В статье автор рассматривает вопросы развития познавательной активности младших школьников и особенности организации исследовательской работы с обучающимися.
Ключевые слова: познавательная активность, исследовательская деятельность.
Современный век, в котором мы живем, — время стремительно развивающихся информационных технологий. И чтобы человек успешно ориентировался в большом количестве информации, ему необходимо научиться легко и быстро воспринимать, анализировать, усваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Быстрее всего с усвоением вышеперечисленных навыков справляются дети, и этот факт легко объяснить. Как утверждали известные педагоги и психологи, ребенок по натуре исследователь. Он любопытный, постоянно стремится наблюдать и экспериментировать, чтобы лучше узнать окружающий его мир.
На сегодняшний день один из актуальных вопросов образовании — это развитие познавательной активности у детей. У ребят в маленьком возрасте в основном развито репродуктивное мышление. Они получают новую и готовую информацию от взрослого.
Если это относится к учащимся общеобразовательной школы, то, как правило, там по программе педагогу приходится давать обучающимся готовые задания, потому что времени на обсуждение проблемных вопросов не хватает. А на развитие познавательной активности и мышления очень эффективно влияет исследовательская деятельность. В дополнительном образовании этому уделяется много внимания и времени.
Исследование — это процесс изучения чего-либо с целью получения новых знаний об объекте. Если в ходе этого процесса добывается научная информация, строится теория для объяснения природы и свойств окружающего мира, полученным данным находится практическое применение, то это называется научным исследованием. (Оно может финансироваться государством, некоммерческими организациями, коммерческими компаниями и частными лицами). В большой науке главной целью исследовательской деятельности является объективно новый результат, производство новых знаний.
В образовательном процессе исследовательская деятельность — это метод приобретения учащимся функциональных навыков исследования как универсальный способ освоения действительности, развития исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Такие задачи я поставила перед собой в объединении «Начни исследовать».
Название объединения уже подчеркивает, что обучающиеся здесь начинают исследовать компоненты живой и неживой природы, разные природные явления, биологические особенности растений, удивительных животных, населяющих нашу планету, и стараются разобраться, какое место занимает и какую роль играет человек в природе. В реализуемых программах «Начинающий исследователь окружающего мира», «Смелые экспериментаторы» много соответствующих тем для исследования. Как правило, на наших занятиях тема для исследовательской деятельности выбирается совместно, ребята делятся своими интересами, предлагают объекты исследования. Для них любое исследование или эксперимент сначала воспринимается как волшебство. Но, работая с лабораторными средствами, приборами и посудой, они открывают для себя новые грани научного мира. На каждом занятии изучение теоретического материала закрепляется практикой. Для начала я объясняю технику безопасности, правил поведения в лаборатории, рассказываю про защитные маски, перчатки, как пользоваться лабораторными приборами, посудой, реактивами. Если мы проводим занятия на улице, то соблюдаем правила поведения на природе. У учащихся постепенно активизируется интерес к разным объектам или явлениям.
Мы активно используем метод исследования (часто в игровом формате) при изучении всех разделов программы. Например, при изучении раздела «Неживая природа» исследуем темы «Воздух», «Погодные явления, условия», «Звук», «Магнитное поле», «Цвет», рассматриваем под микроскопом бумагу и изучаем процесс ее производства.
Во время изучения раздела «Экология растений» за основу берется теоретическое объяснение, ребята выясняют, как растения выглядят, где они растут, как за ними ухаживать, и впоследствии теоретические знания подкрепляются экспериментами. В результате опыта, например, окрашивания листьев и стеблей растений подкрашенной водой мы выясняем, какую роль играют разные органы для питания, знакомимся с разнообразием и значением пигментов.
При изучении раздела «Экология животных» мы не только используем различные дидактические материалы (игры, задания на карточках), но и изучаем с ребятами живые объекты: насекомых, гидробионтов, птиц. Неотъемлемой частью занятий может быть изучение птиц, рыб, поведения кошек и собак или других домашних питомцев. Когда объектом изучения является сам человек, для исследования используются различные продукты, выясняется, чем полезны одни и чем опасны другие.
Во время изучения разделов программы ребята учатся пользоваться оптическими приборами, микроскопами, цифровыми лабораториями. Работаем как с готовыми микропрепаратами клеток растительного и животного происхождения, так и с новыми, которые создаем самостоятельно. Затем сравниваем их между собой, находим сходства и различия. Больше всего маленькие исследователи любят занятия, когда можно рассматривать микрообъекты при помощи стереомикроскопа или бинокулярной лупы. Учащимся начальной школы, учитывая их возрастные особенности, в ходе занятия не ставятся слишком сложные задачи. Конечно, помогаем в формулировке цели, проблемы и задачи.
Для рефлексии учащихся после выполнения заданий часто пользуемся опросной системой. Это очень им нравится.
Основной особенностью работы с детьми в начальной школе является тесная дружеская, сотрудническая связь между педагогом и ребенком.
Ребята, которые продолжают заниматься на второй и третий год обучения или по другим программам, уже знают технику безопасности на практических занятиях, и именно те навыки, которые сформировались у них в первый учебный год, помогают им в работе. В исследовательской деятельности мы можем больше времени уделить самому эксперименту и обсуждению итогов нашей деятельности. Все знания и практические навыки, полученные на занятиях, дети с легкостью применяют в повседневной жизни.