В рамках статьи рассмотрены актуальные проблемы профсоюзного контроля. Внимание уделено вопросам осуществления контрольной деятельности не только профсоюзами, но и иными представителя работников, рассмотрены также отдельные процедурные аспекты контроля.
Ключевые слова: профессиональные союзы, представители работников, контроль, трудовое законодательство.
Правовая основа контроля за соблюдением норм трудового права, выполнением условий коллективных договоров и соглашений представлена статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) [1] и статьей 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [2]. Анализ рассматриваемых статей показывает, что основным субъектом контроля являются именно профессиональные союзы, которые выступают представителями работников.
Вместе с тем исследование иных положений ТК РФ позволяет говорить о том, что контрольные полномочия могут быть реализованы также иными представителями работников. Так, например, в соответствии со статьей 22 ТК РФ одной из обязанностей работодателей является рассмотрение представлений соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях. Из представленного следует, что такие представления могут быть приняты и иными представителями работников, что можно предусмотреть на локальном уровне регулирования (принятие специальных актов, заключение коллективных договоров и соглашений). В расследовании несчастных случаев принимают участие представители выборного органа первичной профсоюзной организации. В разрешении индивидуальных трудовых споров представительные органы (с учетом мнения которых формируются комиссии по трудовым спорам).
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что любые представители работников могут заниматься контрольной деятельностью и положение об учете мнения представительного органа, выборного органа профсоюзной организации следует толковать расширительно.
При рассмотрении положений статьи 370 ТК РФ обращает на себя внимание порядок направления документа, свидетельствующего о нарушении норм трудового права, работодателю, а также процедура дачи ответа на него.
Основной формой реагирования профсоюзных инспекций труда (а также самих профессиональных союзов) выступает направление требования об устранении выявленных нарушений. При этом на работодателя возлагается обязанность по устранению таких нарушений, а также по сообщению профессиональному союзу о результатах рассмотрения данного требования и принятых в связи с этим мерах. Срок направления ответа составляет неделю. Ненаправление ответа, а также его несвоевременное направление может быть основание для реализации мер административной ответственности. Кроме того, при невыполнении законных требований профсоюзной инспекции труда (профсоюза) материалы могут быть направлены в государственные органы исполнительной власти (в частности, в органы Федеральной инспекции труда).
Следует отметить, что вид принимаемого акта зависит от конкретного субъекта, который его выносит, к примеру, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов вносят предложения по об устранении выявленных нарушений требований охраны труда, тогда как профсоюзные инспекторы труда — представления об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, законодатель для обозначения актов о нарушении трудовых норм использует сразу три термина «требование», «представление», «предложение». Вопрос о соотношении представленных категорий порождает научную дискуссию. По нашему мнению, требование выступает содержанием актов, тогда как представление и предложение — формой выражения. Вместе с тем возникает вопрос может ли предложение, содержать в себе требование, что связано с их значением.
Многие исследователя разделяют позицию, в силу которой требование может содержаться только в представлении об устранении нарушений в сфере труда и его охраны [3].
Исходя из своего словарного значения требование представляет собой выраженную в категорической форме просьбу [4], тогда как предложение связано с выбором вариантов поведения и не имеет принудительного начала (скорее добровольное). Из этого следует, что требование и предложение в определенной степени исключают друг друга, в связи с чем требование не может входит в содержание предложения, а, следовательно, положения части 2 статьи 370 ТК РФ не могут быть применены в совокупности с частью 8 статьи 370 ТК РФ.
Указанный вывод порождает проблему отсутствия механизма реагирования на предложение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Законодатель определяет, что такое предложение должно быть рассмотрено, однако не обязывает работодателя направить результаты рассмотрения или же не устанавливает сроки рассмотрения.
Данный правовой пробел должен быть разрешен посредством правового регулирования, в частности, с помощью закрепления в статье 370 ТК РФ обязанности предоставить ответ на предложение в течение определенного срока. В качестве альтернативного варианта разрешения проблемы можно предложить закрепление в рассматриваемой статье положений, позволяющих уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов самостоятельно (в самом предложении) определять срок его рассмотрения.
Не менее значимой проблемой выступает также вопрос взаимодействия с публично-правовыми структурами. В ходе осуществления своих функций профессиональные союзы и профсоюзные инспекции труда взаимодействуют федеральными органами исполнительной власти. При этом законодатель ни в статье 370 ТК РФ, ни в статье 19 ФЗ «О профсоюзах» не указывает на взаимодействие профсоюзов с иными государственными органами (к примеру, с Прокуратурой Российской Федерации). Вместе с тем такое взаимодействие активно осуществляется. Так, например, в рамках мероприятий Месячника по охране труда профсоюзными инспекциями труда проводились совместные проверки соблюдения законодательства об охране труда и выполнения работодателями требований по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции с прокуратурой города Москвы [5].
Помимо этого, между Прокуратурой Российской Федерации и Федерацией Независимых Профсоюзов России заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, предметом которого является выявления, устранения и предупреждения их нарушений в области труда и его охраны [6].
Учитывая, что Прокуратура Российской Федерации не является органом государственной власти, а также то что с ней также осуществляется взаимодействие профсоюзов, профсоюзных инспекций труда при реализации ими соответствующих полномочий (совместные проверки и т. д.), считаем необходимым внести изменения в часть 7 статьи 370 ТК РФ заменив формулировку «и другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности», на «и другими федеральными государственными органами, осуществляющими функции по контролю и (или) надзору в установленной сфере деятельности». Схожие изменения предлагается внести и в статью 19 ФЗ «О профсоюзах» заменив в части 2 фразу «с иными федеральными органами исполнительной власти», на «с иными федеральными государственными органами».
Проведенное исследование позволило выявить ряд несовершенств правового регулирования контроля представителей работников за соблюдением норм трудового права, которые нуждаются в устранении.
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3: 2022. № 45. Ст. 7679.
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 148; 2021. № 52 (часть I). Ст. 8981.
- Пилипенко К. М. Актуальные проблемы осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства // Молодой ученый. 2022. № 48 (443). С. 304–306.
- Требование. Толковый словарь Ожегова // Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/244482?ysclid=lfgm3gv3w7316768340 (дата обращения: 20.03.2023).
- Циндяйкина Е. П., Захаренков А. Н. Общественный контроль за соблюдением требований охраны труда // Образование и право. 2022. № 1. С. 257–261.
- Соглашение Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федерации Независимых Профсоюзов России о взаимодействии и сотрудничестве. Доступ из Справ. правовой системы «ГАРАНТ».