Формирование медиаграмотности обучающихся на уроках истории и обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (482) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 31.08.2023

Статья просмотрена: 385 раз

Библиографическое описание:

Миронова, О. В. Формирование медиаграмотности обучающихся на уроках истории и обществознания / О. В. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 153-154. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105712/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор исследует приемы формирования медиаграмотности обучающихся на уроках истории и обществознания. Выявлена и обоснована необходимость внедрения медиаобразования в систему общего образования.

Ключевые слова: медиаграмотность, медиакомпетентность, медиаобразование, скрайбинг, сторителлинг, современные технологии, методические приемы.

В современном информационном обществе значение информации огромно. Но реалии таковы, что человека окружает постоянный информационный шум, в котором полезность информации может быть низкой. Информационная насыщенность может нанести вред, меняя мировоззрение человека, вводя его в заблуждение. Уровень информационного мошенничества возрос в разы. Взрослые люди часто не всегда справляются с данными проблемами, не говоря уже о детях, у которых не сформировано критическое мышление, навыки работы с информацией.

Формирование навыков работы с информацией у подрастающего поколения очень актуально. Это подтверждается тем, что обновленные федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные образовательные программы конкретизировали универсальные учебные действия [7]. Так в познавательных универсальных учебных действиях появился блок «Работа с информацией», который включает в себя умение выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, оценивать ее надежность и достоверность. Федеральный институт педагогических измерений в проекте Государственной итоговой аттестации на 2024 год в кодификаторе также прописывает требования к умениям работать с информацией [3].

В связи с этим одним из трендов современного образования является формирование медиаграмотности обучающихся.

Медиаграмотность или медиакомпетентность — это совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать информацию и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах. В основе медиаграмотности — модель, которая поощряет людей задавать вопросы о том, что они смотрят, видят, читают. Медиаграмотность позволяет потребителям видеть пропаганду, цензуру или однобокость в новостях и общественных программах. Медиаграмотность — результат медиаобразования [5].

Медиаобразование — направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей средств массовой коммуникации (пресса, ТВ, радио, видео, социальные сети) в сочетании с компьютерной грамотностью. Основными задачами медиаобразования являются подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [6].

Формирование медиакомпетенций на уроках истории и обществознания — насущная потребность времени. История и обществознание как раз те предметы, которые формируют у учащихся не только компетенции, но и историческую память, образы исторического прошлого, гражданственность, патриотизм. Приобщение обучающихся к вопросам исторического и обществоведческого образования в современном обществе происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Педагоги должны научить учеников правильно работать с информацией, чтобы они понимали, где правда, а где ложь, определяли закономерности реальной жизни в обществе, соотносили свои знания с жизнью.

Как на уроках истории и обществознания развивать навыки медиакомпетентности? В своей педагогической практике я использую следующие методические приемы.

Скрайбинг — это современная техника презентации, при которой речь выступающего человека сразу же иллюстрируется рисунками [2]. Использование такого направления медиаобразования позволяют быстро и понятно объяснить различный материал, не требует больших затрат, поскольку необходимы лист бумаги, фломастеры, а также средство съемки, которым может выступать телефон, оснащенный камерой. Возможным является и применение технологии скрайбинга либо самим учителем на уроке истории или обществознания, либо в качестве домашнего задания для школьников. Использование такого направления работы, как самостоятельное создание медиа — контента создает условия для развития творческой активности обучающихся, дает возможность повысить интерес школьников к предмету, формирует умение анализировать и выбирать необходимую информацию.

В контексте образования сторителлинг — это методика, которая предполагает использование историй для достижения образовательных целей и результатов. Данная технология также формирует умение анализа информации, ее обобщения и сравнения [4].

С помощью таких технологий как составление кластера, инфографики можно научить учеников систематизировать информацию.

Учителю необходимо включать в свои уроки анализ новостей и событий, происходящих в стране, для их правильного понимания и осознания в рамках традиционных духовно-нравственных ценностей нашей страны. Необходимо включать в учебные занятия фрагменты кинофильмов и аудиоматериалов, документальные фотографии, картины художников, карикатуры для их последующего анализа, сравнения. Нельзя забывать о работе с историческими источниками. Важно сравнивать разные мнения, статьи отечественных и зарубежных авторов. Задача учащихся найти главную мысль, критически оценить, сравнить, сделать выводы.

Большую роль в формировании медиаграмотности играет самостоятельное создание медиаконтента учащимися (создание видеоурока, видеофрагмента по теме, аудиозаписи, написание статьи, выпуска новостей).

При всей важности медиаобразования необходимо ориентироваться на развитие личности (формирование эстетического сознания, развитие критического мышления и творческих способностей), учитывать психологические и возрастные особенности учащихся. Также важно включать или предусматривать изучение медиакультуры на других уроках и внеурочной деятельности [1].

Применение медиаобразовательных технологий на уроке в школе имеет ряд особенностей. Во-первых, ввиду того, что большинство из направлений медиаобразования связаны с использованием технических средств обучения и мультимедийных технологий, необходима специальная подготовка педагога. Во-вторых, необходимым условием является обеспечение класса, в котором проходят занятия, техническими устройствами. Несмотря на то, что достаточное количество средств выделяется для оснащения процесса обучения мультимедийной техникой, во многих школах страны наблюдается ситуация, когда в классе отсутствует компьютер. И в-третьих, применение технологий медиаобразования требует более активных взаимодействий между обучающимся и педагогом. Учитель должен объяснять тему урока, контролировать мультимедийные средства и при этом обеспечивать эффективную обратную связь. Разрушается старая схема, когда педагог является источником информации, а школьник воспринимающим устройством [8].

Таким образом, развитие умений работы с информацией должно носить систематический характер. Первичные навыки работы с медиа должны закладываться еще в начальной школе. В старшей возрастной группы необходимо именно развитие критического мышления. Умение отбирать нужную информацию, анализировать ее, использовать при создании собственного медиа — контента помогают социальной адаптации школьников, их профессиональной адаптации. Правильное применение приемов медиаобразования позволяет сформировать критически мыслящую личность, защищенную от информационного манипулирования.

Литература:

  1. Бородич, Н. Г. Медиаобразование как средство формирования компетенций учащихся на уроках истории / Н. Г. Бородич. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/mediaobrazovanie-kak-sredstvo-formirovaniya-kompetencij-uchashihsya-na-urokah-istorii-6444970.html (дата обращения: 29.08.2023).
  2. Гайдай, Л. А. Скрайбинг как инструмент визуализации мышления / Л. А. Гайдай. — Текст: электронный // Интерактивное образование. Электронная газета: [сайт]. — URL: http://io.nios.ru/articles2/61/3/skraybing-kakinstrument-vizualizacii-myshleniya (дата обращения: 29.08.2023).
  3. Демоверсии, спецификации, кодификаторы. — Текст: электронный // Федеральный институт педагогических измерений: [сайт]. — URL: https://fipi.ru/ (дата обращения: 29.08.2023).
  4. Лобанова, Е. Сторителлинг в образовании / Е. Лобанова. — Текст: электронный // SkillboxMedia: [сайт]. — URL: https://skillbox.ru/media/education/storitelling_v_obrazovanii_prosto_modnaya_fishka_ili_deystvitelno_poleznaya_shtuka/ (дата обращения: 29.08.2023).
  5. Медиаграмотность. — Текст: электронный // Карта слов.ру: [сайт]. — URL: https://kartaslov.ru/карта-знаний/медиаграмотность (дата обращения: 29.08.2023).
  6. Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — Т. 1.
  7. Нормативные документы. — Текст: электронный // Единое содержание общего образования: [сайт]. — URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 29.08.2023).
  8. Разлогов К. Э. Что такое медиаобразование? / К. Э. Разлогов. — Текст: непосредственный // Медиаобразование. — 2005. — № 2. — С. 52–58.
Основные термины (генерируются автоматически): урок истории, информация, критическое мышление, обществознание, умение.


Похожие статьи

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Развитие медиакомпетенции студентов педагогического вуза в теории и практике профессионального образования

В статье автор рассматривает взаимосвязь информационного и образовательного пространства, актуальность развития медиакомпетентности студентов педагогического вуза. Автор обосновывает необходимость внесения изменений в профессиональную подготовку буду...

Использование компьютерной лингводидактики в процессе обучения иноязычной коммуникативной компетенции у студентов вузов

В данной статье изложены методы инновационных технологий, их роль в преподавании иностранного языка. Компьютерная лингводидактика определяет появление новых методов работы с информацией различного происхождения и новых форм коммуникации. Компьютерная...

Медиапедагогика — необходимая составляющая социализации детей в информационном обществе

Статья посвящена вопросам необходимости медиапедагогики в современном обществе.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Инфографика на уроках всемирной истории как инструмент развития навыка ориентации во времени и пространстве

В статье рассматривается использование инфографики как инструмента развития навыка ориентации во времени и пространстве, на уроках всемирной истории. Проанализированы актуальность, возможности и перспективы применения инфографики. Предложены примеры ...

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...

Формирование языковой компетенции обучающихся на современном этапе: методико-технологические аспекты

В статье автор определяет содержательно-смысловое наполнение понятия «языковая компетенция обучающихся», а также описывает методико-технологические аспекты ее формирования в условиях современной школы.

Формирование информационной компетентности будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки

В статье автор доказывает актуальность проблемы формирования информационной компетентности будущих педагогов, рассматривает степень разработанности понятия «информационная компетентность» в научной литературе, выделяет критерии для определения уровня...

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Похожие статьи

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Развитие медиакомпетенции студентов педагогического вуза в теории и практике профессионального образования

В статье автор рассматривает взаимосвязь информационного и образовательного пространства, актуальность развития медиакомпетентности студентов педагогического вуза. Автор обосновывает необходимость внесения изменений в профессиональную подготовку буду...

Использование компьютерной лингводидактики в процессе обучения иноязычной коммуникативной компетенции у студентов вузов

В данной статье изложены методы инновационных технологий, их роль в преподавании иностранного языка. Компьютерная лингводидактика определяет появление новых методов работы с информацией различного происхождения и новых форм коммуникации. Компьютерная...

Медиапедагогика — необходимая составляющая социализации детей в информационном обществе

Статья посвящена вопросам необходимости медиапедагогики в современном обществе.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Инфографика на уроках всемирной истории как инструмент развития навыка ориентации во времени и пространстве

В статье рассматривается использование инфографики как инструмента развития навыка ориентации во времени и пространстве, на уроках всемирной истории. Проанализированы актуальность, возможности и перспективы применения инфографики. Предложены примеры ...

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...

Формирование языковой компетенции обучающихся на современном этапе: методико-технологические аспекты

В статье автор определяет содержательно-смысловое наполнение понятия «языковая компетенция обучающихся», а также описывает методико-технологические аспекты ее формирования в условиях современной школы.

Формирование информационной компетентности будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки

В статье автор доказывает актуальность проблемы формирования информационной компетентности будущих педагогов, рассматривает степень разработанности понятия «информационная компетентность» в научной литературе, выделяет критерии для определения уровня...

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Задать вопрос