Статья посвящена административной ответственности за нарушение хозяйствующими субъектами требований законодательства об оплате труда. Особое внимание уделено сравнению диспозиций и санкций части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 8.2 проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В результате исследования внесен ряд предложений, направленных на дифференциацию ответственности и обособление административных правонарушений.
Ключевые слова: оплата труда, невыплата заработной платы, несвоевременная выплата заработной платы, ответственность работодателя.
Право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы является одним из основных прав работника, гарантированных как Конституцией Российской Федерации, так и действующим трудовым законодательством. Несоблюдение обязанности по выплате заработной платы работодателем негативно отражается на благосостоянии работников и способствует возникновению состояния социальной напряженности. Несмотря на имеющиеся положительные тенденции, связанные с уменьшением размера зарплатного долга по стране [1], в указанной сфере все еще имеются проблемы, требующие принятия действенных мер, направленных на искоренение данного явления.
В последние годы фиксируется значительное количество нарушений в сфере оплаты труда. Согласно статистическим сведениям в 2022 году выявлено на 78,5 % меньше нарушений в обозначенной сфере, чем в 2021 году [2], вместе с тем указанное обстоятельство вызвано не столько улучшением состояния законности в сфере оплаты труда, сколько сокращением количества проведенных проверок работодателей контрольными и надзорными органами ввиду «моратория на проверки бизнеса», что приводит к росту показателей латентности.
Не менее значимо и то, что в 2021 году к уголовной ответственности за частичную или полную невыплату заработной платы были привлечено 169 человек, тогда как в 2022–197 человек [3], что демонстрирует тенденцию к повышению степени общественной опасности содеянного.
Административная ответственность за нарушение в сфере оплаты труда устанавливается частями 6 и 7 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [4]. Особенностью части 6 статьи 5.27 КоАП РФ, в отличии от иных положений рассматриваемой статьи является объект — отношения, связанные с оплатой труда. Объективная сторона выражается в невыплате в указанный договором срок заработной платы, иных выплат, предусмотренных трудовым законодательством, если действия не содержит состав преступления. Можно заметить, что объективную сторону указанного правонарушения образует достаточно широкий спектр нарушений, совершаемых работодателем, от воспрепятствования реализации права работника на замену кредитной организации до невыплаты заработной платы.
При этом часть 7 статьи 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за повторное совершение аналогичного нарушения.
Субъектом по части 6 стать 5.27 КоАП РФ являются должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица любой формы собственности, то есть работодатели. Деяние, предусмотренное частью 7 статьи 5.27 КоАП РФ совершается специальным субъектом, лицом, которое ранее было подвержено наказанию за совершение аналогичного административного правонарушения (следует учесть, что лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение года, а признак аналогичности предполагает неисполнение той же обязанности [5]). Работники не несут ответственности по данной статье. Должностное лицо — это руководитель (или иное лицо организации), обладающее признаками такового согласно статье 2.4 КоАП РФ [6, с. 187]. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, в качестве альтернативы административному штрафу в статье предусмотрен такой вид наказания, как административное приостановление деятельности указанных лиц на срок до 90 суток.
Примечательно то, что специальными законами может быть расширен круг лиц, привлекаемых к административной ответственности (так, например, ответственность может быть возложена на арбитражного управляющего, исполняющего функции руководителя должника-юридического лица).
Субъективная сторона рассмотренных административных правонарушений может быть выражена как в умысле, так и в неосторожности.
Квалифицируемое по данной статье нарушение имеет проблемные аспекты. Анализ практики инспекций труда показывает отсутствие квалификации действий работодателя малозначительными деяниями даже с незначительными отступлениями от требований (1–2 дня) в соответствии со статьи 2.9 КоАП РФ. Более того, предупреждение как санкция части 6 статьи 5.27 КоАП РФ практически не применяется контролирующими органами. По негласным правилам назначаются преимущественно административные штрафы, при этом в максимальных размерах, которые в порядке обжалования снижаются судами [7, 8]. Для юридических лиц максимальным штрафом является сумма до пятидесяти тысяч рублей. Такие меры не являются эффективными в защите прав граждан, а приводят к ухудшению состояния бизнеса.
В целях исследования считаем необходимым уделить внимание также проекту нового КоАП РФ [9], который предусматривает существенные изменения положений, связанных с ответственностью за нарушения в сфере оплаты труда. При анализе статьи 8.2 проекта КоАП, которая дублирует положения части 6 статьи 5.27 КоАП РФ нами обращено внимание на следующие аспекты:
— ужесточение административной ответственности (например, поднятие размера административного штрафа до 50 000 рублей если нарушение совершено в отношении одного работника и до 100 000 если нарушение совершено в отношении нескольких работников);
— выделение в отдельный состав невыплаты заработной платы, выплаты неполной заработной платы и выплаты заработной платы в размере ниже минимального по отношению к нескольким работникам в самостоятельный состав;
— выделение воспрепятствования работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, в отдельный состав и смягчение ответственности за данное административное правонарушение.
Нами не разделяется ни целесообразность, ни обоснованность первых двух нововведений по причине того, что нередко перечисленные правонарушения совершаются не в ходе умышленный действий работодателя, а по объективным причинам (недостаток финансирования унитарных предприятий и т. д.). Повышение размеров штрафов в указанном случае лишь ухудшает финансовое положение хозяйствующего субъекта, что может привести к колоссальным негативным последствиям (например, к массовому банкротству). Аналогичным образом можно рассмотреть и установление повышенной ответственности за подобное нарушение в отношении нескольких работников. По нашему мнению, эффективной мерой борьбы с административными правонарушениями в указанном случае будет выступать расширение пределов административного штрафа.
Что касается обособления воспрепятствования замене кредитной организации от невыплаты заработной платы, то данное изменение представляется обоснованным. Во-первых, данное деяние менее опасно, в сравнении с невыплатой заработной платы. Во-вторых, многие нарушения, связанные с оплатой труда, квалифицируются по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ (например, неуказание в трудовом договоре, локальных нормативных актах кредитной организации, в которую перечисляется заработная плата, или же отсутствие механизма ее перечисления).
Исследование показало, что попытки законодателя улучшить положение работников за счет ужесточения мер ответственности не приводят к планируемым результатам. Добросовестные работодатели получают дополнительный контроль со стороны государственных органов, что создает давление на хозяйственную деятельность и соответственно на трудовые отношения с работниками. На наш взгляд, необходимо расширить пределы административного штрафа по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ, а также повысить частоту использования предупреждения в случаях, когда деяние не имело значительных негативных последний (к примеру, если задержка выплаты заработной платы составила пару дней).
Помимо этого, считаем необходимым исключить из диспозиции части 6 статьи 5.27 КоАП РФ воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации и квалифицировать деяние по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Литература:
- О просроченной задолженности по заработной плате на 1 августа 2023 года // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/129_23–08–2023.html (дата обращения: 04.09.2023).
- Выявлено нарушений по вопросам оплаты и нормирования труда // ЕМИСС Государственная статистика. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/36242 (дата обращения: 04.09.2023).
- Данные о назначенном наказании по статьям УК // Судебная статистика РФ. URL: Судебная статистика РФ (xn----7sbqk8achja.xn--p1ai) (дата обращения: 03.09.2023).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; 2023. № 32 (Часть I). Ст. 6158.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 декабря 2021 г. № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2022. № 3.
- Конин Н. М. Административное право. Практикум: учебное пособие. 2-е изд., пер. и доп. / отв. ред., Е. И. Маторина отв. ред. М.: Юрайт, 2023. 356 с.
- Решение Южно-Сахалинского городского суда от 18 декабря 2019 г. по делу № 12–1500/2018 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: Решение № 12–1500/2018 от 18 декабря 2019 г. по делу № 12–1500/2018:: СудАкт.ру (sudact.ru) (дата обращения: 03.09.2023).
- Решение Пензенского районного суда от 15 сентября 2020 г. по делу № 12–185/2020 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: Решение № 12–185/2020 от 15 сентября 2020 г. по делу № 12–185/2020:: СудАкт.ру (sudact.ru) (дата обращения: 03.09.2023).
- Проект «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=prj&n=195739&dst=#QQOpxoTIPwb2s7T12 (дата обращения: 04.09.2023).