Основные формы совместного творчества родителей и детей младшего школьного возраста в процессе коррекции устной речи у детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (482) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.09.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Малахова, О. О. Основные формы совместного творчества родителей и детей младшего школьного возраста в процессе коррекции устной речи у детей с ОВЗ / О. О. Малахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 148-149. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105748/ (дата обращения: 18.12.2024).



В работе логопеда по коррекции речи у обучающихся детей с ОВЗ предполагаются домашние задания определенного развивающего материала в виде разнообразных дидактических игр. Существует возможность не только совместного выполнения домашних заданий родителя и ребенка с ОВЗ, но и проведения совместной творческой деятельности, основанной на системно-деятельностном методе обучения. Если ребенок является низкофункциональным, то необходимо предложить работу с познания разнообразных предметов быта. Здесь уместно предложить совместное изготовление или вырезание разнообразных видов парных карточек, лото, пазлов, фигур, картинок. Параллельно возможна игра на определение цвета, формы, свойства предмета, местоположения и ориентировке в пространстве, причем необходимо включать в игру не только зрительный анализатор, но и двигательный, слуховой, тактильный, обонятельный и даже вкусовой.

Совместное творчество родителя и ребенка не должно превышать пятнадцати минут и выполняются основные правила: от простого к сложному, сначала по подражанию, по образцу, словесной инструкции и, обязательно, в организованных домашних играх. Сначала предлагается использование не больше двух карточек или предметов, увеличение предметов происходит только после уверенного выполнения упражнения, причем игры обязательно имеют в себе игровой сюжет, который вызывает положительные эмоции у обучающего с ОВЗ. Проведение игры должно быть многоразовое, чтобы ребенок не потерял к ней интерес, игра должна усложнятся (по материалу, смене карточек, фактуры, игрушек из другого материала) [1].

Почтовый ящик Ребенку предлагается склеить конверт. Он учится определять по словесной инструкции необходимую карточку, совмещая предмет с отверстием и осуществлять пространственный разворот фигурок-вкладышей.

Чудесный мешочек Ребенку предлагается доставать на ощупь предметы с заданными свойствами.

Зверек на горке Предлагается построить из разных по величине и цвету кубиков, плотного картона, любимой мягкой игрушки ребенка сделать совместно горку и покатать с горки своего любимца сначала по подражанию, затем самостоятельно.

Мишка-капризулька Необходимо использовать игрушечные машины, картинки с такими же изображениями и плюшевого медведя. Предлагаются четкие инструкции по нахождению машин для мишки, а он постоянно вредничает и хочет играть разными игрушками.

Готовим компот Вырезается сюжетная картинка с двумя деревьями, две банки из плотного картона и множество разных видов фруктов. Предлагается собрать урожай и сварить компот, родитель проявляет метод похвалы.

Собери (почини) игрушку Ребенку предлагается выделять части картинки или игрушки и соединять их в целое (картинка «вверх ногами» или развернута под разным углом).

Дорожка для зайчика Предлагается продеть тесьму по образцу в плотном картоне для того, чтобы сделать дорожку к дому зайца.

Загадки и отгадки Ребенку раздаются карточки с изображение зверей, фруктов, овощей. Предлагается отгадать загадку и показать картинку. Происходит соотнесение форм описания предмета с графической.

В есёлые ходики Одна из форм совместного творчества родителей и детей — создание настольно-печатных игр, которая реализуется в рамках проекта «Весёлые ходики». Все участники проекта (родители и дети) делают настольно-печатную игру ходики на определённый звук, которые находится на стадии автоматизации у ребёнка. Чтобы создать игровое поле, необходимо подобрать правильный лексический материал и картинки, соответствующий поставленному у учащегося звуку, а также проявить творческие способности. Для родителей был проведён ряд консультаций, на практикуме даны советы, какой речевой и иллюстративный материал подбирать для создания настольных игр. Родители прониклись атмосферой коллективного творчества, которое стимулирует их для более заинтересованного общения с собственным ребёнком, более системного и эмоционального повторения речевого материала, ведь игру можно играть всей семьёй. В дальнейшем родители и учащиеся менялись играми «Весёлые ходики».

С высокофункциональными обучающимися возможны упражнения для развития произвольности внимания, движений пальцев, зрительного восприятия формы, представлений о величине, цвете и форме, целостного восприятия предмета, пространственных представлений, отношений между предметами и их частями, особенно важно развивать у детей произвольность внимания и различные типы памяти. Вместе с родителями дети могут закрепить эти представления и даже сформировать у ребенка определенные навыки.

Мнемотаблицы Дети совместно с родителями изготавливают мнемотаблицы по лексическим темам, изученных на занятиях с учителем-логопедом. Это позволяет родителям в интересной и игровой форме закрепить с детьми пройденный материал, расширить и обогатить словарный запас детей, сформировать грамматически правильную речь. На листе бумаге формата А4, расчерченном на 6 равных квадратов, дети приклеивают картинки по лексической теме в логической последовательности, для того, чтобы, потом можно было опираясь на таблицу составиться рассказ по теме. Изготовленные мнемотаблицы дети приносят на уроки логопедии и рассказывают по ней свой рассказ, подготовленный дома [2]. Постепенно развивается связная, монологическая речь у детей со специфическим недоразвитием речи.

Моторные кубики Развитию общей, мелкой и артикуляционной моторике в процессе коррекции устной речи отводится важная роль. Для совершенствования навыков двигательных функций, родители вместе с детьми разрабатывают интересные формы игр на движения. Для игры подбираются картинки с движением на общую моторную сферу (приседание, наклоны, прыжки), которые приклеиваются на кубик. Ребёнок бросает кубик, смотрит, что выпало на верхней грани и выполняет движения. Создаётся три кубика для общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Ежики и яблоки Изготавливается набор фигурок-ежиков и яблок различной величины и цвета. Предлагается поселить ежиков в лесу и подобрать каждому яблоко определенного размера. Детям нужно закрыть глаза, а родитель смешивает картинки. Когда дети откроют глаза, необходимо собрать яблоки и поместить их на спину подходящим по размеру ежикам.

Повтори! Ребенок — водящий. Два родителя поочередно показывают ему определенные действия. Он смотрит и запоминает. Затем повторяет действия в том порядке, в котором их увидел.

Сложи узор Ребенок получает основу узора и набор фишек из мозаики. Показывается первая картинка-таблица, где нарисованы полоски разной длины. Родитель предлагает на своей основе сложить узор из фишек точно по картинке. В результате каждый цвет замещается длинной и короткой полоской. Задания могут предлагаться с вариантами.

Лото «Играем и подбираем» Детям дается по нескольку карточек с изображением предметов, относящимся к одной из групп (мебель, одежда, продукты). Родитель показывает остальные карточки, тот ребенок кому данная карточка подходит по групповой принадлежности берет её себе.

Волшебные картинки Ребенок получает карандаши и наборы карточек. Необходимо рассмотреть образ геометрической фигуры на карточке и превратить её в какой-то рисунок.

Хамелеон Повторяется понятие животного хамелеона, затем задаются вопросы о хамелеоне, где он будет находиться и какого цвета будет его чешуя.

Магнитофон Родитель называет слоги, из которых должно сложиться слово. Начинать с двусложных слов, затем трехсложных, постепенно удлиняя цепочку слогов.

Художник Ребенку предлагается устно описать портрет своих родителей. Родители отворачиваются, а ребенок по памяти описывает их внешность.

Пиктограмма Предлагается проверить память у ребенка, читаются словосочетания и каждому слову ребенок рисует картинку, по которой он может вспомнить эти слова. Качество рисунка не имеет значение.

Раскрась правильно Изготавливаются шесть домиков из картона белого цвета, их надо раскрасить по инструкции, например, второй дом красным, первый дом желтым, синий между ними.

Большой интерес у детей вызывают игры на развитие логического мышления. Дети могут заменять несколько слов одним общим словом, выполнять упражнения на исключения, осложнённое заданием на запоминание, делить на несколько групп, выполнять логические действия «умозаключения по аналогии».

Последовательные картинки Предлагается определить порядок перепутанных картинок и поменять их местами, чтобы стал ясным сюжет, который нарисовал художник, затем составляется устный рассказ о том событии, которое было изображено.

Литература:

  1. М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников. — 1-е изд. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006. — 224 с.
  2. Совместная работа педагогов, родителей и детей // Международный образовательный портал URL: https://www.maam.ru/detskijsad/sovmestnaja-rabota-pedagogov-roditelei-i-detei.html (дата обращения: 31.08.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, игра, картинка, плотный картон, артикуляционная моторика, карточка, кубик, словесная инструкция, слово.


Похожие статьи

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Особенности формирования умений звукобуквенного анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации

Проведение семинаров для родителей как средство профилактики и коррекции задержки речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Похожие статьи

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Особенности формирования умений звукобуквенного анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации

Проведение семинаров для родителей как средство профилактики и коррекции задержки речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Задать вопрос