Полимодальный текст — это текст, представляющий собой сочетание двух кодов: визуального и вербального. Понять смысл такого текста можно только после декодировании двух его составляющих. В наше время полимодальные тексты используются в множестве сфер человеческой деятельности: в медицине, рекламе, в сфере образования, в интернет-пространстве, в сфере экономики и бизнеса, в сфере политики и других. Востребованность таких текстов все возрастает, так как изображение в совокупности с вербальной составляющей привлекает больше внимания реципиента, вызывает визуальные ассоциации и имеет большее воздействие.
Согласно определению Ирисхановой О. К., полимодальность — это «семиотическое явление — …совмещение в едином коммуникативном пространстве знаков знаковых комплексов, относящихся к разным по способу (де)кодирования информации семиотическим системам — вербальным, графическим, музыкальным, математическим, жестовым и пр. При этом данные системы могут использовать разные каналы передачи информации — аудиальные, зрительные, тактильные и иные» [3, с. 63–66]. Таким образом, полимодальные тексты — это тексты, смысл которых передается вербальными и невербальными средствами, компоненты которого тесно связаны между собой.
Между собой эти компоненты могут иметь разные виды связей:
– Прямая денотативная связь: и вербальный, и невербальный знаки обозначают один и тот же предмет или одну и ту же предметную ситуацию, то есть в невербальном знаке визуальными средствами частично воспроизводится информация, выраженная в вербальном коде.
– Опосредованная денотативная связь: вербальный и невербальный знак обозначают разные по значению, но ассоциативно связанные друг с другом предметы или предметные ситуации. В таком случае невербальный компонент расширяет значение, заключенное в вербальном.
– Вербальный и невербальный знаки могут обозначать предметы, за которыми закреплены разные значения одного слова. В таком случае вербальный код употребляется для выражения переносного значения слова, в то время как в невербальном знаке воспроизводится предмет, соответствующий прямому значению того же слова, что придает полимодальному тексту наглядность и оригинальность [2, с. 71–78].
Реципиент воспринимает полимодальный текст путем осмысления двух каналов коммуникации, двух модальностей — визуальной и вербальной, при котором декодирование каждой из модальностей приводит к их сопоставлению и создание нового смысла семиотически осложненного текста.
Процесс декодирования полимодальных текстов проходит в 6 этапов:
- Восприятие невербального компонента.
- Прогнозирование значения вербального компонента.
- Восприятие вербального аспекта.
- Сопоставление с ожиданиями и фоновыми знаниями.
- «Инсайт» интерпретирующего сознания.
- Формирование отношения/оценки.
В политической коммуникации полимодальные тексты представлены в нескольких жанрах: агитационные листовки, политические плакаты, политические карикатуры и политические иллюстрации. Рассмотрим каждый из этих жанров:
- Агитационная листовка является жанром агитационно-политической литературы. Существует две формы таких работ: содержащие только вербальный компонент и сочетающие вербальный и невербальный коды. Компонентами агитационных листовок являются побудительные тексты, изобразительный образ, шрифт, пунктуация, цветовая гамма и композиция.
- Политический плакат представляет собой лаконичное, броское, обычно цветное изображение с коротким текстом, выполненное в целях агитации, пропаганды, информирования или просвещения. Политический плакат состоит из таких невербальных компонентов, как рисунок, цвет, шрифт и композиция, которые сочетаются с заголовком, слоганом и информационным текстом. Следует также отметить, что этот жанр отличается простотой, зрелищностью, индивидуальностью и определенной программной направленностью. Определяющим фактором для этого формата является формальное, пространственное структурирование и ограничение информации. Вербальный компонент является основой политического плаката, дополненной и продолженной невербальным кодом.
- Политическая карикатура представляет собой изображение, содержащее текстовую составляющую. Отличительными чертами политической карикатуры являются актуальность фактов, гипербола и сатира.
- Политическая иллюстрация — это разновидность полимодального текста, который используется в публицистических текстах политической направленности или посвященных политическим вопросам. Главной особенностью этого жанра является подчинительная связь визуального и вербального компонентов с интегрированным значением [1, с. 158–172].
В современном интернет-сообществе широко распространен такой жанр полимодального текста, как мемы — вербально-визуальные шутки, в том числе, и на политическую тематику [4, с. 87–93].
Полимодальные тексты в политическом дискурсе выполняют ряд функций, главные из которых — привлечение внимания реципиента и определенное эмоциональное воздействие. В случае политической агитации и пропаганды главной коммуникативной функцией полимодальных текстов является побуждение реципиента к совершению определенного действия. К другим функциям полимодальных текстов относятся:
– техническая функция изображения, цвета и шрифта: организация визуального восприятия текста, непосредственно привлечение внимания реципиента, обеспечение удачного композиционного расположения текста и его удобства для чтения;
– информативная функция вербального и невербального компонентов;
– эстетическая функция невербального компонента: реализация художественного замысла автора и обеспечение эстетического воздействия на реципиента;
– символическая функция: выражение абстрактных понятий или ассоциация с ними;
– сатирическая функция;
– характерологическая функция: способность вызывать у реципиента определенные временные, национальные или социальные ассоциации;
– иллюстративная, аргументирующая функция невербального компонента: способность иллюстрировать, выступать в качестве наглядного аргумента или дополнять вербальный компонент [2, с. 71–78].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в политической коммуникации полимодальные тексты, состоящие из вербального и невербального компонентов, представлены разнообразными жанрами и выполняют множество функций, основными из которых являются привлечение внимания общества к затрагиваемой в работе теме и эмоциональное воздействие на реципиента.
Литература:
- Dugalich N. M. Political cartoon as a genre of political discourse //RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics. — 2018. — Т. 9. — №. 1. — С. 158–172.
- Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов)//Вопросы языкознания, № 1, 1992. С. 71–78.
- Ирисханова О. К. Полимодальность в социокогнитивном освещении: Семиотика плаката // Когнитивные исследования языка / гл. ред. сер. Н. Н. Болдырев. — Выпуск XI. — М.–Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та, 2012. — С. 63–66.
- Прудникова Д. С., Безбородова Ю. В. Креолизованные тексты: политический дискурс в интернет-коммуникации //Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. — 2020. — №. 4. — С. 87–93.