В статье рассматривается жизнь и деятельность сказительницы калмыцкого устного народного творчества, носительницы традиционной песенной традиции волжских дербетов Булгун Бембеевны Оконовой.
Ключевые слова: Оконова, калмыцкий, песни.
The article examines the life and work of the storyteller of Kalmyk oral folk art, the bearer of the traditional song tradition of the Volga derbets Bulgun Bembeyevna Okonova.
Keywords : Okonova, Kalmyk, songs.
Все меньше рядом тех, кто старше нас… Людей поколения наших дедов и отцов, которые с честью прошли годы Великой Отечественной войны, депортации калмыцкого народа в Сибирь, восстановления из руин страны. Каждый из них, несомненно, внес свой бесценный вклад в общую победу и обустройство мирной жизни. Яркая представительница старшего поколения Булгун Оконова. Несмотря на почтенный возраст, ей 96 лет, Булгун Бембеевна — в ясной памяти и здравом уме, правда, признается: при встрече вне дома правнуков не узнает.
Булгун Бембеевна была из тех, кто проработал в тылу во время Великой Отечественной войны в 1941–1945 гг., кто стоял опорой для советских солдат, отдавая все силы для общей Победы над фашизмом.
Рис. 1. Булгун Бембеевна Оконова(в центре внизу) с семьей
Родилась она в селе Улан Малч (ныне с. Ики — Бухус) 15 июля 1924 г. Отец Бембя Даваевич Васкеев работал агрономом, мама Теегл Шуркаевна — дояркой. В 15 лет девочка осталась без материнского тепла и любви, за старшую в семье, где ещё было 4 детей. Все тяготы жизни, невзгоды легли на хрупкие плечи юной Булган. До войны, окончив пять классов, работала завклубом, в библиотеке. Когда началась война, мамы Булган Бембеевны не стало, старшего брата забрали на фронт, позже на него пришла похоронка. О том, что калмыков будут выселять, её предупредили русские соседи, посоветовав, что им надо взять в дорогу. Да и дядя по матери, он работал главным зоотехником по овцеводству, узнав такую весть, зарезал корову, чтобы было мясо. В Сибирь отправились с семьей дяди, потому что отца отправили другим эшелоном, нашли его через полтора года в Красноярском крае, г. Ачинске. О той горькой беде, которую постиг калмыцкий народ в репертуре Б.Оконовой есть песня « Декабрин сарин хөрн нәәмнд».
«У дяди было двое детей и нас четверо, я — за старшую. Вот такая жизнь, — вспоминает Булган Бембеевна. Приехали в Сибирь, помню, мороз такой, работали, куда пошлют. Еще вязали носки шерстяные, нитки взяли с собой. Орсмудта обменивали на еду. Местные удивлялись тому, как мы вязали, шили. Есть было нечего, колоски собирали иддг хот уга, будан варили и пышки пекли. Никому не желаю пережить такое. Помню, когда нас привезли, мы, окоченевшие от холода, а местные боялись нас, прятали детей, потому что они заранее от местных комендантов везут людоедов. В те годы как признается Булгун Бембеевна остро чувствовалось потребность в родной речи, культуры, традициях и обычаях. Старики даже высчитывали когда наступает Зул или Цаган Сар. Как они это делали, до сих пор не могу понять?! –вспоминает Оконова Б. Б.
Рис. 2. Б. Б. Оконова играет на домбре
— Чтобы как-то разнообразить суровые трудовые будни, устраиваили «Баһчудын нәр». Булгун Бембеевна вспоминает: «Писательмуд уга, дуд мадн эврә һарһдг биләвидн. Би, болн мини эгч, дәкәд Амбекова Бовуш была. Дәкч күн уга. Тиигд как раз появились среди калмыков в годы сибирской песни: «Окна Нарн», «Хулхачин Чимән Булгун», а дәкәд « Әәт майор « гидг дәәнд хөөн һарһсн дун — гидг Булгун Бембеевна келҗәнә.
Большой наградой судьбы в то тяжелое лихолетье стало знакомство с будущим супругом Оконовым Пюрвей Дорджиевичем. Молодые встретились в Сибири, где и создали семью в 1947г. В этом же году родился первенец — сын Церен. Один за другим появились ещё четверо детей, дочери Галина, Екатерина, сыновья Анатолий и Александр. Все они дети Сибири. В хлопотах и заботах проходила жизнь. Супруги налаживали семейный быт, были счастливы. В 1961 г. после реабилитации калмыцкого народа Оконовы вернулась в Калмыкию. Супруги Оконовы вместе прожили 61 год. Дети радовали своими успехами- каждый нашёл дело по душе, каждый из них с достоинством и честью несёт имя отца, ветерана Великой Отечественной войны. Супруги воспитали и вырастили 5 детей, и богатые ээҗа и аава 16 внуков, 43 правнуков и 3 праправнуков. На протяжение всей жизни семья Оконовых сохраняет и развивает предмета национального быта и культуры степняков. Так были обнаружены в семейном архиве: Маля, залу күүнә бүс, хазар, шиврлг, ухр и др.
Рис. 3. Предметы быта калмыков архив Б.Оконовой
За время выездной полевой экспедиции мною было записано у сказительницы Булгун Оконовой два десятка как домбровых, так и лирических песен: «Түүмдән Тәәхә», « Хоҗин Әәт майор», «Картан Маня», « Чумдана Булһн», « Дорҗин Альмн « («Вәсүһә Җииҗә»), « Бобба бер», «Бадмин Зина багш», «Манҗин Боя», «Ик Царын канал туск дун», «Хөөчнрт нерәдсн дун», «СССР гидг самолет», « Увшин Така», «Пүрвән Нарм», « Картан Коля», «Аакин күүкн Котуш», « «Матуша Сандҗ», « Овшин Хөөч», « Колхозин Төмрә», «Сибирин туск дун», «Окна Нарн», « Ленин туск дун», «Лиҗин күүкн Шуура», «Кооськан Серәтр», «Диилврин дун», «Пенсионермүд һарһсн туск дун», а также были зафиксированы стихотворения собственного сочинения: «Большой Царын», «Җиңнич хальмг домбр» и танцевальные восхваления Шавашмуд.
Как подчеркивает Булгун Бембеевна, песня ей помогает в жизни. Пока песни не сыграю, спать не ложусь. Песня закладывает стержень, оказывает поддержку в трудные минуты. За всю свою жизнь и многолетний добросовестный труд Булгун Бембеевна Оконова награждена многими медалями Ветеран труда, Материнства и за доблестный труд в годы войны. Подводя итоги нашей экспедиции можем с полной уверенностью заявить, что искусство народное не иссякнет в далекой калмыцкой глубинке.
Литература:
- Фольклорная экспедиция в Октябрьском районе Республике Калмыкия 2018г, архив собирателя
- «Поле жизни Булган Оконовой», В.Манжусова «ХальмгҮнн» 28.06.2022