Ключeвыe слoвa: aртeриaльнaя гипeртензия, стресс, настроение, беспокойство, качество жизни,SF-36.
Анализ качества жизни — это новый метод оценки медицинской помощи с точки зрения пациента, который в последние годы широко используется. По определению ВОЗ, это характеристика физического, эмоционального и социального функционирования, основанная на субъективном восприятии пациентом [1].
Особенностью протекания артериальной гипертензии является то, что она менее выражена симптомами заболевания, поэтому иногда ее не диагностируют до появления осложнений заболевания. Больные с артериальной гипертензией не спешат принимать медикаментозное лечение, несмотря на перечисление антигипертензивных препаратов [2]. Если в ходе приема медикаментозного лечения снижается качество жизни, то эффективность данного лечения снижается для пациента, напротив, повышение качества жизни стимулирует дальнейший прием медикаментозного лечения.
Парахонский А. П. в своей исследовательской работе определил качество жизни 87 пациентов с артериальной гипертензией в возрасте от 41 до 72 лет [3]. Как показал результат опросника оценки качества жизни SF-36, артериальная гипертензия приводит к снижению всех аспектов жизни человека (физического, психологического, социального). По сравнению со здоровыми собеседниками наибольшая чувствительность к качеству жизни определялась по следующим шкалам: по психологической сфере (жизнеспособность, психическое здоровье) и ролевой функции, последняя из которых имеет ограниченную повседневную жизнь по состоянию здоровья [4–6].
В исследовании Клестер Е. Б. и др. приняли участие 154 пациента. Цель работы — выявить корреляционную связь с проявлениями тревоги и депрессии у пациентов с артериальной гипертензией. Комплексное изучение качества жизни больных с артериальной гипертензией выявило четкую связь качества жизни с основными клиническими характеристиками артериальной гипертензией и дало четкую картину их активности при головных болях и заболеваниях [7–9].
Таким образом, результаты исследования показали, что психоэмоциональные состояния, в том числе чрезмерное переживание негативных эмоций и психотравмы приводят к артериальной гипертензии, однако другие исследования публикуют противоречивые результаты. В целях изучения этих и других вопросов мы решили изучить психоэмоциональные особенности и показатели качества жизни больных с артериальной гипертензией.
На следующем этапе нашего исследования нами были выявлены различия корреляционных связей между группами сравнения психоэмоциональных параметров и показателями качества жизни. Для этого мы использовали непараметрические критерии Спирмена.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа ( метод «самоощущение, активность и настроение» , уровень тревожности, оценка качества жизни SF-36)
Общее здоровье |
Физическое функционирование |
Ролевая функция |
Боли в теле |
Жизнеспособность |
Социальное функционирование |
Эмoциoнaльное состояние |
Пcиxическое здоровье |
|||
Самочувствие |
1 группа с АГ |
r |
0,43 |
0,39 |
0,61 |
0,53 |
0,67 |
0,2 |
0,56 |
0,75 |
p |
0,04 |
0,06 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,36 |
0 |
0,01 |
||
2 группа без АГ |
r |
0,18 |
0,38 |
0,44 |
0,28 |
0,25 |
0 |
0,15 |
0,43 |
|
p |
0,47 |
0,12 |
0,07 |
0,26 |
0,31 |
0,99 |
0,55 |
0,09 |
||
Активность |
1 группа с АГ |
r |
-0,04 |
0,15 |
0,29 |
0,2 |
0,36 |
-0,13 |
0,36 |
0,33 |
p |
0,88 |
0,46 |
0,18 |
0,34 |
0,09 |
0,6 |
0,09 |
0,12 |
||
2 группа без АГ |
r |
0,22 |
0,46 |
0,31 |
0,34 |
0,54 |
-0,19 |
0,27 |
0,47 |
|
p |
0,38 |
0,05 |
0,22 |
0,17 |
0,02 |
0,5 |
0,28 |
0,05 |
||
Настроение |
1 группа с АГ |
r |
0,44 |
0,39 |
0,58 |
0,5 |
0,78 |
0,18 |
0,59 |
0,79 |
p |
0,03 |
0,06 |
0,005 |
0,01 |
0,01 |
0,39 |
0,006 |
0,01 |
||
2 группа без АГ |
r |
0,47 |
0,55 |
0,27 |
0,25 |
0,63 |
0,05 |
0,46 |
0,75 |
|
p |
0,05 |
0,01 |
0,28 |
0,32 |
0 |
0,82 |
0,05 |
0,009 |
||
Ситуационная тревожность |
1 группа с АГ |
r |
-0,65 |
-0,47 |
-0,71 |
-0,7 |
-0,8 |
-0,1 |
-0,76 |
-0,8 |
p |
0,009 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,68 |
0,01 |
0,01 |
||
2 группа без АГ |
r |
-0,5 |
-0,47 |
-0,17 |
-0,17 |
-0,27 |
-0,34 |
-0,28 |
-0,47 |
|
p |
0,01 |
0,02 |
0,47 |
0,47 |
0,24 |
0,13 |
0,22 |
0,03 |
||
Личная тревожность |
1 группа с АГ |
r |
-0,66 |
-0,5 |
-0,64 |
-0,71 |
-0,68 |
0,14 |
-0,62 |
-0,7 |
p |
0,009 |
0 |
0 |
0,01 |
0,01 |
0,46 |
0,008 |
0,01 |
||
2 группа без АГ |
r |
-44,01 |
-0,24 |
-0,01 |
0,04 |
-0,45 |
-0,12 |
-0,27 |
-0,43 |
|
p |
0,04 |
0,31 |
0,99 |
0,81 |
0,04 |
0,62 |
0,24 |
0,05 |
||
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа (PSM-25, плановый метод выбора цвета М. Люшера, оценка качества жизни SF-36)
Общее здоровье |
Физическое функционирование |
Ролевая функция |
Боли в теле |
Жизнеспособность |
Социальное функционирование |
Эмoциoнaльное состояние |
Пcиxическое здоровье |
|||
PSM-25 (стресс) |
1 группа с АГ |
r |
0,42 |
-0,69 |
-0,56 |
-0,53 |
-0,54 |
0,09 |
-0,56 |
-0,27 |
p |
0,1 |
0,005 |
0,02 |
0,04 |
0,03 |
0,72 |
0,02 |
0,33 |
||
2 группа без АГ |
r |
-0,59 |
-0,59 |
-0,85 |
-0,71 |
-0,86 |
0 |
-0,84 |
-0,89 |
|
p |
0 |
0 |
0,01 |
0,008 |
0,01 |
0,09 |
0,01 |
0,01 |
||
Работоспособность нервной системы (Люшер) |
1 группа с АГ |
r |
0,12 |
-0,15 |
0,12 |
-0,18 |
0,13 |
0,02 |
0,07 |
0,53 |
p |
0,58 |
0,54 |
0,56 |
0,47 |
0,56 |
0,89 |
0,72 |
0 |
||
2 группа без АГ |
r |
0,45 |
-0,35 |
0,51 |
-0,49 |
0,57 |
0,09 |
0,52 |
0,51 |
|
p |
0,01 |
0,09 |
0 |
0,01 |
0,007 |
0,62 |
0 |
0 |
||
Стресс (Люшер) |
1 группа с АГ |
r |
-0,47 |
-0,09 |
-0,13 |
-0,21 |
-0,26 |
-0,12 |
-0,22 |
-0,26 |
p |
0,03 |
0,73 |
0,62 |
0,39 |
0,27 |
0,64 |
0,37 |
0,27 |
||
2 группа без АГ |
r |
-0,43 |
-0,41 |
-0,43 |
0,2 |
-0,48 |
-0,16 |
-0,42 |
-0,57 |
|
p |
0,03 |
0,04 |
0,03 |
0,31 |
0,01 |
0,48 |
0,03 |
0,006 |
||
Психо-эмоциональное усилие (Люшер) |
1 группа с АГ |
r |
-0,007 |
-0,06 |
-0,19 |
0,13 |
-0,32 |
-0,12 |
-0,02 |
-0,44 |
p |
0,98 |
0,81 |
0,43 |
0,53 |
0,18 |
0,62 |
0,94 |
0,05 |
||
2 группа без АГ |
r |
0,33 |
0,38 |
0,31 |
0,16 |
-0,48 |
-0,16 |
0,28 |
-0,5 |
|
p |
0,09 |
0,04 |
0,11 |
0,42 |
0,01 |
0,47 |
0,15 |
0,01 |
||
В таблицах 1 и 2 было обнаружено, что существует четкая разница в построении корреляционной связи между группой пациентов без гипертензии и с группой пациентов с гипертензией. В группе 1 с артериальной гипертензией выявлена выраженная корреляционная положительная связь между следующими парамертрами:
– Между самочувствием и общим здоровьем, ролевой функцией, телесными заболеваниями, жизнеспособностью, эмоциональным состоянием, психическим здоровьем;
– Между настроением и общим здоровьем, ролевой функцией, телесными заболеваниями, эмоциональным состоянием;
– Между работоспособностью нервной системы и общим здоровьем, ролевой функцией, жизнеспособностью, эмоциональным состоянием, психическим здоровьем;
Очевидные негативные связи:
– Между ситуативной тревогой и ролевой функцией, телесными заболеваниями, жизнеспособностью, эмоциональным состоянием;
– Между личной тревогой и физическим функционированием, ролевой деятельностью, телесными заболеваниями, эмоциональным состоянием;
– Между уровнем стресса и психическим здоровьем в опросе PSM-25;
– Между стрессом и физическим функционированием, ролевой функцией, жизнеспособностью, эмоциональным состоянием, психическим здоровьем по методу М. Люшера;
– Между психоэмоциональными усилиями и жизнеспособностью, психическим здоровьем;
Выводы. Вышеизложенное свидетельствует о том, что психоэмоциональные факторы занимают важное место в патогенезе артериальной гипертензии. Что касается группы без гипертонии, то выявлены положительные корреляционные связи между активностью и жизнеспособностью, настроением и физическим функционированием, работоспособностью нервной системы и психическим здоровьем.
Литература:
- Stady protokol for the WHO project to develop a Quality of Life Assesswent instrument // Quality of Life Research. 2013. V. 2. P. 153–158.
- Пушкарев Л. А. Методика оценки качества жизни больных и инвалидов: метод. рекоменд. // Мн.: БНИИЭТИН, 2000. 16 с.
- Парахонский А. П. Проблемы реабилитации и качества жизни в современной медицине // Рос. мед. журн. 2016. № 6. С. 9–11.
- Тхoстoв A. Ш. Дeпрeссия и психoлoгия эмoций. // М.: РAМН, НЦПЗ РAМН. 1997. C. 180–198. /
- Koole S. The psychology of emotion regulation: An integrative review. // Cognition Emotion. 2009. Vol. 23 (1). P.40–41.
- Compas BE, Jaser SS, Dunbar JP et al. Coping and emotion regulation from childhood to early adulthood: Points of convergence and divergence // Austral J Psychol. 2014. Vol. 66 (2). P.71–81.