В статье рассматриваются действенные приоритеты медицинской дипломатии как нового инструмента внешнеполитической стратегии Туркменистана. В период Возрождения новой эпохи могущественного государства мировое сообщество высоко оценивает принципиальные решения, реализуемые усилиями Президента в целях совершенствования отечественного здравоохранения. Медицинская дипломатия играет значительную роль в укреплении мира, безопасности и стабильности в мире.
Ключевые слова: медицинская дипломатия, Туркменистан, здоровье граждан, мировое сообщество, реформа Здравоохранения Саглык Здоровье.
«Защита здоровья человека, создание здорового общества, продление жизни человека являются одними из важнейших аспектов нашей государственной политики» [1], подчеркивает Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов. В этой связи разработана Государственная программа Туркменистана « Саглык (Здоровье) », которая учитывает передовой международный опыт в организации медицинского обслуживания населения, предусматривает коренное реформирование этой важной отрасли, внедрение передовых методов лечения и профилактики заболеваний, подготовку высококвалифицированных медицинских работников и развитие медицинской науки.
На сегодняшний день стихийные бедствия и возникающие экологические проблемы, изменение климата, а также пандемии, угрожающие здоровью человека, требуют принятия срочных решений со стороны мирового сообщества. В этих условиях, прежде всего, медицинская дипломатия выступает надежным инструментом обеспечения безопасности здоровья людей.
«Медицинская дипломатия» — это особая форма внешнеполитической деятельности по оказанию медицинской помощи другим странам, по выработке эффективных шагов в решении проблем охраны здоровья людей, по налаживанию научно-информационного обмена в области профилактики и борьбы с опасными заболеваниями [2]. Иными словами, медицинская дипломатия, или также называемая дипломатия здравоохранения, представляет собой деятельность по использованию знаний и опыта в области здравоохранения для достижения политических, внешнеполитических и гуманитарных целей. Её основная цель — взаимодействие и сотрудничество между странами в области здравоохранения, обмен опытом и информацией, а также совместное решение глобальных проблем здравоохранения.
Как отметил уважаемый Г.Бердымухамедов: «Сегодня медицинская дипломатия, призванная способствовать активизации конструктивного международного партнёрства и обмену практическими достижениями в сфере медицины, обретает особое значение как один из приоритетных факторов развития современной медицинской науки» [3].
В последние годы в результате роста проблем, связанных со здравоохранением в мире и его негативного влияния на политику и экономику государств, медицинская дипломатия стала более широким понятием глобальной медицинской дипломатии. История термина медицинской дипломатии и основы глобальной медицинской дипломатии начали формироваться во второй половине XIX — первой половине ХХ вв. Развитию этих понятий дали толчки несколько важных событий. Например, в 1851–1938 гг. были проведены ряд международных санитарных конференций, на которых выработались коллективные меры по борьбе с эпидемиями (желтой лихорадки, холеры, гриппа, чумы, тифа, натуральной оспы); с 1892 г. разработаны серии международных конвенций в области здравоохранения; созданы Международный Комитет Красного Креста (1863), Международное бюро общественной гигиены (1907), Организация здравоохранения Лиги Наций (1923); в 1946г. в Нью-Йорке (США) проведена Международная конференция здравоохранения, на которой принят Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Сам термин «медицинская дипломатия» возник в конце 1970-х гг., однако вошёл в активный научный и политический дискурс на рубеже XX–XXI вв. [4].
Одним из ключевых эпизодов в развитии медицинской дипломатии стал кризис «Чернобыль» в 1986 году. Взрыв энергоблока на Черноблской АЭС привелк значительному выбросу количества радиоактивных материалов в атмосферу. Международное сотрудничество и взаимодействие в области здравоохранения стали основным инструментом борьбы с последствиями ядерной аварии. Это показало важность медицинской дипломатии и привлекло внимание политических деятелей к этой области.
С тех пор медицинская дипломатия стала активно развиваться. Многие страны и международные организации создали отдельные подразделения и программы по развитию медицинской дипломатии. Если в прошлом самоуправления изолированного общества было достаточно, то в нынешних условиях важно объединить усилия мирового сообщества по борьбе с факторами, наносящими вред здоровью человека. То есть рост заболеваемости на земле, наличие природных катаклизмов и изменение погодных условий привели к глобализации медицинской дипломатии. Как известно, в 2009 году введение новой концепции под названием «Глобальная дипломатия здравоохранения» резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) № 63/33, 64/108, 65/95 и 66/115 является проявлением глобальной внешней политики и стимулировала научные исследования в области медицинской коммуникации [5, 6]. Илона Кикбуш, немецкий ученый, которая внесла весомый вклад в внедрение здорового образа жизни в мировое сообщество и совершенствование глобальной системы здравоохранения, подчеркивает, что глобальная медицинская дипломатия стала неотъемлемой частью внешней политики стран в XXI веке [7, с.7].
«Глобальная медицинская дипломатия» обхватывает понятия многосторонних договоров, соглашений, различные форумы международного масштаба и глобальному здравоохранению. Глобальная медицинская дипломатия включает в себя такие аспекты как выполнение медицинских миссий, обмен медицинским персоналом, поддержка развития здравоохранения в странах с низким уровнем развития, участие в глобальных инициативах по борьбе с инфекционными заболеваниями и поддержка регуляторных политик, связанных с международным здравоохранением. «Дипломатию в области глобального здравоохранения можно считать видом политической деятельности, позволяющим достигать двойной цели — улучшение здоровья населения и поддержание и укрепление международных отношений». [8]
Важное значение приобрело сотрудничество в области борьбы с инфекционными заболеваниями, такими как ВИЧ/СПИД, малярия, туберкулез и т. д., а также борьба с пандемией COVID-19. Так как COVID-19 внедрился в современную социально-политическую реальность, став ее неотъемлемой частью, сегодня стал актуален такой термин как «вакцинная дипломатия» и «масочная дипломатия».
В вопросе медицинской дипломатии Туркменистан, являясь активным участником международных, региональных и межгосударственных механизмов сотрудничества, вносит огромный вклад в развитие данного направления. К примеру, были проведены различные международные конференции и ряд научных встреч. Например, международная научная конференция «Медицинская дипломатия — основа здорового мира», октябрь 2021г.; Региональный форум «Единое здоровье» в Центральной Азии, июль 2022г.; Х Туркмено-германский форум, января 2023г.; «Общественная организация врачей Туркменистана», июль 2023г. и т. д.
Туркменистан придает большое значение сотрудничеству с крупнейшими мировыми международными организациями в реализации программ комплексного развития и совершенствования национальной системы здравоохранения и ведет эффективную работу в этой сфере. Большая работа проделана при установлении тесных и активных связей с ООН, ее специализированными учреждениями, а также Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Программой развития ООН, Детским фондом ООН, Фондом народонаселения ООН и т. д., связанных с важностью особой позиции Туркменистана в вопросах обороны и положительным опытом многолетнего эффективного сотрудничества.
В рамках работы на пути медицинской дипломатии была разработана система взаимоотношений между странами для совместного решения задачи ликвидации пандемии, которая стала набирать свои обороты в 2020 г. В свою очередь «Туркменистан выступил с международными инициативами, нацеленными на объединение международных усилий для выработки скоординированных решений в борьбе с коронавирусной инфекцией, и содействовал практической реализации на региональном уровне ряда конкретных мер в данном направлении» [9]. Туркменистан был одной из первых стран, принявших меры по борьбе с пандемией. На 75-й, 76-й и 77-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, которая является единственным крупнейшим платформам многосторонних переговоров, инициативы, выдвинутые Туркменистаном по борьбе с пандемией, получили большую поддержку мирового сообщества. Так, Правительство Туркменистана совместно с Постоянным координатором ООН подготовило и утвердило два специальных постановления, три Плана международного сотрудничества и солидарности в борьбе с пандемией COVID-19, а также Национальный план по борьбе с острыми инфекционными заболеваниями. Также, по инициативе уважаемого Г. Бердымухамедова была принята Резолюция «Укрепление связей между всеми видами транспорта для достижения целей в области устойчивого развития во время пандемии коронавирусной болезни (COVID-19) и в последующий период».
Кроме того, в Туркменистан активно участвует в мероприятиях, проводимых мировым сообществом. В нашем государстве создан многосторонний инструмент ВОЗ по борьбе с пневмонией, разработана специальная программа по изучению генома коронавирусной инфекции, создан методический центр по лечению и профилактике острых инфекционных заболеваний. Была создана инициатива по созданию Центра эпидемиологии, вирусологии и бактериологии, а также продвижение данной концепции в рамках «Дорожной карты» на период 2022–2025 гг. по продвижению здоровья и благополучия в Центральной Азии путем поддержки глобальной концепции «Единое здоровье», разработанной ВОЗ. Это вклад в защиту здоровья человека не только на региональном, но и на международном уровне.
Таким образом, медицинская дипломатия стала неотъемлемой частью современного международного сотрудничества в области здравоохранения Туркменистана. Медицинская дипломатия — это не только политическая практика; её фундаментом являются научные возможности страны, которая тем самым проецирует вовне свои достижения. Глобальная медицинскя дипломатия который ставит своей целью установление долгосрочных отношений между странами, национальными и региональными организациями, а так же научными и медицинскими сообществами для совместного решения проблем здравоохранения играя значимую роль в обеспечении мирового здоровья и безопасности, поскольку заболевания и проблемы здравоохранения не ограничиваются границами страны и требуют совместных усилий всех заинтересованных сторон.
Литература:
- Türkmenistanyň Prezidenti Serdar Berdimuhamedowyň «Adam saglygy jemgyýetimiziň we döwletimiziň iň ýokary gymmatlygydyr» atly çykyşy.15.04.2022. https://turkmenistan.gov.tm («Türkmenistan» gazeti № 97 (30383) 2022-nji ýylyň 16-njy apreli.)
- Чжао На. Роль «медицинской дипломатии» во внешнеполитической стратегии КНР, электронный журнал https://cyberleninka.ru/article/n/rol-meditsinskoy-diplomatii-vo-vneshnepoliticheskoy-strat, дата обращения 01.09.2023.
- https://turkmenistan.gov.tm/ru/post/57659/uchastnikam-mezhdunarodnoj-konferencii-uchyonyh-vrachej-medicinskaya-diplomatiya-osnova-zdorovogo-mira, дата обращения 01.09.2023.
- Арсентьева И. И. Трансформация медицинской и вакцинной дипломатии в эпоху COVID-19. Вестник МГИМО-Университета. 2022. 15(5), с. 182
- United Nations. Resolution A/Res. Global Health and Foreign Policy. www.who.int/trade/events/UNGA_RESOLUTION_GHFP63_33.pdf (accessed November 30, 2011).
- United Nations. (2009) Resolution A/Res. Global Health and Foreign Policy. Available at daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N0946831. (accessed November 30, 2011).
- Kickbusch I. 21 st century Health Diplomacy: a New Relationship between Foreign Policy and Health. 21 st Century Global Health Diplomacy, 2013.
- Глобальное здравоохранение и дипломатия в интересах здоровья. Европейский региональный комитет, шестидесятая сессия. Москва, 13–16 сентября 2010 г.
- Бердымухамедов Г. Выступление на Международной конференции учёных-врачей «Медицинская дипломатия — основа здорового мира», https://turkmenistan.gov.tm/ru/post/57659/uchastnikam-mezhdunarodnoj-konferencii-uchyonyh-vrachej-medicinskaya-diplomatiya-osnova-zdorovogo-mira, дата обращения 01.09.2023