В данной статье рассматриваются общие политические черты двух стран — Китая и России, анализируются их политические позиции, история их международных отношений, их членство в международных организациях, рассматриваются основные направления внешней политики, политический курс в условиях глобализации. Делаются выводы о причинах долгого и взаимовыгодного сотрудничества двух стран.
Ключевые слова: сотрудничество, политика, Россия, Китай, взаимоотношения.
Россия и Китай связаны многолетним и прочным сотрудничеством. За историю международных отношений между странами происходили различные перемены, однако на сегодняшний день Китай и Россия уже более 30 лет являются друг для друга надежными партнерами. Во многом, такие прочные связи между двумя государствами обусловлены тем, что их политический курс имеет много общих черт.
Китайский подход к внешней политике основывается на известном принципе разделения политики и экономики: с одной стороны, Китай активно развивает экономические связи с развитыми странами; с другой стороны, он идет по незападному пути политической глобализации, неизменно выступая против произвольного вмешательства во внутренние дела государств, против политики силы и гегемонизма, за создание нового международного политического и экономического порядка, основанного на суверенитете народов и государств.
Что касается России, то чаще всего участники нынешних дискуссий о направлении внешней политики РФ делятся на три группы: прозападную (сторонников интеграции), антизападную (её противников) и промежуточную. Россия координирует свою внешнюю политику, уделяя главное внимание странам, её окружающим и странам ближних регионов. В принципе, Россия выступает против однополярного миропорядка и стремится к многополярному миру. Россия и Китай стоят за формирование многополярного мира при сохранении ведущей роли ООН и за развитие региональных систем безопасности. Их общие позиции в международных отношениях позволяют двум странам адаптироваться к процессу глобализации и эффективно использовать его в интересах решения задач экономического и социально-стабильного развития двух стран.
В результате у официальных представителей России и Китая выявляется немало единых точек соприкосновения во взглядах на международные проблемы и мировой порядок. Сходные взгляды на современный мир, выбор оптимальной внешнеполитической стратегии, координирование взаимоотношений с различными регионами и странами всё это приводит к сближению позиций двух стран в международных делах, что глубоко влияет на двусторонние отношения.
На различных исторических этапах содержание, функции и специфика отношений Китая и России были различными. На первом и втором этапе глобализации (XVI–XIX вв.) спецификой международных отношений являлись со стороны стран запада колонизация и сопутствующее ей навязывание капиталистического уклада в странах Азии, Африки и Латинской Америки, а также набирающий в крепостнической России силу капитализм, которые неизбежно приводили к неравноправным отношениям России с Китаем. По этому поводу до сих пор существует острая дискуссия между российскими и китайскими специалистами. После победы Октябрьской революции отношения СССР и Китаем значительно улучшились. Постепенно отношения между КНР и СССР эволюционировали от дружбы к конфронтации и далее к нормализации отношений (1949–1989 гг.). Концепции отношений СССР-КНР и российско-китайских отношений в России и Китае имеют мало расхождений.
За последние десять лет в отношениях между РФ и КНР произошла определенная стабилизация на базе отказа от политико-идеологической конфронтации, территориальных споров, применения силы в отношении друг друга. Это новый тип государственных отношений — не военно-экономический союз, но и не конфронтационные, а равноправные стратегические партнерские отношения.
Урегулирование отношений с КНР не только позволяет РФ сбалансировать свою комплексную внешнюю политику, но и способствует стабилизации внутренней политики, как РФ, так и КНР. Используя партнерство с КНР, РФ повышает свой статус во взаимоотношениях с США, Японией, АСЕАН и другими региональными силами. Для Китая отношения с Россией являются не столько центральным направлением внешней политики, сколько частью глобальной программы превращения страны в мировую державу.
Пограничные проблемы между Россией и Китаем сформировались исторически из-за неравноправных отношений и отсутствуя законодательного контроля над пограничными зонами. России и Китаю впервые в истории двусторонних отношений удалось юридически закрепить российско-китайскую границу практически на всем её протяжении. Демаркация границы законодательно обеспечивается договорами, особо значимая западная часть границы находится в ведении международной организации «ШОС». Успешное решение пограничных проблем обеспечивает безопасность, территориальную целостность и определенность границ обеих стран.
РФ и КНР имеют сходные подходы к вызовам глобализации и координированию взаимоотношений с различными регионами и странами. Поэтому Россия и Китай смогли найти согласование своих позиций в международных отношениях в условиях глобализации. Концептуальным обоснованием стратегических действий России и Китая служит концепция многополярного мира, предполагающая «противодействие гегемонизму». Многополюсная структура международных отношений, как она видится в контексте российско-китайской концепции, и полицентричный мир в настоящий исторический период глобализации сосуществуют. Концепции международных отношений России и Китая можно разделить на два вида — это концептуальная основа для равноправных межгосударственных отношений и концептуальная основа для стратегического сотрудничества России и Китая.
Россия и Китай являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, а также сотрудничают в рамках ШОС и БРИКС. Множественные локальные конфликты требовали от сторон координации позиций и действий. Это было связано с наличием общих стратегических интересов в мире и регионе. Сдерживание США было возможно путем согласования решений в СБ ООН, что активно и практиковали стороны на протяжении всего исследуемого периода. Любые действия сторон отвечали, конечно, в первую очередь ее национальным интересам (например, непризнание Китаем Абхазии и Южной Осетии), но при этом позиции Китая и России в большинстве своем были согласованы в связи с общим видением развития региона. Стоит также отметить, что несмотря на то, что по некоторым вопросам Китай не голосовал «за», он никогда не выступал против позиций России и в определенных ситуациях придерживался удобного для двух сторон нейтралитета. Можно сказать, что в большинстве конфликтов XXI в. РФ и КНР выступали единым фронтом и координировали действия с целью возможности влиять на ситуацию. Многосторонне сотрудничество стран развивалось также и в рамках международных организаций, прежде всего в ШОС и БРИКС. Несмотря на некоторые противоречия, связанные с целями организации, Россия и Китай достаточно успешно взаимодействуют и координируют усилия в ШОС. Если ШОС рассматривается Россией и Китаем как политический и экономический противовес гегемонии США на региональном уровне, то инициатива БРИКС (организация, где представлены не только страны АТР) появилась как альтернатива расширению западного влияния на международном уровне.
Таким образом, создание ШОС как международной организации регионального значения стало важным этапом в развитии партнерства КНР и РФ в рамках многостороннего международного процесса. Китай и Россия имеют как точки соприкосновения, так и во многом отличные друг от друга интересы в Шанхайской организации сотрудничества. Залогом успешного преодоления трудностей является наличие общего стратегического интереса, ориентированного на создание мощного экономического блока государств-членов ШОС, основная деятельность которого будет направлена на развитие экономической кооперации, транспортных коммуникаций и информационных технологий, создание совместных предприятий. Именно благодаря наличию обширных общих интересов Китая и России в данной структуре организация начала так стремительно развиваться, а ее роль на международной арене стала повышаться.
Незадолго до событий 11 сентября в США, Россия и Китай смогли выработать, в том числе в рамках ШОС, совместные механизмы противодействия терроризму. В день создания ШОС 14 июня 2001 г. была подписана «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Позже, в Ташкенте, была учреждена Региональная антитеррористическая структура (РАТС ШОС), которая на данный момент является постоянно действующим органом, координирующим действия государств в борьбе с террористами и экстремистами. Общие интересы Китая и России в РАТС ШОС заключаются во взаимодействии и координации уполномоченных органов стран-участниц в борьбе с терроризмом и экстремизмом, проведении антитеррористических учений [2, с. 38].
О событиях в Ираке — американское вторжение в 203 году с целью свержения Саддама Хусейна — Китай и Россия также придерживались единого мнения. 23 марта 2003 г. во время телефонного разговора лидеров Китая и России стороны пришли к выводу о том, что необходимо немедленно прекратить военные действия против Ирака, которые были предприняты в обход СБ ООН и не имеют никакой правовой основы [6].
Результатом согласованных действий РФ и КНР стала их последовательная позиция в рамках ООН: в феврале 2011 г. Россия и Китай поддержали резолюцию 1970, вводившую санкции против Ливии [3]. В дальнейшем РФ и КНР совместно выступали за смягчение резолюции ООН по Сирии и придерживались единых позиций по Дамаску. Так, например, в 2017 г. представители КНР и РФ наложили вето на резолюции ООН по расширению санкций в отношении Сирии [4]. Украинский кризис 2014 г. спровоцировал конфронтацию между Россией и Западом и одновременно с этим стал важным внешним фактором, способствующим ускоренному развитию китайско-российских отношений. После аннексии Крыма в марте 2014 г. Многие западные страны ввели санкции против России
Китай не участвовал в экономических санкциях против России. Такая позиция китайского правительства органично вписывается в контекст отношений стратегического взаимодействия КНР и РФ. В связи с достаточно нейтральной позицией КНР по украинскому конфликту, Президент России Путин высказал благодарность китайскому лидеру Си Цзиньпину [1, с. 42].
В реалиях, сформировавшихся после 2014 г., Россия стало активнее проводить внешнюю политику «поворота на восток» и продолжила укреплять экономическое и политическое сотрудничество с Китаем и другими странами АТР. Стремление расширить партнерские отношения России и Китая в сложившийся международной ситуации привело к необходимости согласования стратегий региональной интеграции (инициатива «Один пояс — один путь»), укреплению энергетического, военно-технического и экономического сотрудничества [7, с. 177].
В совместном заявлении, подписанном лидерами Китая и России в июне 2018 года, стороны уделили особое внимание вопросам Северо-Восточной Азии и Центральной Азии и подчеркнули важность формирование условий для многостороннего сотрудничества. В заявлении отмечается, что Китай и Россия призывают страны Северо-Восточной Азии провести предметную работу по ослаблению региональной политической и военной напряженности, снижению уровня военной активности, содействию нормализации двусторонних отношений, осуществлению взаимовыгодного сотрудничества и созданию условий для создания механизмов мира и безопасности в регионе. Данный многосторонний механизм взаимного доверия и безопасности должен основываться на принципах равенства и отсутствия дискриминации. Китай и Россия выражают обеспокоенность по поводу рисков и угроз региональной безопасности. В совместном заявлении обе стороны подчеркнули, что будут продолжать осуществлять скоординированные действия по обеспечению безопасности и развития Центральной Азии, а также укреплять сотрудничество в области борьбы с терроризмом и правоохранительной безопасности в регионе [5].
Достижение глобального стратегического баланса, идея, отвечающая интересам каждой из сторон, стала главной причиной стремления России и Китая развивать сотрудничество в многостороннем формате и усиливать роль международных организаций. Так как стороны, в большинстве своем, преследуют схожие цели в регионе, Россия и Китай выработали механизм координирования действий в реагировании на международные или локальные конфликты. КНР и РФ эффективно использовали свои возможности, как постоянных членов СБ ООН, а также членов таких организаций, как ШОС и БРИКС, чтобы противостоять распространению влияния США в регионе. Таким образом, политические отношения России и Китая с 1991 г. можно охарактеризовать как отношения стратегических партнеров, которые, понимая важность координации действий, выступают против возможной мировой однополярности с приоритетной ролью Запада и формируют систему сдержек для продвижения США в АТР.
В условиях глобализации РФ и КНР трактуют свою национальную безопасность как более содержательное и комплексное понятие. Эти общие позиции являются концептуальными основами равноправных и сотруднических отношений России и Китая, сочетая позиции глобализма и школу этноцентризма и соответствуя их нынешним национальным положениям в условиях экономической и политической трансформации.
В условиях глобализации стратегическое сотрудничество РФ и КНР развивается не только на двусторонней основе, но и расширяется как в регионе, так и в многостороннем сотрудничестве. Это стратегическое сотрудничество не противостоит какой-то стране, а является результатом нового осмысления существующего мирового порядка и процесса глобализации на основе сочетания взаимных интересов, в результате при стратегическом понимании мировой системы и политологической глобализации РФ и КНР выдвинули такое понятие, как стратегическое партнерство.
Стратегические взаимодействия РФ и КНР заключается в предотвращении кризисов и военных конфликтов преимущественно невоенными средствами и в стремлении к новому мировому порядку, заключается в его адаптации к процессу глобализации международных отношений. Стратегическое сотрудничество России и Китая исходит из концепции международных отношений, определяемой как «многополярный миропорядок».
Процесс формирования стратегического партнерства развивается параллельно с процессом формирования многополярного миропорядка. На стратегическое партнерство России и КНР влияет также и западный несправедливый агрессивный курс, который способствует сближению и сотрудничеству России и Китая.
Таким образом, несмотря на существование идеологических и прочих разногласий в начале 1990-х гг., понимание необходимости как двустороннего сотрудничества, так и взаимодействия на международной арене привели к установлению и расширению российско-китайских отношений. В течение последнего десятилетия XX в. Россия и Китай, используя механизмы регулярных встреч на высоком и высшем уровне, искали оптимальные формы взаимодействия. Стороны вступили XXI в., сформировав отношения «стратегического партнерства». Основные принципы и цели такого сотрудничества были закреплены в российско-китайском договоре 2001 г., который стал правовой базой российско-китайских отношений. Для эффективного развития партнерства, помимо нормативно-правовой базы, стороны должны были нормализовать ситуацию на границе и достичь консенсуса по спорным территориям. К середине первого десятилетия XXI в. данные вопросы были полностью урегулированы и юридически закреплены в ряде совместных соглашений. Только разрешив противоречия в двусторонних отношениях, Россия и Китай могли эффективно сотрудничать на международной арене. Достижение глобального стратегического баланса, идея, отвечающая интересам каждой из сторон, стала главной причиной стремления России и Китая развивать сотрудничество в многостороннем формате и усиливать роль международных организаций. Так как стороны, в большинстве своем, преследуют схожие цели в регионе, Россия и Китай выработали механизм координирования действий в реагировании на международные или локальные конфликты. КНР и РФ эффективно использовали свои возможности, как постоянных членов СБ ООН, а также членов таких организаций, как ШОС и БРИКС, чтобы противостоять распространению влияния США в регионе. Таким образом, политические отношения России и Китая с 1991 г. можно охарактеризовать как отношения стратегических партнеров, которые, понимая важность координации действий, выступают против возможной мировой однополярности с приоритетной ролью Запада и формируют систему сдержек для продвижения США в АТР.
Литература:
- Денисов, И. Е. Эволюция китайской внешней политики при Си Цзиньпине / И. Е. Денисов // Международная жизнь. — 2015. — № 5. — С. 40–54.
- Евтушенко, В. С. Отношения между Россией и Китаем в структуре Шанхайской организации сотрудничества: стратегические цели стран / В. С. Евтушенко // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 256–259 с.
- Резолюция 1970 (2011) // Организация объединенных наций. — URL: https://documentsddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/245/60/PDF/N1124560.pdf?OpenElement. — Дата обращения: 25.11.2022.
- Совбез ООН: Россия наложила вето на резолюцию США по Сирии // BBC News. — URL: https://www.bbc.com/russian/news-43717332. — Дата обращения: 22.11.2022.
- Совместное заявление министров иностранных дел государств — участников Шанхайской организации сотрудничества // Электронный фонд правовых и нормативно-технический документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901817056. — Дата обращения: 22.11.2022.
- Совместное коммюнике по итогам восьмой регулярной встречи глав правительств России и Китая // РИА Новости. — URL: https://ria.ru/20030924/438519.html. — Дата обращения: 20.11.2022.
- Ян Цзинь, Российско-китайское энергетическое сотрудничество: современное состояние и перспективы / Ян Цзинь // Социально-политические науки. — 2017. — № 5. — С. 177–180.