В статье автор рассматривает подростковый возраст с учетом его психолого-педагогических особенностей, дает определения ключевым аспектам и составляющим данного возраста, которые играют важную роль при обучение иностранному языку.
Ключевые слова: психолого-педагогические особенности, средняя школа, английский язык.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что подростковый возраст является одним из наиболее уязвимых возрастов. Из этого вытекает, что данный период считается непростым в развитии человека. Для данного периода характерна перестройка, как в физиологическом, так и в психологическом плане.
Большую часть своего времени подростки прибывают в стенах школы, именно поэтому одной из ведущих деятельностей подростка выступает получение знаний, школьного образования в целом. Однако, привычное, повседневное для учащихся дело — обучение приводит к рассеянности и несобранности подростков. Сорок пять минут для подростков становится для подростков временем, когда они готовы делать любые вещи, но главное не касающейся учёбы. Уровень усвоения и выполнения уроков, домашней работы снижается до минимума.
Желание подростка быть независимым, взрослым приводит к отрицательным последствиям. Учитель выступает как родитель для учащихся, поэтому для него является не менее важным изучить особенности учеников. Незнание этих характерных черт может привести к недоверительному отношению со стороны учащегося. Неуважение к старшим, нежелание прислушиваться к их советам является одной из главных проблем и характерной чертом данного возраста.
Подросток стремится выразить себя разными способами, старается получить как уважение, так и одобрение со стороны других. Однако, самовыражение не всегда протекает положительно. Подросток может прибегнуть к показу своих негативных качеств. Зачастую это приводит подростков к совершению преступлений. Подросткам необходимо понять свою ценность, необходимость обществу. Рассчитывая работы, которые подростку по силам и успешное их выполнение может помочь в достижение этого. Подростки полны на эмоции, с которыми иногда им бывает трудно совладать, что приводит к агрессии, импульсивности. Подростки яростно пытаются доказать свою правоту в спорах, не считаясь с мнением остальных.
В подростковом возрасте формируются различные качества. Подростки наиболее ярко проявляют такое качество, как ответственность, стремясь показать себя с хорошей стороны. Для подросткового периода характерно стремлением к идеалу, именно поэтому многие подростки создают себе идеальный образ или же находят его в известных актерах, музыкантах. Учитель не только передает знания, но для него важно так же стать другом для подростков, показать, что есть хорошо, а что плохо и направить их в правильное русло. Это не так легко сделать, поэтому необходимо учителю запастись терпением и выдержкой. Нельзя повышать голос, раздавать приказы, указывать, как и что делать в грубой форме. Подростки лучше будут воспринимать, если все будет сделано в качестве совета, в дружелюбной форме.
Дети подросткового возраста очень активны. Они задействованы в различных видах деятельности. Несмотря на то, что учеба занимает большую часть времени у подростков, она не стоит на первом месте. Коммуникация представляет собой наиважнейшую часть жизни подростков. Общение помогает подростку в самовыражении, раскрытии своего «Я». Поэтому подростки выбирают себе друзей своего возраста. Им проще всего найти общий язык, интересы. Зачастую именно на подростковом этапе зарождается дружба, которая бывает даже, что длится всю жизнь. Отсюда следует, что на уроках иностранного языка необходимо внедрять такие методы обучения, как ролевая игра, проектная деятельность, дискуссии, обсуждения, круглый стол, то есть все, что нацелено на коммуникацию и взаимодействия в парах, командную работу.
Между собой подростки часто конфликтуют. Показать себя, занять лидирующую позицию, заполучить признание среди сверстников — всё это представляет собой, наиболее важные моменты подросткового возраста. Подросток начинает испытывать чувство взрослости, которое Д. Б. Эльконин описал следующим образом: «Чувство взрослости — это новообразование сознания, посредством которого подросток сравнивает себя с другими (взрослыми и друзьями), находит шаблоны для обучения, строит свои отношения с других людей, и перестраивает свою деятельность» [4, с. 211].
В подростковом возрасте дети идут против устоев и указаний взрослых. Они хотят быть услышанными, но взрослые часто не замечают этого, навязывают свою точку зрения. Дети замыкаются в себе, не доверяют зачастую взрослым. Взрослым необходимо давать подросткам возможность высказать свою точку зрения, принять решение, показать, что они ответственные за свои слова и поступки.
Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в подростковом возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» [3, c.288]. Он писал, что «все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами» [2, c. 266].
Л. С. Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. «Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности);«доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму)» [2, c. 120]. Такими образом, отбор материала на уроках английского языка должен быть ориентирован на учет интересов подростков.
Мышление и его развитие являлось ключевым аспектом для Выготского в подростковом возрасте. Овладение подростком процессом образования, моделями поведения, учебной деятельностью в целом, все это, по словам Выготского, помогало в развитие у подростков мышления. Изменения в различных сферах психики является ключевым моментом в подростковом возрасте. Существенным изменениям подвергается мотивационная сфера. Подростки начинают задумываться о планах на будущее. Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович «находится главное новообразование переходного возраста» [1, c. 19].
Учет возрастных особенностей является первостепенным фактом, который следует брать во внимание на уроках иностранного языка. Для каждого возраста следует подбирать свой ряд методик, которые будут эффективны при изучении иностранного языка. Каждый возрастной период сопровождается разными типами ведущей деятельности, отсюда и обучение иностранному языку будет протекать по-разному.
Таким образом, описанные нами возрастные особенности личности учащихся среднего этапа обучения являются основным фактором, который должен быть принят во внимание педагога. Учитывая основные психологические новообразования среднего школьного возраста, учитель обязан также учитывать особенности проведения уроков на данном этапе и строить учебный процесс согласно формуле успешного обучения: преподавание иностранного языка должно строиться на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, вовлекающему в себя стремление к соучастию, сопереживанию, совместную увлеченность коммуникационно-познавательной деятельностью. Такие условия способствуют личностно-ориентированной направленности обучения и помогают учащемуся стать активным участником учебного процесса.
Литература:
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]. — М., Воронеж, 1995 — С. 19.
- Выготский Л. С. «Педология подростка». — Москва, 1984 г. — С. 275.
- Обухова А. Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995. — С 288.
- Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. — М., 1994. — С. 211.