Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Вместе с тем, каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому содержание профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) людей различных профессий разное. Цель же ППФП единая для всех — это психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.
Многочисленные исследования ученых показывают, что несмотря на умственную нагрузку, у студентов имеется до 10–12 еженедельных свободных часов, которые можно использовать для занятий физической культурой и спортом во внеучебное время с целью повышения уровня физической подготовленности. Однако, часто из-за отсутствия достаточного двигательного режима дня, эти часы используются малоэффективно. Причем замечено, что малоподвижный образ жизни студентов постепенно заглушает потребность двигаться и испытывать на себе определенное физическое воздействие, и, наоборот, систематические занятия физической культурой и спортом способствуют возросшей потребности в движениях.
Передовая педагогическая практика показывает, что резервы повышения физкультурно-оздоровительной двигательной активности имеются в ее урочной и внеурочной формах, и прежде всего подготовке студентов в самостоятельной физической подготовке студентов. Тем более, что настоящее время четко прослеживается тенденция к организации дополнительных занятий физическими упражнениями и видами спорта со всеми студентами из-за резкого снижения уровня физической подготовленности и состояния здоровья, катастрофического отставания материально-технической базы от санитарно- гигиенических норм и др.
Ученые считают, что систематические домашние задания по физической культуре, организация индивидуальных групповых занятий физическими упражнениями видами спорта являются не дополнительной нагрузкой, а разгрузкой студентов, переключением их с умственной работы на физическую. Они способствуют снятию усталости, напряжения, повышению жизненного тонуса и работоспособности.
В связи с тем, что интересы общества требуют постоянного повышения работоспособности и производительности труда на производстве, очевидно, физкультурно-оздоровительная двигательная активность студенческой молодежи будет эффективнее при условии профилирования средств физического воспитания с учетом их обучения и будущей профессии.
Резервы повышения физкультурно-оздоровительной активности имеются при использовании физических упражнений в режиме учебного дня (так называемые малые формы самостоятельных занятий) и во время обеденного перерыва.
На необходимость активного отдыха во время перерывов в работе впервые обратил внимание И. М. Сеченов, исследуя процесс утомления.
Физиологической причиной производственного утомления является снижение возбудимости и лабильности нервной системы вследствие накопления следов возбуждения от действия многократно повторяющиеся раздражителей и развития в связи с этим парабиотического торможения и торможения, имеющего охранительное значение. По определению В. В. Розенблата «утомление — это вызванное интенсивной или длительной работой временное уменьшение работоспособности».
Прерывая профессиональный труд физкультурной паузой, мы стремимся вызвать процессы возбуждения в нервных клетках головного мозга, не участвующих в данной работе. Одновременно те группы нервных клеток, которые были ранее возбуждены посредством физических упражнений, подвергаются торможению.
По данным ученых, учебное занятие по физическому воспитанию и мероприятия в режиме дня могут дать примерно 50–60 % от оптимального суточного объема движений студентов.
Несмотря на то, что в спортивной и школьной практике относительно давно эффективно применяется метод круговой тренировки, необходимо признать недостаточное использование его в учебных и самостоятельных занятиях по физвоспитанию студентами колледжей и вузов.
Повышение уровня физической подготовки и эффективности физического воспитания студентов в большой степени зависит от формы организации занятий физическими упражнениями. Чем лучше организация, те выше плотность и эффективность учебного процесса. Качество и эффективность занятий будет выше там, где преподаватель сможет найти пути для массового одновременного выполнения упражнений с учетом индивидуальных возможностей студентов. Важно научить занимающихся студентов работать самостоятельно, определяя нагрузку по силам и подготовленности; выполнять такие упражнения, которые разносторонне воздействуют на организм, укрепляя не только мышцы, но и развивая внутренние органы; систематически проверять результаты воздействия выполняемых упражнений. Именно этими возможностями и обладает круговая тренировка.
В повышении уровня физической подготовки студентов великая роль отводится игровому и соревновательному методам, нестандартным формам организации спортивно-массовой работы. Причем в наибольшей степени стимулируют студентов к самостоятельным систематическим занятиям именно нестандартные формы спортивно-массовой работы. Причем в наибольшей степени стимулируют молодежь к самостоятельным систематическим занятиям именно нестандартные формы спортивно-массовой работы. И, безусловно, повышение уровня физической подготовленности студентов должно вестись с позиций профессионально-прикладной физической подготовки.
В период обучения в средних и высших учебных заведениях студентов относится к категории работников умственного труда.
Вынужденная рабочая поза «сидя» и однообразные рабочие движения с малой амплитудой вызывают монотонность в работе, а с ней и понижение эмоционального тонуса. Усталость появляется задолго до исчерпания энергетических запасов человека.
При продолжительном пребывания в позе «сидя» требуется длительное поддержание напряжений мышц спины и шеи, что вызывает их утомление. А долгое сохранение неизменной рабочей позы может быть с течением времени причиной профессиональных заболеваний, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так как и в сидячем положении затрудняется работа органов дыхания и кровообращения, в особенности кровообращение в брюшной полости.При неправильной, согнутой. Позе «сидя» могут развиваться искривления позвоночника (по С. А. Косилову).
В процессе труда развивается умственное утомление. Основоположник физического и воспитания П. Ф. Лесгафт видел цель воспитания в подготовке человека к производительному труду. Он писал: «Только при гармоническом развитии всех органов организм человека в состоянии совершенствоваться и производить наибольшую работу при наименьшей трате материала и силы».
Известно, что каждая из профессий имеет свою двигательную специфику. Они отличаются условиями труда и психофизиологическими характеристиками и, естественно, предъявляют различные требования к физической подготовленности человека. Вот почему необходимо профилирование процесса физического воспитания с применением средств профессионально- прикладной физической подготовки (ППФП).
В нашей стране вопросам ППФП стало уделяться внимание еще в 30-е гг., но настоящее распространение среди учебных заведений она получила лишь в конце 60-х гг.
Многочисленные исследования показывают и практика подтверждает, что, систематические занятия физическими упражнениями спортом, даже без учета специфики профессий, оказывают благотворное влияние как на развитие физических качеств, так и на умственную работоспособность студентов. Общая физическая подготовка является мощной базой для быстрого создания новых движений. Если же она осуществляется параллельно со специальной прикладной физической подготовкой, то при этом профессионально важные качества развиваются эффективнее.
Научно-теоретические обоснование ППФП впервые было В. В. Белиновичем в 1964 г. Им указывалось, что содержание ППФП должны составлять обычные физические упражнения и виды спорта. ППФП должны быть составной частью общей программы физического воспитания и осуществлять в единстве и взаимосвязи с общими задачами физического воспитания.
– способствование всестороннему физическому развитию и достижению высокого уровня физической подготовленности;
– преимущественное и специальное развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности;
– формирование и совершенствование двигательных навыков, помогающих успешно овладевать профессиональной деятельностью;
– подготовка к условиям труда, специфичным для профессиональной деятельности;
– воспитание специфических волевых качеств.
В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионального- прикладного физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.
Физическое воспитание студентов в вузе должно осуществляться с учетом условий характера их предстоящей физической подготовки, т.е использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды. Но реализация профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основанная из которых- существенные различия в условиях характере труда представителей многочисленных специальностей и специализаций на производстве. В настоящее время определяется несколько форм ППФП в системе физического воспитания высшего учебного заведения, которые целесообразно группировать по следующему принципу:
– учебные занятия (обязательные и факультативные);
– самостоятельные занятия, физические упражнения в режиме дня;
– массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.
Каждая из этих групп, имея одну или несколько форм реализации ППФП, которые могут быть избирательно использованы или для всего контингента студентов или для его части.
ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятиях занятий. Значение теоретических занятий велико, так как в ряде случаев это единственный путь для изложения студентам необходимых профессионально -прикладных знаний, связанных с использованием средств физической культуры и спорта. На таких занятиях следует такие вопросы:
– динамика работоспособности человека в процессе туда, с освещением особенностей изменения работоспособности специалистов данного профиля в течение рабочего дня, недели, года;
– влияние возрастных и индивидуальных особенностей человека, географо- климатических и гигиенических условий труда на динамику работоспособности специалиста;
– использование средств физической культуры и спорта для повышения и восстановления работоспособности специалистов, с учетом условий характера и режима их труда и отдыха;
– основные положения методики подбора физических упражнений и всех видов спорта в целях борьбы с производственным утомлением, для профилактики профессиональных заболеваний; влияние занятий физической культурой и спортом на ускорение профессионального обучения.
Профессионально-прикладная физическая подготовка должна сроиться на базе хорошей общей физической подготовки.
Таким образом, многообразие условий работы вузов и колледжей, целевой направленности и содержание ППФП в них и на факультетах различного профиля предполагает выбор и использование различных форм и методов ППФП студентов.
Литература:
- Настольная книга учителя физической культуры/Под.ред. Л. Б.Кофмана/.-М.: Физкультура и спорт,2003
- Бальсевич В. К. Физическая культура для все и каждого.-М.,1988
- Программа физического воспитания студентов высших учебных заведений.-М.: Просвещение,1996.
- Массовая физическая культура в вузе: Учебное пособие / Под ред. В. А. Маслякова.-М: Высшая школа,19991
- Ромашкин Н. Г. Методическое пособие к практическим занятия. — Краснодар: КГАФК,19996
- Теоретико-методические основы физической культуры и спорта: Учебное -методическое пособие/ Под ред. Л. С. Дворкина.- КГАФК 2000
- Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие /Подред. Л.П. Матвеева.- М.: Физкультура и спорт,200