Исследование понятия конкурентоспособности бизнеса, а также изучены факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности предприятия как отдельного субъекта экономики РФ. Анализ самых распространённых методов оценки конкурентоспособности бизнеса.
Создание конкурентного бизнеса — это фундамент устойчивого развития государства. Эффективное функционирование и развитие сильных сторон каждого субъекта экономики является первоочередной задачей экономической безопасности страны. При этом, конкурентоспособность — это двигатель развития не только экономики страны, но и каждого отдельного предприятия в частности. Именно поэтому в условиях высокой конкуренции на рынке каждая компания для сохранения лидирующих позиций уделяет большое внимание современным методам оценки конкурентоспособности, обеспечивая тем самым максимальное удовлетворение потребностей целевой аудитории.
При углубленной изучении понятия конкурентоспособности чаще всего понимают умение конкурировать, постоянное развитие и совершенствование технологий (услуг, сервиса и т. п.). В более обобщенном виде конкурентоспособность — это умение предприятия «выживать» в рыночных отношениях.
В середине 20 века научное экономическое сообщество сошлось в постулате существования четырех базовых моделей конкуренции на рынке: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Рассмотрим данные виды моделей по отдельности.
- Совершенная конкуренция (свободная конкуренция) — это рынок, на котором покупатели и продавцы работают в условиях конкуренции. Представители рынка предполагают, что цена на рынке задана и любые действия этого не изменят.
- Чистая монополия — это ситуация на рынке, характеризующееся наличием одного единственного продавца (патентные права, уникальность продукции, привилегии и т. п.).
- Монополистическая конкуренция — вид рыночной ситуации, при которой обладающий рыночной властью продавец конкурируют за объем продаж дифференцированного продукта.
- Олигополия — это тип рыночной конкуренции (несовершенной), в которой доминирует очень малое количество организаций.
На сегодняшний день большинство компаний используют методы оценки конкурентоспособности, поскольку именно эти исследования дают четкое определение положения предприятия на рынке сбыта. Современной наукой разработаны различные методы определения конкурентоспособности организации. Рассмотрим самые популярные методы по отдельности.
Матрица BCG строится на основе статистических данных доли рынка, занимаемый данной компанией, и темпов роста рынка. Данная модель построена на предположениях: высокий уровень возможностей для роста бизнеса обеспечивается высокой динамикой рынка; сильная позиция на рынке обеспечивается за счет более высокой доли рынка. Горизонтальная ось графика отображает показатель относительной доли рынка. Относительная доля рынка вычисляется как отношение собственных продаж к продажам сильнейшего конкурента, при показателе 1 собственные продажи равны продажам лидера продаж. Вертикальная ось отражает темпы роста рынка, при этом минимальное значение может быть отрицательным. Далее по каждому продукту находится пересечение осей и рисуется круг (площадь круга — доля продукта в объемах продаж компании).
Матрица Мак-Кинси определяет конкурентоспособность предприятия и полезную стратегию для данного предприятия (отвечает на вопрос: «какие продукты следует развивать?»). Данная матрица похожа на матрицу BCG, усложняется матрица введением дополнительных факторов. Для сравнительного анализа модель Мак-Кинси состоит из 9 ячеек, в которой каждый бренд (товар, услуга) занимает свое место согласно своей привлекательности рынка и конкурентоспособности.
SWOT-анализ — это метод оценки конкурентоспособности, основанный на выявлении факторов внешней и внутренней среды исследуемой организации, а также разделении на 4 категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Первые две категории являются факторами внутренней среды, последние два факторы внешней среды.
Безусловно, для крупных игроков, а именно, для ведущих холдингов, производителей государственного уровня, необходимо проводить целый ряд исследований для разработки конкурентоспособности. Для малого предприятия, представленного узкой линейкой товаров и услуг, необходимо применять методы, рассмотренные выше.
В заключении отметим, что интегральный показатель конкурентоспособности предприятия представляет собой уровень организованности и четкого выполнения коммерческих функций предприятием (в сфере услуг), а также оценка фактического и потенциального уровня роста по сравнению с представленными аналогами на рынке. Самыми популярными методами оценки конкурентоспособности являются методы:
- Матрица BCG
- Матрица Мак-Кинси
- SWOT-анализ.
Литература:
1. Рубцова, Н. В. Анализ рыночных возможностей: учебное пособие/ Н. В. Рубцова. — М.:Юрайт, 2022. -175с.
2. Прохорова В. В. Субрегиональные структуры территориальной экономической системы // Вестник Адыгейского Университета. — Серия 5: Экономика. — 2010. — № 4. — С.87–91.
3. Воронов Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий. Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 5. — С.92–102.
4. Круглик В. М. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие — Минск: ИНФРФ-М, 2013. — 285с.