В статье автор исследует методы работы на музыкальных занятиях в ДОУ.
Ключевые слова: музыкальное развитие детей, музыкальные занятие в ДОУ, дети.
В воспитании дошкольников музыка играет довольно важную роль. Также этот вид искусства благоприятно отражается на психологии детей.
Поэтому начальное музыкальное образование имеет большое значение в формировании характера человека.
Музыкальное образование в детском саду давно уже не ограничивается обучением игре на музыкальных инструментах и азам пения. Ведь ключевая задача современного подхода — развить в ребенке творческую личность, имеющую вкус. Неважно, какую профессию ребенок выберет в будущем, творческое мышление будет надежным фундаментом в любой деятельности.
Но чтобы этот фундамент был заложен качественно, ребенка нужно увлечь. И тут у нас с вами возникает вопрос, какими способами вызвать у ребенка интерес к музыке, к ее восприятию?
Мы, конечно, можем попытаться вызвать в детях понимание и ощущение, что музыка является неотъемлемой частью их жизни. Но ведь мы работаем с детьми не только дошкольного возраста, но и раннего, и вызвать в них ощущение того, что музыка является их неотъемлемой частью жизни, это нужно очень сильно постараться. Поэтому я пошел по пути наименьшего сопротивления и внедрил в музыкальные занятия робототехнику. Хочу сразу пояснить, что роботы — это только рычаг для того, чтобы дети с удовольствием шли на музыкальные занятия.
Чтобы реализовать все виды деятельности на музыкальных занятиях с помощью робототехники, мне пришлось создать под каждого робота свое поле:
— Восприятие (слушание) музыки
Все мы знаем, что восприятие музыки (слушание музыки) — это ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства.
Было создано поле с пейзажами, которые отражают настроение программных музыкальных произведений.
Задача детей послушать отрывок из музыкального произведения и поставить робота на подходящую картинку, объяснив свой выбор.
После выполнения задания можно усложнить задачу и попросить детей запрограммировать робота, чтобы он дошел до картинки.
Примеры музыкальных произведений
— П. И. Чайковский «Марш оловянных солдатиков»
— В. А. Моцарт «Колыбельная»
— П. И. Чайковский «Песня жаворонка»
Рис. 1
— Исполнительство
Как правило, детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития.
Исполнительство проявляется в пении, музыкально-ритмических играх, в игре на ДМИ . За основу было взята игра на детских музыкальных инструментах.
Перед детьми выставляется два поля на котором изображены музыкальные инструменты, задание следующее: после услышанного звука нужно поставить робота на тот инструмент, чей звук был воспроизведен. После выполнения задания можно попросить детей сыграть на музыкальном инструменте. Для детей старшего и подготовительного возраста задание усложняется программированием робота.
Рис. 2
— Творчество
Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритме, игре на детских музыкальных инструментах и в музыкально — игровом творчестве
Было создано поле с музыкально-ритмическими играми.
Задание следующее: перед детьми кладется поле с изображением отдельных предметов, которые подходят к музыкальной игре. С помощью программирования робота дети выбирают любимую музыкальную игру и выполняют её, придумывая свои движения.
Рис. 3
— Музыкально-образовательная деятельность
Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний, например, для развития исполнительства нужны определенные знания о способах, приемах исполнительства.
Для того чтобы дети понимали, насколько богат музыкальный мир, мы должны окунуть их в мир элементарных понятий о музыке.
Музыкально-образовательная деятельность, как мы знаем, не существует отдельно от других видов музыкальной деятельности.
Знания, сведения о музыке даются по ходу занятий, поэтому было создано поле с портретами русских композиторов. Детям старшей и подготовительной группы включается музыкальное произведение и после его прослушивания, с помощью программирования робота дети указывают на портрет композитора, написавшего прослушанное музыкальное произведение.
На самом деле можно создать разнообразные вариации полей, для работы, все зависит от вашей фантазии и смекалки.
Таким образом на музыкальных занятиях с помощью робототехники мы реализуем все нужные нам виды музыкальной деятельности при помощи робототехники.
Благодаря робототехнике в детях не только просыпается интерес к музыкальным занятиям, но и повышаются навыки программирования, что очень актуально в современном мире.