Активное слушание музыки — это активное проживание музыки через действие. Танцуя под музыку, двигаясь под музыку, играя с игрушками, материалами под музыку мы создаем дополнительные связи между слуховыми областями мозга и отделами двигательной коры, зрительными анализаторами, префронтальной корой (зоной эмоционального восприятия, когнитивной деятельности, социального поведения).
Ключевые слова : слушание музыки, слушательская культура, методы и приёмы активного слушания.
Актуальность
Наблюдения за детьми показали, что многие из них невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему. Как же сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников? И тут на помощь приходит такая форма работы, как активное слушание . Активное восприятие музыки — это ряд методов и приемов, активизирующих процесс слушания музыки, делающих процесс слушания более интересным, разнообразным, познавательным, игровым и творческим.
Активное слушание музыки — это активное проживание музыки через действие.
Танцуя под музыку, двигаясь под музыку, играя с игрушками, материалами под музыку мы создаем дополнительные связи между слуховыми областями мозга и отделами двигательной коры, зрительными анализаторами, префронтальной корой (зоной эмоционального восприятия, когнитивной деятельности, социального поведения). Все это создает у ребенка определенные ассоциативные связи и отношение к музыкальному произведению, которое в более старшем возрасте позволит выразить свое отношение к нему, благодаря этим переживаниями.
Поэтому в своей работе я использую следующие методы и приемы активного слушания:
Моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, ритмопластика, мимика и пантомима, образные и танцевальные движения)
Для того, чтобы музыка была воспринята ребёнком, педагогу необходимо на тему этой музыки организовать игру. Что это значит, ребёнок под музыку, должен подвигаться, пережить её телесно, через движения, получив от этого эмоции (это моторное звено восприятия, важнейший фактор запоминания).
Поэтому движения я успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.).
Так, например, в произведение Три подружки музыка Д. Кабалевского
дети передают характер музыки через мимику, жесты, эмоции; тем самым развивая творческую активность.
Например, для плавности можно брать разноцветные перышки или ленточки, платочки, бабочки, а для подчеркивания ритма — клавесы, стаканчики или камушки, яркие пособия для выделения частей музыки.
Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки.
Оркестровать произведение — значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части.
Этот прием способствует дифференцировке восприятия — выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонаций, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов), изобразительных моментов. Оркестровка побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием.
Оркестровку я применяю после того, как ребята неоднократно прослушают произведение, ознакомятся с характером музыки, выделят изобразительные моменты, средства музыкальной выразительности.
Так же оркестровку я сочетаю с передачей характера музыки в движении, инсценировкой песен (дети делятся на группы — одни оркеструют, другие инсценируют).
Цветовое уподобление (полисенсорные ассоциации) применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявления реакций на изменение настроений, осознания формы, развития «словаря эмоций» детей. Этот прием позволяет усвоить и приме нить новое слово-образ, высказаться о характере музыки в занимательной, игровой форме.
Я использую прием «цвет — настроение». Для определения характера музыки нам помогает пособие «Цветик-разноцветик». Определенный лепесток дети условно связывают с соответствующим настроением: желтый лепесток мы выбираем для светлой, радостной музыки, коричневый, темно-синий — для мрачной, тревожной, красный для торжественной, приподнятой. Этот прием помогает детям сформировать представление о выразительности цветовой гаммы и потом осознанно выбирать цвета в своем рисунке.
Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыкального произведения, становятся активными. Их интерес к музыке возрастает, восприятие углубляется
Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры , задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики.
Для выделения акцентов в музыке я использую силиконовые прихваточки, которыми можно, как бы кусаться или квакать и т.д, подчеркивая акценты.
Также я разработала пособие к произведению «песнь жаворонка» музыка И. П. Чайковского целью которого является формирование понятий и представлений: регистр, звуковысотность, соотношение картинки и высоты звука.
Также мы с детьми на планшетах графически рисуем музыку, что позволяет в игровой форме заострить внимание на мелодии.
Веер использую для закрепления музыкальных жанров полька, марш, вальс
Когда дети уже несколько раз слушали произведения и узнают их, можно провести с ними мультимедийные игры.
Мультимедийная игра «Определи автора музыкального произведения»
Вывод :
Применение вышеуказанных методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, развивать их музыкальные и творческие способности.
Литература:
- Радынова, О. П. музыкальные шедевры / О. П. Радынова. —: Москва, 1999. — c. — Текст: непосредственный.
- Радынова, О. П. музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова. —: просвещение, 2011. — c. — Текст: непосредственный.
- Ветлугина, Н. А. методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. — Москва: Просвещение, 1983. — c. — Текст: непосредственный.
- Ирина, Каплунова слушаем музыку / Каплунова Ирина. — Санкт Петербург: Невская нота, 2018. — c. — Текст: непосредственный.