В данной статье рассмотрена организация процесса формирования правовой культуры детей-сирот. В статье приведен анализ содержания правовой культуры, а также представлены основные элементы системы формирования правовой культуры. Рассмотрены главные принципы, на которых должно базироваться воспитание культуры права.
Ключевые слова: правовая культура, правовое сознание, дети-сироты, правовое поведение, педагоги, система, воспитательный процесс.
Формирование общества, ориентированного на законность, немыслимо без внутреннего освоения каждым гражданином фундаментальных принципов правовой культуры. Заложение основ этой культуры начинается в раннем детстве, когда индивид впервые сталкивается с понятиями «свое» и «чужое», «разрешено» и «запрещено» и другими аспектами.
Наблюдая за подходом старших к соблюдению общепризнанных норм и правил, ребенок осваивает правовые нормы жизни в социуме. Зачастую, основные принципы правовой культуры несовершеннолетние познают в семье с помощью родителей.
Тем не менее, существует категория детей, оказавшихся в более сложных обстоятельствах — дети-сироты, проживающие в специальных учреждениях, а также дети, оставшиеся родителей.
Развитие правовой культуры у детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в учебных заведениях этого типа, имеет особую важность. Эти дети нуждаются в формировании правового сознания, активной жизненной позиции и умении координировать свои действия в различных сферах общественной жизни. Это является актуальной задачей как для теории педагогики, так и для практики школьного образования.
Учащиеся, получающие образование в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, находятся в отличной от их сверстников, живущих в полноценных семьях, ситуации. Они более подвержены воздействию негативной обстановки, создаваемой определенными членами общества, как сверстниками, так и взрослыми. Это может способствовать развитию асоциального поведения. Следовательно, учащиеся из этой категории нуждаются в более пристальном внимании и поддержке педагогов в процессе обучения и воспитания, включая сферу формирования их правовой культуры [1].
Создание демократического государства и гражданского общества в России предполагает новые цели в развитии правовой культуры. Нынешняя сложная обстановка в стране (с одной стороны, расширение личных прав и свобод, возможности для экономического и политического самовыражения, с другой — увеличение преступности, недобросовестного поведения, уязвимости личности и др.) подчеркивает актуальность формирования правовой культуры у детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы [3].
Актуальность исследования проблем формирования правовой культуры у этой категории детей и роли педагога в этом процессе обусловлена потребностью в развитии правового сознания, активной жизненной позиции и способности адаптироваться к разным сферам общественной жизни, а также созданию условий, способствующих развитию правовой культуры.
Проведенный анализ опыта работы педагогов в школах-интернатах подчеркнул, что многие из них сталкиваются с определенными сложностями в формировании правовой культуры у своих учащихся. Эти трудности включают в себя: ограниченную теоретическую и методическую подготовку к организации образовательного процесса, недостаточное учебно-методическое обеспечение, отсутствие взаимодействия педагогов с правоохранительными органами, а также специалистами из органов опеки и попечительства.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, а также учитывая современные требования общества к уровню правовой культуры молодого поколения, выявлены противоречия между следующими аспектами:
— растущими ожиданиями общества относительно уровня правовой культуры у детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, чтобы успешно адаптироваться к современным условиям, и фактическим положением дел в учреждениях, где обучаются и воспитываются такие ученики. В этих учреждениях не проводится систематическая и целенаправленная работа по формированию правовой культуры у этой категории студентов.
— потребностью в улучшении процесса формирования правовой культуры у учащихся и недостаточным развитием системы её формирования в современных условиях в учебных заведениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Эти противоречия ставят перед нами основную задачу, которую можно сформулировать следующим образом: какие педагогические условия могут обеспечить эффективное формирование правовой культуры у учащихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? [1].
Для того чтобы разрешить возникающие трудности в этой области, в первую очередь необходимо определить понятие «правовая культура».
В настоящее время термин «правовая культура» все чаще употребляется как в юридической, педагогической, и философской литературе, так и в повседневной речи. При анализе подходов к определению культуры, включая правовую культуру, следует отметить, что многие исследователи связывают правовую культуру с понятием «ценность» (прямо или косвенно). В. Н. Карташов, например, определяет правовую культуру как «часть духовно-материальной культуры, включающую в себя юридические ценности». Н. Н. Лебедева подчеркивает, что концепция правовой культуры базируется на информационных и ценностных ориентирах личности в области права. Г. Радбурх, в свою очередь, подчеркивает, что культура не является самой по себе ценностью, но представляет собой объективную реальность, смысл которой заключается в создании ценности или «стремлении к истинному», как выразил это Штаммлер [4].
Исходя из представленного материала, можно сделать вывод, что понятие «правовая культура» охватывает общие знания и общественное отношение к правовой системе. Это включает собой набор норм, убеждений и установок, которые формируются в процессе жизнедеятельности.
Согласно исследованиям А. П. Даниловой и С. Н. Александровой, «правовая культура включает в себя знание совокупности базовых правовых установок, осмысление правовых принципов, уважительное отношение к правовым основам общества, законности и правопорядку, осознание необходимости исполнения установленных законами требований и умение использовать правовые знания» [5].
Для реализации данного аспекта необходимо обеспечить педагогов и воспитателей учебных заведений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальными знаниями и навыками в области нормативно-правовых отношений, способствующими формированию правовой культуры у этой группы детей, с учетом их социального положения. Из диалогов с педагогами общеобразовательных учреждений данного вида видно, что лишь некоторые из них готовы целенаправленно формировать правовую культуру у детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Они стимулируют интерес учащихся к учебе, используют разнообразные методы для развития их правовой культуры.
Для повышения эффективности работы таких учебных заведений необходимо разработать систему формирования правовой культуры у учащихся, включающую цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, формы, методы работы, образовательные средства и ожидаемые результаты [2].
Ключевой компонент этой системы — это цель педагогической деятельности, которая направлена на улучшение процесса формирования правовой культуры у детей-сирот, а также выявление и обоснование педагогических условий этого процесса. По мнению С. Н. Александровой, «под педагогическими условиями понимается, как процесс создания обязательных обстоятельств, обеспечивающих эффективность формирования правовой культуры у детей-сирот».
Для достижения этой цели требовалось решить ряд задач, включающих в себя: обеспечение учащихся системой правовых знаний и базовыми нормами законодательства; развитие правового сознания; формирование навыков и умений правового поведения; построение уважительного отношения к закону и правопорядку как социальной ценности; развитие потребности в защите общественных и личных интересов от преступных посягательств.
Следующей составляющей в рамках данной системы являются закономерности. Основными из них включаются зависимости: успешности процесса формирования правовой культуры у учащихся от задач, целей, содержания, методов, форм и средств обучения и воспитания; эффективности формирования правовой культуры у учащихся от профессионализма педагогов и воспитателей и других факторов.
Процесс формирования правовой культуры у учащихся опирается на принцип системности, который предполагает последовательное освоение знаний в установленной последовательности и системе. Он также базируется на принципе гуманизации воспитания, что предполагает уважение к личности воспитанника, учет его прав и свобод, а также выдвижение посильных и разумных требований. Другим важным принципом является общественная направленность воспитания, а также принцип опоры на положительные аспекты в каждом ребенке и другие.
Задачи и принципы формирования правовой культуры у учащихся реализуются через содержание педагогической деятельности. Основными направлениями этой деятельности в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, по формированию правовой культуры являются теоретическая, практическая и социально-личностная подготовка.
Теоретическая подготовка включает правовое просвещение, что предполагает знакомство с международными документами по правам ребенка, национальными законами о защите прав детей в России, а также правами детей в области образования, трудовых отношений и др.
В рамках практической подготовки у учащихся развиваются умения и навыки правового поведения, что включает в себя стратегии поведения, связанные с применением усвоенных правовых норм и ценностей. Социально-личностная подготовка включает стимулирование самостоятельной работы учащихся для формирования правовой культуры, а также развитие их интереса и позитивной мотивации для усвоения универсальных ценностей, норм и правил поведения, признанных в обществе.
При разработке содержания процесса формирования правовой культуры у учащихся, нашими усилиями было предусмотрено усиление учебных дисциплин с правовой направленностью, активизация воспитательной работы, а также создание и внедрение дополнительного курса «Правовая культура личности», который позволит систематизировать и актуализировать знания: о международных документах по правам ребенка, о законодательной защите прав детей в России, о правах человека, а также о мировом опыте в области защиты прав человека, особенно защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, и других смежных вопросов [5].
Применение представленного содержания может быть выражено через разнообразные организационные формы обучения, такие как уроки, экскурсии, консультации, учебные конференции, лекции, семинары, практикумы, факультативные занятия и тому подобное. В контексте воспитательного процесса, можно выделить такие организационные формы, как олимпиады, викторины, конкурсы, дискуссии, беседы, деловые игры, конференции и другие подобные мероприятия.
В процессе формирования правовой культуры применяются разнообразные методы, которые способствуют развитию у воспитанников правильных взглядов и общественного сознания. Также используются методы, которые стимулируют активность воспитанников, их самооценку и саморегуляцию. Для формирования навыков и привычек правового поведения используются методы, организующие деятельность и обучающие необходимым навыкам. Контроль, самоконтроль и самооценка воспитания также играют важную роль в оценке эффективности воспитательного процесса и возвратной связи для оценки результативности.
Еще одним компонентом нашей системы являются средства обучения и воспитания, включая Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, учебные планы и программы, учебники, учебные пособия, учебные кабинеты, наглядные пособия, технические средства обучения, информационно-коммуникационные технологии, а также нормативные акты, законы и другие ресурсы.
Показатель эффективности разработанной системы оценивается по результату — достижению высокого уровня сформированности правовой культуры у учащихся.
В целом, внедрение разработанной нами системы в педагогический процесс учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привело к выявлению ключевых педагогических условий для эффективного формирования правовой культуры учащихся. Эти условия включают в себя обеспечение учителей и воспитателей теоретической и методической подготовкой, внедрение правовых знаний и навыков через факультатив «Правовая культура личности», организацию воспитательной работы на основе оценки уровня сформированности правовой культуры, сотрудничество с правоохранительными органами и органами опеки, и индивидуальный подход к учащимся в процессе формирования правовой культуры [5].
Литература:
- Александрова С. Н. Формирование правовой культуры у учащихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Александрова Светлана Николаевна; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. — Чебоксары, 2008. — 22 c.
- Александрова С. Н. Роль педагогов учреждений для тетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в формировании правовой культуры/ С. Н. Александрова // Высокие технологии и инновации в науке. Проблемы управления качеством образования. поколение будущего. — Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «Нацразвитие», 2018. — С. 25–30.
- Бутко Н. Н. Роль педагога в формировании правосознания детей-сирот / Н. Н. Бутко // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». — Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2016. — С. 112–114.
- Славова Н. А. Правовая культура: понятие и функции / Н. А. Славова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — Тольятти: Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2020. — С. 48–55.
- Александрова С. Н. Основные направления процесса формирования правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. Н. Александрова // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» 2019. — Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. — С. 17–21.