О развитии технического творчества в современном дошкольном образовании говорят очень часто. В эпоху компьютеризации наши дети легко справляются с гаджетами практически «с пеленок». Многие будущие студенты выбирают такие профессии как: маркетолог, IT-специалист, интернет-коуч, копирайтеры, архитектор виртуальной и дополненной реальности, менеджер маркетплейсов и т. д.; не говоря уже о любимом занятии молодежи — блогерстве. Все эти профессии предполагают знание компьютера, программирования и интернет-пространства. Каким же образом привлечь работать молодых специалистов на производство, где ощущается острая нехватка рабочих с профессиями: инженер-конструктор, фрезеровщик, токарь, монтажник, технолог, оператор и т. д.
Каждый ребенок — потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в человеке генетически. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Федерального государственного стандарта дошкольного образования выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из наиболее эффективным средством развития ребенка дошкольного возраста является детское техническое творчество.
«Техническое творчество» — это вид деятельности, результатом которой является продукт, обладающий пользой и новизной. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей. Основными компонентами технического творчества являются:
– техническое мышление;
– пространственное воображение и представление;
– конструкторская смекалка;
– умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.
Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность дошкольников, является конструирование. Игры по конструированию долго не надоедают, т. к. обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Особенность конструирования в том, что этот вид деятельности, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка. В процессе данной деятельности дошкольники обучаются:
– планировать предстоящую работу;
– анализировать собственные действия;
– делать выводы;
– исправлять ошибки;
– составлять из отдельных частей целое;
– сравнивать и обобщать.
На сегодняшний момент, разработано и выпущено огромное количество самого разнообразного конструктора для того, чтобы каждый ребенок мог развивать в себе творческие способности. Это кубики, строительные наборы, конструкторы с простыми блочными и болтовыми соединениями, магнитные, электронные, решетчатый конструктор и, любимый всеми детьми, LEGO. Кроме того, для развития технического творчества педагоги в детском саду используют разнообразный бросовый материал: коробки, втулки, палочки, резинки, губки и т. д.
Каким же образом, используя огромную базу самого разнообразного конструктора и материала в детском саду, направить творческие способности каждого воспитанника в нужное русло, чтобы в дальнейшем вырос высококвалифицированный специалист в области производства, так необходимый нашему обществу?
Наш детский сад № 4 г. Сызрани участвует в проекте «ТехноМир: развитие без границ» в рамках работы инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста». Наш город является промышленным, и одним из градообразующих предприятий Сызрани является завод тяжелого машиностроения «ТЯЖМАШ». Именно изучение последнего и стало темой долгосрочного проекта «Наш завод Тяжмаш- наша гордость», который также нуждается в квалифицированных кадрах.
Целью проекта является знакомство детей старшего дошкольного возраста с производством завода «ТЯЖМАШ» посредством конструирования и моделирования. В проекте принимают участие дети 5–7 лет. В ходе реализации проекта решались такие задачи:
– знакомство с понятием «тяжелое машиностроение»;
– освоение названий профессий, необходимых на производстве: слесарь, токарь, сварщик, инженер-конструктор, фрезеровщик, кузнец, оператор, крановщик, электрик;
– освоение понятий «продукты производства завода — детали»: конвейерные ленты, стартовая площадка, шаровый затвор, радиотелескоп, мостовой кран;
– включение опыта теоретических знаний детей к созданию технических устройств посредством конструирования из разного конструктора;
– воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Понятие «завод тяжелого машиностроения» для юных воспитанников в начале проекта было абсолютно абстрактным. Это не фабрика, где выпускают мороженое или шоколад. Не увидел, не потрогал — не понял. В рамках проекта педагоги знакомили детей со сложными понятиями через различные игры и игровые формы понятным для детей языком.
Наша работа началась с освоения материала самими педагогами, в результате которого была выстроена поэтапная работа по освоению столь сложной темы.
Знакомство воспитанников с заводом началось с посещения музея «Тяжмаш», коим завод располагает, ведь история насчитывает уже восьмидесятилетнюю жизнь завода в нашем городе. Из всех многочисленных отраслей производства для детей в плане изучения дальнейшего моделирования была выбрана космическая отрасль. В интерактивных беседах и презентациях были показаны многочисленные ролики производства, и того, как необходима продукция данного завода в масштабах нашего общества. Для проекта были придуманы, разработаны и изготовлены дидактическая дидактические игры «Логическая цепочка Тяжмаша», «Профессии и орудия труда», «Строительство ракеты», в ходе которых дети закрепляли названия профессий, орудия труда, виды деятельности этих специалистов на заводе, этапы производства.
Наиболее яркая работа и запоминающаяся работа шла в сюжетных играх по конструированию различных деталей, производимых заводом. Причем работа велась в последовательной деятельности: заказ космодрома на производство завода «Тяжмаш» стартового комплекса, доставка столь габаритного груза на космодром, установка, запуск ракеты и т. д. В группе с самого начала проекта велась стенгазета, показывающая этапы проекта — все в наглядных материалах. Затем для закрепления детьми в группе был изготовлен коллаж, в котором отразилась история завода, виды производства, профессии, этапы изготовления.
Родители воспитанников не остались в стороне, ведь они сами являются работниками завода и не в одном поколении. Благодаря семейным фотоархивам была создана фотокнига, иллюстрирующая историю преемственности семейного поколения.
На завершающем этапе работы ребятами и педагогами был изготовлен настольный масштабный макет завода, выполненный руками детей из бросовых материалов и конструктора. На макете были представлены основные цеха производства, проходные, котельная, музей, трансформаторная будка, пожарная служба и т. д.
Затем был организован игровой «технический батл» между воспитанниками, на котором ребята соревновались в конструировании и знаниях особенностей завода «Тяжмаш».
Дети, родители и педагоги учувствуют в данном проекте с большим интересом, несмотря на некоторые сложности. Проект еще развивается, а вместе с ним развиваются наши дошколята, становясь активнее, инициативнее, самостоятельнее. Играя и конструируя, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий, которые сейчас так востребованы. Кроме того, в детском коллективе формируется очень важное умение — работать в команде. Мы считаем, что, благодаря нашему проекту, в сознании наших воспитанников укрепиться мысль, что любая профессия и нужна, и хороша, главное, чтобы «с душой».
Литература:
- Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В.. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018.
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора). — Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001–88 с.
- Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. — Москва: ТЦ Сфера, 2017–136 с.