в вербальном.

– Вербальный и невербальный знаки могут обозначать предметы, за которыми закреплены разные значения одного слова. В таком случае вербальный код употребляется для выражения переносного значения слова, в то время как в невербальном знаке воспроизводится предмет, соответствующий прямому значению того же слова, что придает полимодальному тексту наглядность и оригинальность [2, с. 71–78].

Реципиент воспринимает полимодальный текст путем осмысления двух каналов коммуникации, двух модальностей — визуальной и вербальной, при котором декодирование каждой из модальностей приводит к их сопоставлению и создание нового смысла семиотически осложненного текста.

Процесс декодирования полимодальных текстов проходит в 6 этапов:

  1. Восприятие невербального компонента.
  2. Прогнозирование значения вербального компонента.
  3. Восприятие вербального аспекта.
  4. Сопоставление с ожиданиями и фоновыми знаниями.
  5. «Инсайт» интерпретирующего сознания.
  6. Формирование отношения/оценки.

В политической коммуникации полимодальные тексты представлены в нескольких жанрах: агитационные листовки, политические плакаты, политические карикатуры и политические иллюстрации. Рассмотрим каждый из этих жанров:

  1. Агитационная листовка является жанром агитационно-политической литературы. Существует две формы таких работ: содержащие только вербальный компонент и сочетающие вербальный и невербальный коды. Компонентами агитационных листовок являются побудительные тексты, изобразительный образ, шрифт, пунктуация, цветовая гамма и композиция.
  2. Политический плакат представляет собой лаконичное, броское, обычно цветное изображение с коротким текстом, выполненное в целях агитации, пропаганды, информирования или просвещения. Политический плакат состоит из таких невербальных компонентов, как рисунок, цвет, шрифт и композиция, которые сочетаются с заголовком, слоганом и информационным текстом. Следует также отметить, что этот жанр отличается простотой, зрелищностью, индивидуальностью и определенной программной направленностью. Определяющим фактором для этого формата является формальное, пространственное структурирование и ограничение информации. Вербальный компонент является основой политического плаката, дополненной и продолженной невербальным кодом.
  3. Политическая карикатура представляет собой изображение, содержащее текстовую составляющую. Отличительными чертами политической карикатуры являются актуальность фактов, гипербола и сатира.
  4. Политическая иллюстрация — это разновидность полимодального текста, который используется в публицистических текстах политической направленности или посвященных политическим вопросам. Главной особенностью этого жанра является подчинительная связь визуального и вербального компонентов с интегрированным значением [1, с. 158–172].

В современном интернет-сообществе широко распространен такой жанр полимодального текста, как мемы — вербально-визуальные шутки, в том числе, и на политическую тематику [4, с. 87–93].

Полимодальные тексты в политическом дискурсе выполняют ряд функций, главные из которых — привлечение внимания реципиента и определенное эмоциональное воздействие. В случае политической агитации и пропаганды главной коммуникативной функцией полимодальных текстов является побуждение реципиента к совершению определенного действия. К другим функциям полимодальных текстов относятся:

– техническая функция изображения, цвета и шрифта: организация визуального восприятия текста, непосредственно привлечение внимания реципиента, обеспечение удачного композиционного расположения текста и его удобства для чтения;

– информативная функция вербального и невербального компонентов;

– эстетическая функция невербального компонента: реализация художественного замысла автора и обеспечение эстетического воздействия на реципиента;

– символическая функция: выражение абстрактных понятий или ассоциация с ними;

– сатирическая функция;

– характерологическая функция: способность вызывать у реципиента определенные временные, национальные или социальные ассоциации;

– иллюстративная, аргументирующая функция невербального компонента: способность иллюстрировать, выступать в качестве наглядного аргумента или дополнять вербальный компонент [2, с. 71–78].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в политической коммуникации полимодальные тексты, состоящие из вербального и невербального компонентов, представлены разнообразными жанрами и выполняют множество функций, основными из которых являются привлечение внимания общества к затрагиваемой в работе теме и эмоциональное воздействие на реципиента.

Литература:

  1. Dugalich N. M. Political cartoon as a genre of political discourse //RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics. — 2018. — Т. 9. — №. 1. — С. 158–172.
  2. Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов)//Вопросы языкознания, № 1, 1992. С. 71–78.
  3. Ирисханова О. К. Полимодальность в социокогнитивном освещении: Семиотика плаката // Когнитивные исследования языка / гл. ред. сер. Н. Н. Болдырев. — Выпуск XI. — М.–Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та, 2012. — С. 63–66.
  4. Прудникова Д. С., Безбородова Ю. В. Креолизованные тексты: политический дискурс в интернет-коммуникации //Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. — 2020. — №. 4. — С. 87–93.
Основные термины (генерируются автоматически): невербальный компонент, вербальный компонент, невербальный знак, полимодальный текст, текст, вербальный код, невербальный код, политическая коммуникация, политический плакат, эмоциональное воздействие.


Задать вопрос