Настоящая статья посвящена устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а именно усыновлению (удочерению) в судебном порядке российскими гражданами.
Авторы полагают, что институт усыновления (удочерения) семейного права является сложным, как для правоприменителя, так и для граждан, желающих принять ребёнка в семью.
Ключевые слова: усыновление, органы опеки и попечительства, суд, устройство детей, оставшихся без попечения родителей, тайна усыновления.
This article is dedicated to children left without parental care, namely the adoption (adoption) in court by Russian citizens.
The authors believe that the adoption Institute (adoption) family law is difficult for the law enforcer, and for citizens who want to take the child to the family.
Keywords: adoption, guardianship authorities, the court, children left without parental care, adoption secret.
Надо отметить, что последние годы были трудными для становления и развития Российской Федерации. В связи с обострением международной обстановки в мире и сложной социально-экономической ситуацией в стране значительно ухудшилось состояние брачно-семейных отношений, что повлекло за собой увеличение детей, оставшихся без попечения родителей.
Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления детей, оставшихся без попечения родителей иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории России и лицами без гражданства по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей по правилам ст. 124 п. 4 СК РФ.
В сложившейся социально-экономической ситуации в России, число граждан желающих взять детей на воспитание в свою семью на усыновление, значительно меньше числа детей, которые нуждаются в семейном устройстве.
Именно поэтому с предложением об оказании содействия в усыновлении российских детей стали обращаться иностранные граждане и организации по усыновлению детей, оставшихся без попечения родителей.
За последние годы осуществление усыновления российских детей иностранными гражданами прочно вошло в практику работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также краевых и областных судов.
На наш взгляд, необходимо учитывать то обстоятельство, что лишение родительских прав — является крайней мерой семейно-правовой ответственности и трудно рассчитывать на то, что родители одумаются или изменят свой образ жизни и обратятся в суд за восстановлением родительских прав в установленный срок. Не всегда оправдан шестимесячный срок пребывания ребёнка в опекунской семье, либо в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей. Законодатель, по нашему мнению, старается защитить права родителей, лишённых родительских прав, а не ребёнка, что по сути своей противоречит существующим принципам семейного права и ведёт к дискриминации права несовершеннолетнего на защиту [2].
Из имеющегося у автора практического опыта отобрания детей у родителей, лишённых родительских прав, представляется необходимым данный срок сократить до трёх месяцев, дополнив пункт 6 статьи 71 следующим содержанием:
«Усыновление ребёнка в случае лишения родительских прав (одного из них) допускается не ранее трёх месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав».
Таким образом, сокращённый срок для восстановления родителей в правах будет стимулировать их к оздоровлению образа жизни и изменения отношения к ребёнку. Ребёнок же в свою очередь сможет рассчитывать на скорейшее возвращение в семью, либо на усыновление, так как его длительное нахождение в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причиняет ребёнку не только моральную, но и психологическую травму.
Несмотря на многолетнюю историю семейного законодательства России, Семейный кодекс РФ до сих пор не даёт легального определения понятию усыновления.
Исходя из приведённого определения, возникает необходимость назвать условия усыновления [3].
В статье 127 Семейного кодекса РФ [1] закреплён перечень лиц, имеющих право быть усыновителями, и названы необходимые для этого требования к претендентам в усыновители.
В СК РФ определены условия усыновления ребёнка:
– согласие родителей на усыновление ребёнка;
– согласие опекунов (попечителей), приёмных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;
– согласие усыновляемого ребёнка, достигшего возраста 10 лет;
– согласие супруга усыновителя, на усыновление ребёнка;
– разница в возрасте не менее 16 лет между усыновляемым и усыновителем, не состоящем в брачных отношениях.
В соответствии со статьёй 131 СК РФ одним из обязательных условий усыновления ребёнка, является согласие опекунов (попечителей), приёмных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, которое должно быть дано в письменной форме.
На наш взгляд, данная норма является «перестраховочной», как для органов опеки и попечительства, так и для суда.
Непонятно, из каких побуждений исходил законодатель, называя лиц, которые должны давать письменное согласие на усыновление ребёнка, в то время как их правовое положение не всегда позволяет сделать это.
И тем более ничто не мешало данным лицам ранее заявить своё желание об усыновлении конкретного ребёнка в установленном законом порядке.
Действующее семейное законодательство устанавливает обязательный критерий для усыновления — согласие ребёнка, достигшего возраста 10 лет.
Но, на наш взгляд, этот возраст должен быть снижен до восьми лет, так как в современных условиях происходит более раннее интеллектуальное развитие детей.
По нашему мнению, необходимо п.1. ст. 132 СК РФ изложить в следующей редакции: «Для усыновления ребёнка, достигшего возраста восьми лет, необходимо его согласие» [1].
Представляется — интересы ребёнка, должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, так и при отмене усыновления и при решении всех иных вопросов, касающихся несовершеннолетних детей [4].
Одним из условий защиты прав и интересов усыновителей и ребёнка, оставшегося без попечения родителей при его усыновлении, является вопрос тайны усыновления, которая включает в себя изменение места и даты рождения усыновленного ребёнка, а усыновители записываются в качестве родителей в свидетельстве о рождении.
На наш взгляд, следует согласиться с мнением данных авторов, так как в семейном законодательстве перечислены лица, обязанные в силу соблюдать тайну усыновления:
– судьи, вынесшие решение об усыновлении ребёнка;
– прокурор, так как его участие служит дополнительной гарантией вынесения судом правомерного решения, соответствующего прежде всего интересам ребёнка;
– должностные лица органов опеки и попечительства, давшие письменное заключение о возможности усыновления;
– должностные лица органов Загса, осуществившие государственную регистрацию усыновления;
– иные лица, осведомлённые об усыновлении.
Многие женщины с целью сохранения тайны усыновления, имитируют беременность и факт выписки из родильного дома, и даже близкие родственники не догадываются о факте усыновления ребёнка.
По нашему мнению, воспитание ребёнка в семье усыновителей не отличается от воспитания детей, биологическими родителями. Ребёнок развивается в спокойной жизненной обстановке, если он не знает, что не является биологическим ребёнком своих родителей.
Вопрос сохранения или разглашения тайны усыновления в научной литературе стал чаще подниматься учёными.
Так, К. Ю. Паршукова считает: «Отношения родительства, при усыновлении не возникают, они являются особой разновидностью, которые трудно назвать даже родительскими, связывая их именно с тайной усыновления. При существующей тайне усыновления (ст. 139 СК РФ) никакой речи о родительских отношениях не может быть. Ребёнок, который понятия не имеет о своём реальном происхождении и о существовании биологических родственников, не застрахован от вероятности вступления в брак с близкими родственниками по прямой линии, а также с родными родителями, полнородными и неполнородными братьями и сёстрами, что запрещено российским семейным правом... Действующее семейное законодательство предусматривает специальные меры, направленные на сохранение тайны усыновления, и при такой постановке вопроса крайне трудно отследить судьбу усыновленного ребёнка даже со стороны его родных».
Если придерживаться мнения К. Ю. Паршуковой, то, по нашему мнению, это приведёт к значительному сокращению количества усыновлений, так как усыновители стремятся воспитать усыновленного ребёнка как своего биологического.
Поэтому, несомненно, прав А. Н. Лёвушкин, говоря о том, что «тайну усыновления ребёнка относят к сфере неприкосновенности частной жизни, семейной или личной тайны, которые гарантируются ст. 23 Конституцией РФ».
Таким образом, для более успешной реализации прав, как детей-сирот, так и усыновителей необходимо продолжать сохранять тайну усыновления.
Отмена же тайны усыновления на современном этапе развития российского общества будет являться преждевременной, не соответствующей правам и интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и усыновителей.
Литература:
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023)
- Аблятипова Н. А., Форостян А. С. Условия усыновления в российском семейном праве // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 5A. С. 186–192.
- Мосиенко Т. А., Линник С. А. Усыновление (удочерение) — форма защиты прав детей в России и за рубежом // Colloquium-journal. 2019. № 24–9 (48). С. 19–22.
- Помощикова Н. В., Спиряева А. Ю. Институт усыновления (удочерения) в современном российском праве: теоретико-правовой и исторический аспекты // Теория государства и права. 2019. № 4 (16). С. 117–122.