В статье рассматриваются педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников. Авторами разработана Модель профессиональной ориентации на основе письма Министерства просвещения РФ «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации». Сделаны выводы об актуальности темы исследования.
Ключевые слова: профессиональная ориентация; младшие школьники; модель; педагогические условия.
Актуальность исследования обусловлена возрастающими требованиями на рынке труда высокопрофессиональных специалистов в различных областях.
Беспаленко Е. М. характеризует профессиональную ориентацию как сложную динамическую социально — психологическую и психолого-педагогическую систему подготовки молодого поколения к самостоятельному выбору профессии, реализации призвания и самореализация в профессиональной деятельности. Автор определяет задачи как формирование «общественно значимых мотивов выбора профессии на основе интересов, склонностей, способностей личности в процессе приобретения знаний о профессиях, правилах и принципах выбора профессии» и учитывает социальные, политические, экономические, психологические аспекты активного включения обучающихся в различные виды деятельности, максимально приближенный к профессиональной [1].
В письме Министерства просвещения РФ «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» содержатся методические рекомендации, с предложениями по формированию системы профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов в общеобразовательных организациях всех субъектов Российской Федерации. Методические рекомендации предназначены для обеспечения функционирования профессиональной ориентации и ее дальнейшего развития. Однако, многими учеными исследовалась проблема проведения профессиональной ориентации в младшем школьном возрасте [2].
Сергушина О. В. рассматривает социально-профессиональную ориентацию младших школьников как комплекс формирующих воздействий, обеспечивающих готовность обучающихся к самоопределению. Ученый выдвинул гипотезу, что эффективность социально-профессиональной ориентации возможна в условиях целенаправленной подготовки педагогов к профориентационной деятельности; систематическим мониторингом развития личности младших школьников и педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения [3].
Авторы научной статьи Е. В. Соломаха и О. А. Трофимчик разработали школьный курс «Мир профессий», который создан для раннего формирования социальной и профессиональной сферы интересов личности обучающихся и познакомить младших школьников с миром профессий с целью обеспечения предпрофильной подготовки [4].
Методологическим обоснованием темы исследования послужили исследования таких авторов как Н. П. Анисимовой, Е. М. Беспаленко, Е. А. Климова, О. В. Козловского, Н. С. Пряжникова, Г. В. Резапкиной, Л. Д. Столяренко, С. Н. Чистяковой и др.
На основании изучения научной и научно-практической литературы была сформулирована цель исследования — каковы предпосылки создания педагогических условий для профессиональной ориентации обучающихся младших классов.
Объект исследования : профессиональная ориентация в начальной школе.
Предмет исследования : педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников.
Гипотеза исследования . Профессиональная ориентация в начальной школе будет эффективной, если будут созданы педагогические условия для ее осуществления.
Методы исследования и испытуемые
Исследование будет проводиться в 2023/2024 учебном году в следующих образовательных организациях: МБОУ лицей № 4 МБОУ города Воронежа и СОШ № 87 г. Воронежа. Участники эксперимента педагоги и обучающиеся начальных классов (всего три класса). Методы исследования: диагностика специальных и общих способностей; диагностика задатков; выявление уровня актуального развития с ориентацией на будущую профессию.
Результаты и их обсуждение
Модель профессиональной ориентации младших школьников — это созданный внешний образ профессиональной ориентации в учебном процессе и во внеурочное время содержательная структура которой объединяет формы профориентационной работы с младшими школьниками (презентация профессий; изучение задатков и способностей; экскурсии на предприятия; консультации родителей и «Родительский всеобуч»; профессиональная диагностика; участие в школьных и региональных проектах).
Обязательным условием является непрерывное образование (неформальное и информальное). Описаны принципы профессиональной ориентации. Конечным результатом реализации модели является личность младшего школьника с ориентирами на выбор профессии, с выраженными мотивами дальнейшего обучения и развития.
В совокупности модель формирует профориентационную сферу. Главной целью функционирования модели является создание педагогических условий для профессиональной ориентации младших школьников (рис. 1).
Рис. 1. Модель профессиональной ориентации младших школьников
Особенностью предлагаемой модели является диагностико-формирующий характер. Педагогами используются следующие методические средства:
– моделирование ситуаций и проблемных кейсов, ставящих школьника в позицию субъекта определения своего дальнейшего жизненного пути;
– игровые квесты, активизирующие обмен информацией со сверстниками по параметрам «Я-концепции»;
– самоанализ успехов и неудач в дополнительном образовании, спорте, индивидуальном образовании.
Таким образом, одним из наиболее важных педагогических условий является профориентационное сопровождение, которое представляет собой целостную, организованную деятельность педагогов и педагогов-психологов, позволяющую младшему школьнику совместить решаемые им задачи обучения, развития и профессионального самоопределения.
В то же время, образовательный процесс, как средство организации профессионального ориентирования является весьма важным в формировании и развитии активной творческой личности.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: — Воронеж, 2001. — 233 с.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/
- Сергушина, О. В. Социально-профессиональная ориентация младших школьников: Пропедевтический этап. диссертация... кандидата педагогических наук: — Саранск, 1999. — 161 с.
- Соломаха Е. В. Развивающий курс для младших школьников «Мир профессий» [Электронный ресурс] / Е. В. Соломаха, О. А. Трофимчик // Пермский педагогический журнал. — 2013. — № 4. — С. 101–112