Трудовое воспитание в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (483) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 07.09.2023

Статья просмотрена: 930 раз

Библиографическое описание:

Авдеева, В. Н. Трудовое воспитание в современных условиях / В. Н. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105818/ (дата обращения: 22.02.2025).



В данной статье автор пытается донести до читателей мысль о том, как важно в жизни любить и уметь трудиться.

Ключевые слова: трудовое воспитание, общественно полезный труд, трудолюбие, выбор профессии, профессиональное самоопределение.

Возможность труда и любовь к нему — лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач.

К. Д. Ушинский

Как идёт процесс формирования гражданской зрелости, проявляющейся в способности ответственно выполнять роль взрослого человека? Этот вопрос волнует как детей, так и взрослых.

Современные школьники неплохо разбираются в компьютерах. Они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Но главным условием гражданского воспитания, по мнению В. А. Сухомлинского, является нравственная зрелость. Известный педагог писал: «Молодёжь трудится, в общем-то, немало, но этот труд всегда опекается взрослыми. Очень мало в этом труде самостоятельности мысли… суждения, решения, ответственности — тех качеств, без которых не может быть и речи о гражданственности труда».

Выпускник школы похож на былинного богатыря на распутье, только разница состоит в том, что перед ним не три дороги, а гораздо больше, и перед глазами нет придорожного камня, где было бы чётко написано, какие испытания ждут его на каждой из них.

В юности мы стоим перед выбором профессии. Многие из них очень привлекательны. А надо выбрать одну, ту, которая будет максимально соответствовать склонностям молодого человека. Но этот выбор сделать не так уж и просто.

Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомлённости о требованиях, предъявляемых к той или иной специальности. Ошибка в выборе профессии воспринимается порой молодыми людьми как жизненная катастрофа. «Неудачник» теряет уважение к себе.

Много лет опытные учителя школ ждали изменения в Федеральный закон «Об образовании». Особенно это касалось воспитания школьников. И вотПрезидентомРФ4августа 2023 года был подписан Федеральный закон № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который содержит нововведения для учащихся. В данный закон внесены поправки, которые одним из основных принципов политики государства в сфере образования провозгласили единство обучения и воспитания. Особое место отведено формированию у учащихся ответственного отношения к труду и его результатам . Главный вывод состоит в том, чтобы каждый выпускник школы умел и любил трудиться.

То, что для современных учеников покажется необычным, для старшего поколения составляло главную часть школьной жизни. Как говорится, «новое — это хорошо забытое старое». Труд, которым человек занимается с детства, особенно если этот труд в коллективе, остаётся в памяти на всю жизнь.

Долгое время в нашей стране понятие «трудовое воспитание» перестало быть составляющей частью воспитания. Взрослые часто стремились облегчить жизнь детей, а иногда и вообще освободить их от него. Особенно часто это встречается в семейном воспитании.

Часто родители (и иногда учителя!) и не подозревают, что, освобождая детей от труда, они лишают их основного вида деятельности, в процессе которой как раз и воспитываются основные качества личности. В итоге часто вырастает молодой человек, который с презрением относится к труду других людей. Недостатки воспитания в семье часто достаётся исправлять учителям, школе. Рассмотрим одну из таких ошибок.

Часто родители, поручая какое-нибудь дело ребёнку, заранее договариваются о плате за выполненную им работу. В результате растёт эгоист, который высоко ценит свой труд, переводит каждый свой шаг, каждое своё дело в рубли и не ставит ни во что труд других людей. Ему родители не предъявляют, естественно, счёт за одежду, питание… И ребёнок приходит к выводу: всё это дело само собой разумеющееся, не имеющее особого значения.

Мы, взрослые, часто сознательно преувеличиваем сделанное детьми. Нам кажется, что таким образом мы стимулируем их трудовые усилия. В какой-то мере да. Но отрицательные последствия такого преувеличения куда значительнее: ребёнок привыкает недооценивать труд окружающих и превозносит свои трудовые возможности. А это приводит к разочарованию, причём очень болезненному впоследствии, когда их труд будут оценивать другие.

Каждый педагог знает, что организация труда детей требует продуманных педагогических инструментов. В противном случае результаты могут быть противоположными тем, которые хотел получить воспитатель.

Возвращаясь к изменениям, внесённым в Федеральный закон «Об образовании», следует отметить, что учащиеся будут трудиться с учётом своих возрастных особенностей в рамках образовательной программы. Согласие родителей и самих детей на участие в трудовой деятельности не требуется. А если труд школьников выходит за рамки программы, то он будет регулироваться трудовым законодательством.

Для реализации трудового воспитания обучающихся новый закон установил обязанность учеников принимать участие в общественно полезном труде, направленном на формирование у них «трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда». Новые правила официально возвращают дежурства по классу, полив цветов, помощь в библиотеке, высадку деревьев и т. д.

Одна из самых важных задач школы — формирование полноценных граждан своей страны, а её решение во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие ученики, какую профессию они изберут и где будут работать. Интерес к этой проблеме вполне обоснован. Сегодняшним выпускникам наших школ обеспечена невиданная ранее в истории нашей страны возможность права свободного выбора профессии. Но реализовать это право — довольно сложная задача. В рамках профориентационной работы я часто прошу ребят ответить на вопрос, как не ошибиться в выборе профессии, на что, определяя своё призвание, надо опираться. И в данной статье я хочу привести некоторые ответы, которые, пожалуй, наиболее ярко выражают настроения выпускников школ. И.Н. пишет: «Я отношусь совсем не к тем счастливчикам, которые знают, кем они будут, что их ожидает впереди. А я не знаю, кем мне быть. Я учусь в XI классе. Скоро уже и экзамены, и прощальный Выпускной бал. А ты стоишь на распутье дорог и не знаешь, куда податься. Я учусь хорошо. Все считают, что таким, как я, одна дорога — в вуз… А посмотришь со стороны на иных людей, которые институт закончили, и жалко их становится. Работают они только из материальных побуждений, не ощущая при этом никакой радости от труда. И я боюсь оказаться в таком же положении.

Завидую тем, кто с детства имеет мечту о будущей профессии и стремится претворить её в жизнь. Но что делать мне, если у меня нет такой мечты?»

А вот делится своими тревогами А. Ш.: «Я не знаю, кем быть, чему отдать предпочтение, где я больше принесу пользы людям».

Анализируя ответы выпускников, приходишь к выводу, почему так важно сформировать у школьников способность к профессиональному самоопределению.

В связи с этим, в 2023–2024 учебном году с учащимися в обязательном порядке будут проводиться мероприятия по профориентации. По мнению разработчиков закона, поправки внесены в целях «научить детей с юных лет понимать значимость и ценность труда, его роль во всех сферах жизни», развить у детей «чувства причастности к единому делу, выработки активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме», ведь лишь «ребенок, который умеет и любит трудиться, сможет во взрослой жизни состояться в профессии, в семье, в социуме».

В заключение хотелось бы сказать о том, как к труду, как средству воспитания, относились великие русские педагоги. В. А. Сухомлинский отмечал облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашёл в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком» [2, c. 134]. А А. С. Макаренко указывал на важность творческого труда: «Научить творческому труду — особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта» [1, c. 228].

Таким образом, мы видим, что трудовое воспитание не теряет своей актуальности и в наши дни.

Литература:

1. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. / Сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.

2. Сухомлинский В. А. О воспитании. / Сост. С. Соловейчик. М.: Изд-во политической литературы, 1988. — 269 с.

3. https://sibadvokat.ru/magazine/actual/s-1-sentjabrja-2023-g-vvoditsya-trudovoe-vospitanie-v-shkole?ysclid=llwg7rm865720430725

Основные термины (генерируются автоматически): труд, выбор профессии, творческий труд, выпускник школы, молодой человек, полезный труд, профессиональное самоопределение, ребенок, трудовое воспитание.


Похожие статьи

Самообразование как условие профессионального становления личности педагога

Данная статья посвящена теме развития и самообразование профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию и...

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка

В работе автор рассматривает как можно формировать духовно-нравственные качества у младших школьников, какую роль играет семья в духовном становлении детей.

Проблемы и перспективы трудового воспитания современных подростков

В статье рассматривается современный подход к трудовому воспитанию как важному аспекту педагогического процесса, направленному на формирование у подростков положительного отношения к труду и развитие практических навыков, необходимых для будущей проф...

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Теория трудового воспитания в зарубежной педагогической мысли

В данной статье трудовое воспитание характеризуется как процесс, который способствует развитию личности, рассматриваются идеи, теории, точки зрения выдающихся педагогов эпохи просвещения.

Роль классного руководителя в формировании личности учащихся

Данный текст затрагивает ключевые аспекты работы классного руководителя в нынешнее время и подчеркивает ее важность в контексте личностного развития учеников, учитывая их уникальные таланты и потенциал.

Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема

В статье поднимается проблема трудового обучения в условиях современной школы. Затрагивается исторический аспект проблемы. Формирование личности рассматривается при условии синтеза учебной работы, воспитания и трудовой деятельности.

Профессионализм как ценностная категория студенческой молодежи

В статье представлены результаты эмпирического исследования понимания ценностной категории «профессионализм» студенческой молодежью. Определено место данной категории в системе жизненных ценностей молодежи, так же выявлены факторы формирования готовн...

Значение развития методологических и организационных подходов в обеспечении автономной работы студентов

Среди целей образовательного процесса важнейшее значение имеет развитие способности студентов к непрерывному самообразованию, их стремление пополнять и обновлять знания, творческое использование на практике и в областях будущей профессиональной карье...

Организация работы с молодыми специалистами в образовательной организации

В статье речь идет о возможных вариантах поддержки молодых специалистов, о трудностях, с которыми они встречаются на пути профессионального становления. Автор считает, что процесс адаптации молодых специалистов играет важную роль при формировании выс...

Похожие статьи

Самообразование как условие профессионального становления личности педагога

Данная статья посвящена теме развития и самообразование профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию и...

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка

В работе автор рассматривает как можно формировать духовно-нравственные качества у младших школьников, какую роль играет семья в духовном становлении детей.

Проблемы и перспективы трудового воспитания современных подростков

В статье рассматривается современный подход к трудовому воспитанию как важному аспекту педагогического процесса, направленному на формирование у подростков положительного отношения к труду и развитие практических навыков, необходимых для будущей проф...

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Теория трудового воспитания в зарубежной педагогической мысли

В данной статье трудовое воспитание характеризуется как процесс, который способствует развитию личности, рассматриваются идеи, теории, точки зрения выдающихся педагогов эпохи просвещения.

Роль классного руководителя в формировании личности учащихся

Данный текст затрагивает ключевые аспекты работы классного руководителя в нынешнее время и подчеркивает ее важность в контексте личностного развития учеников, учитывая их уникальные таланты и потенциал.

Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема

В статье поднимается проблема трудового обучения в условиях современной школы. Затрагивается исторический аспект проблемы. Формирование личности рассматривается при условии синтеза учебной работы, воспитания и трудовой деятельности.

Профессионализм как ценностная категория студенческой молодежи

В статье представлены результаты эмпирического исследования понимания ценностной категории «профессионализм» студенческой молодежью. Определено место данной категории в системе жизненных ценностей молодежи, так же выявлены факторы формирования готовн...

Значение развития методологических и организационных подходов в обеспечении автономной работы студентов

Среди целей образовательного процесса важнейшее значение имеет развитие способности студентов к непрерывному самообразованию, их стремление пополнять и обновлять знания, творческое использование на практике и в областях будущей профессиональной карье...

Организация работы с молодыми специалистами в образовательной организации

В статье речь идет о возможных вариантах поддержки молодых специалистов, о трудностях, с которыми они встречаются на пути профессионального становления. Автор считает, что процесс адаптации молодых специалистов играет важную роль при формировании выс...

Задать вопрос