Новые форматы электронного взаимодействия Росреестра с заявителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (483) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.09.2023

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Воробьев, А. А. Новые форматы электронного взаимодействия Росреестра с заявителями / А. А. Воробьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 159-162. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105812/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с электронным взаимодействием Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В статье приведены нормы действующего законодательства, регулирующие правоотношения при оказании государственных услуг Росреестра в электронном виде, описан достигнутый результат по данному направлению деятельности, выявлены преимущества такого вида услуг, а также определены проблемы, возникающие при электронном взаимодействии.

Ключевые слова: государственная регистрация прав, государственный кадастровый учет, объект недвижимого имущества, электронная регистрация, усиленная квалифицированная электронная подпись, УКЭП, НСПД, целевая модель

С 1 июня 2015 года Росреестром на своем официальном сайте впервые была реализована возможность подачи документов в электронном виде на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации.

В настоящее время подать документы в электронной форме на государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет можно в сети Интернет посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, официального сайта Росреестра, а также с других интернет-площадок, осуществляющих электронное взаимодействие с Росреестром.

При подаче документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в электронном виде пользователь самостоятельно заполняет на выбранной им интернет-площадке заявление о проведении учетно-регистрационных действий, в котором указывает сведения о себе либо о лице, интересы которого он представляет. Далее он подгружает в программу документы, необходимые для проведения учетно-регистрационных действий, в формате XML или PDF.

Заявление, а также все приложенные к нему документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (далее — УКЭП).

Получить УКЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре по выпуску электронных подписей, список которых размещен на официальном сайте Минцифры.

Преимущества электронного взаимодействия с Росреестром заключаются в том, что заявитель имеет возможность в удобное для себя время без посещения офисов многофункциональных центров подать документы на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, при этом существенно сократить временные затраты и транспортные расходы.

Помимо исключения необходимости личного посещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг следует также отметить в качестве преимущества электронного способа подачи документов и сокращение сроков проведения самой процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, так как срок рассмотрения документов, принятых в электронном виде, сокращается на 2 рабочих дня по сравнению со сроком рассмотрения таких документов, принятых в многофункциональном центре.

Для примера, срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки или свидетельства о праве на наследство, которые поступили в орган регистрации прав в электронном виде, составляет всего один рабочий день.

Вместе с тем, на начальном этапе электронного взаимодействия количество заявлений, поступающих на государственную регистрацию прав в электронном виде, было минимальным. Данное обстоятельство связано с тем, что у заявителей отсутствовали знания и навыки, необходимые для работы на электронных площадках, осуществляющих электронное взаимодействие с Росреестром, а способ подачи документов в электронном виде для всех категорий заявителей являлся альтернативным, а не обязательным.

Кроме того, для подачи документов на государственную регистрацию прав в электронном виде заявителям необходимо обратиться и в удостоверяющий центр для получения УКЭП, которая является цифровым аналогом собственноручной подписи и имеет с ней равнозначную ценность, что также связано с дополнительными финансовыми затратами.

Датой, с которой началась точкой роста электронных услуг Росреестра, можно назвать 1 февраля 2019 года, когда вступили в силу внесенные в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462–1 изменения, обязывающие нотариусов обращаться в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации прав на недвижимость в электронном виде при выдаче или удостоверении ими правоустанавливающих документов на недвижимое имущество [1].

Серьезным толчком к переходу на электронное взаимодействие стали и проводимые Правительством Российской Федерации мероприятия, связанные с упрощения процедур предоставления государственных услуг, в том числе путем их предоставления в электронном виде и в сокращенные сроки.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 № 2148, утверждена государственная программа Российской Федерации «Национальная система пространственных данных» (далее — НСПД), реализация которой направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» и «Комфортная и безопасная среда для жизни» и соответствующих им показателей, в том числе по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в электронном виде до 95 процентов к концу 2030 года [2].

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1139-р целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации были дополнены и Целевой моделью «Подготовка документов и осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества» (далее — Целевая модель) [3].

Согласно НСПД и Целевой модели в 2022 году доля государственных услуг по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, предоставляемых в электронном виде, должна составлять не менее 45 % от их общего количества.

По результатам работы Росреестра за 2022 год от общего количества документов, поступивших на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, 55 % было подано в электронном виде, в 2021 год такой показатель составлял 44 % [4].

Необходимо отметить, что НСПД и Целевой моделью установлены показатели как для отдельных групп заявителей, так и для отдельных видов регистрационных действий. Так в 2023 году доля заявлений, поданных юридическими лицами в электронном виде, должна составить 60 % от их общего количества, а доля электронных заявлений по регистрации ипотечных сделок 90 %.

При этом средний фактический срок регистрации прав по заявлениям, поданным в электронном виде, в 2023 году должен составлять три рабочих дня, а для заявлений о государственной регистрации электронной ипотеки один рабочий день.

В рамках проведения мероприятий по переходу на электронное взаимодействие при оказании государственных услуг Росреестра в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2023 года органы государственной власти и органы местного самоуправления также представляют заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных документов [5].

Приведенные показатели свидетельствуют, что в настоящее время большая часть заявлений о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также прилагаемые к ним документы, поступают в орган регистрации прав в электронном виде и доля электронных услуг Росреестра постоянно растает.

Анализируя достигнутые результаты по электронному взаимодействию Росреестра с участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, можно сделать следующие выводы.

Основная доля заявлений в электронном виде поступает в орган регистрации прав от органов государственной власти, органов местного самоуправления, нотариусов, кредитных организаций, застройщиков и иных профессиональным участникам рынка недвижимости.

Учитывая, что указанные выше лица на постоянной основе и в значительных объемах подают документы в Росреестр на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, переход на электронное взаимодействие позволил им существенно снизить трудозатраты, связанные с оформлением прав на недвижимое имущество, и сократить сроки получения таких услуг.

В указанном случае представителям организаций не требуется обращаться в многофункциональные центры для подачи документов в Росреестр, а в последующем и за получением выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющей осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Таким образом, связь заявителей с Росреестром при электронном взаимодействии осуществляется по электронным каналам напрямую, исключая «посредников» в лице многофункциональных центров.

Если говорить об электронном взаимодействии Росреестра с физическими лицами, то здесь на первом месте стоит вопрос обеспечения безопасности при отчуждении ими объектов недвижимости.

Так, согласно статье 36.2 Закона о регистрации документы, представленные на государственную регистрацию перехода прав на принадлежащий физическому лицу объект недвижимого имущества в электронном виде, подлежат рассмотрению Росреестром только в том случае, если таким лицом ранее было подано заявление на бумажном носителе о возможности регистрации на основании электронных документов.

Таким образом, для электронного взаимодействия физического лица с Росреестром ему необходимо сначала дать соответствующее согласие путем подачи заявления через многофункциональный центр.

Вместе с тем, в данном правиле законодатель делает и исключение. Так если электронное заявление о переходе права собственности от имени физического лица подает орган государственной власти или орган местного самоуправления, нотариус, а также, в случае подачи документов физическим лицом с площадки кредитной организации или если договор об отчуждении объекта недвижимости подписан электронными подписями, выданными публично-правовой компании «Роскадастр», для осуществления государственной регистрации перехода прав предварительного согласия от физического лица не требуется.

Можно сделать вывод, что электронное взаимодействие с Росреестром для физических лиц целесообразно только при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, нотариусами, кредитными организациями, а также, в случае если такое лицо осуществляет профессиональную деятельность на рынке недвижимости.

Учитывая, что для большинства физических лиц совершение сделок с недвижимостью носит единичный характер, самостоятельная подача документов в орган регистрации прав в электронном виде теряет смысл, так как заявителю в любом случае придется предварительно посетить многофункциональный центр, а также понести расходы, связанные с получением УКЭП.

Подводя итоги можно констатировать, что электронное взаимодействие Росреестра с заявителями развивается динамично и отвечает требованиям современных стандартов. Электронный формат позволил существенно сократить сроки оказания государственных услуг Росреестра и снизить затраты, связанны с оформлением прав на недвижимость.

Перспективы дальнейшего развития электронных услуг Росреестра будут связаны с обязательным переходом всех юридических лиц на электронный формат взаимодействия, при этом, в обозримом будущем, для физических лиц такая услуга должна оставаться альтернативной.

Литература:

  1. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462–1) / [Электронный ресурс] // Консультант плюс: [сайт]. — URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/;
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 № 2148 / [Электронный ресурс] // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402555/;
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1139-р / [Электронный ресурс] // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_383611/;
  4. Итоговый доклад «Основные результаты деятельности Росреестра за 2022 и основные задачи на 2023 год» / [Электронный ресурс] // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://rosreestr.gov.ru/upload/Doc/09-upr/ИД_2023.pdf;
  5. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» / [Электронный ресурс] // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/
Основные термины (генерируются автоматически): государственная регистрация, электронный вид, государственный кадастровый учет, электронное взаимодействие, недвижимое имущество, Российская Федерация, орган регистрации, физическое лицо, Целевая модель, государственная власть.


Похожие статьи

Административно-правовой статус Росреестра в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

В статье раскрываются аспекты административно-правового статуса Росреестра как государственного органа исполнительной в области учета и регистрации объектов недвижимости. Выявлено отсутствие у Росреестра полномочий юрисдикционного характера в рассмат...

Предоставление государственных услуг в электронном виде: сущность, достоинства, нормативно-правовая основа

В статье рассматриваются современные способы оказания гражданам различных государственных и муниципальных услуг путем их предоставления через информационно-справочную систему «Государственные услуги». Подвергается анализу сама платформа «Госуслуги», ...

К вопросу изменения процедуры государственной регистрации недвижимости с 2017 года

В данной статье рассмотрены наиболее важные изменения, на наш взгляд, в Федеральном Законе от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поскольку его положения и новые правила оформления права собственности и постановки ...

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрации прав на недвижимое имущество как единая функция государственного управления

Статья посвящена государственной функции в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Рассмотрены определения государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета. Выявлен...

Основная терминология, применяемая при осуществлении закупочной деятельности на территории Российской Федерации

В настоящей статье представлен обзор основных понятий и терминов, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации и проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Терминология, применяемая при осуществл...

Обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью: постановка проблемы

В настоящей статье оценивается современное состояние правовых норм, регулирующих обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимым имуществом. На основе анализа позиций ученых и представителей правоприменительной практики выявляются преимущ...

Анализ и перспективы развития рынка земли Ростовской области при использовании электронных сделок

В статье анализируется сложившаяся в законодательстве практика регистрации в электронном виде сделок с недвижимостью, дано определение, отмечены плюсы государственной регистрации права на недвижимое имущество в электронном виде.

Обзор государственной регистрация прав на недвижимое имущество на основании судебных решений

В данной статье рассмотрена актуальная проблема регистрации прав на недвижимое имущество и дальнейшую правовую судьбу объекта. В качестве примера, были проанализированы спорные объекты и рассмотрены критерии, по которым выдавалось судебное заключение...

Отдельные вопросы кадастрового учета земельных участков

В статье автор описывает сложности, с которыми сталкиваются собственники земельных участков в процессе реализации федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2020 год...

Государственная регистрация прав на природные объекты

В данной статье рассмотрены особенности государственной регистрации прав на природные объекты. Проанализирована нормативная, законодательная база, определяющая правовое положение природных объектов, определяя их как недвижимое имущество. Кроме того, ...

Похожие статьи

Административно-правовой статус Росреестра в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

В статье раскрываются аспекты административно-правового статуса Росреестра как государственного органа исполнительной в области учета и регистрации объектов недвижимости. Выявлено отсутствие у Росреестра полномочий юрисдикционного характера в рассмат...

Предоставление государственных услуг в электронном виде: сущность, достоинства, нормативно-правовая основа

В статье рассматриваются современные способы оказания гражданам различных государственных и муниципальных услуг путем их предоставления через информационно-справочную систему «Государственные услуги». Подвергается анализу сама платформа «Госуслуги», ...

К вопросу изменения процедуры государственной регистрации недвижимости с 2017 года

В данной статье рассмотрены наиболее важные изменения, на наш взгляд, в Федеральном Законе от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поскольку его положения и новые правила оформления права собственности и постановки ...

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрации прав на недвижимое имущество как единая функция государственного управления

Статья посвящена государственной функции в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Рассмотрены определения государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета. Выявлен...

Основная терминология, применяемая при осуществлении закупочной деятельности на территории Российской Федерации

В настоящей статье представлен обзор основных понятий и терминов, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации и проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Терминология, применяемая при осуществл...

Обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью: постановка проблемы

В настоящей статье оценивается современное состояние правовых норм, регулирующих обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимым имуществом. На основе анализа позиций ученых и представителей правоприменительной практики выявляются преимущ...

Анализ и перспективы развития рынка земли Ростовской области при использовании электронных сделок

В статье анализируется сложившаяся в законодательстве практика регистрации в электронном виде сделок с недвижимостью, дано определение, отмечены плюсы государственной регистрации права на недвижимое имущество в электронном виде.

Обзор государственной регистрация прав на недвижимое имущество на основании судебных решений

В данной статье рассмотрена актуальная проблема регистрации прав на недвижимое имущество и дальнейшую правовую судьбу объекта. В качестве примера, были проанализированы спорные объекты и рассмотрены критерии, по которым выдавалось судебное заключение...

Отдельные вопросы кадастрового учета земельных участков

В статье автор описывает сложности, с которыми сталкиваются собственники земельных участков в процессе реализации федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2020 год...

Государственная регистрация прав на природные объекты

В данной статье рассмотрены особенности государственной регистрации прав на природные объекты. Проанализирована нормативная, законодательная база, определяющая правовое положение природных объектов, определяя их как недвижимое имущество. Кроме того, ...

Задать вопрос