АВА-терапия как средство коррекционной работы с дошкольниками с РАС в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (483) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.09.2023

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Мочалова, Н. А. АВА-терапия как средство коррекционной работы с дошкольниками с РАС в условиях ДОУ / Н. А. Мочалова, М. А. Богачёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105864/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается коррекционная работа с детьми с РАС в дошкольном образовательном учреждении, описываются основные блоки коррекционной работы АВА-терапии, оказывающие положительное влияние на проблемное поведение.

Ключевые слова: АВА-терапия, РАС, дошкольники, педагог, методы, приемы, навыки.

В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста, имеющих в анамнезе расстройство аутистического спектра (РАС). Педагоги дошкольных учреждений, работающие с детьми с РАС, отмечают проблемное поведение с которыми они зачастую сталкиваются в процессе воспитания и обучения. Проблемное поведение у дошкольников с РАС оказывает отрицательное воздействие на процесс обучения, подвергает риску самого ребёнка или его окружающих, наблюдается сложность в общении ребёнка и его социализации. В результате педагогического наблюдения за дошкольниками с РАС были выявлены формы проблемного поведения: истерики, агрессии к себе, самостимуляции, неадекватность в поведении, отсутствие реакции необходимых к эффективному обучению. В связи с выявленными проблемами в работе с дошкольниками с РАС подбиралась оптимальная система, которая позволяет продуктивно проводить коррекционно-развивающий процесс по взаимодействию с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Одним из самых эффективных методов в коррекции аутизма на сегодняшний день используется АВА-терапия (система прикладного анализа поведения). АВА-терапия представлена в виде обучающей программы, основана на поведенческих технологиях и методах обучения. Рассматривая АВА как научную дисциплину, отметим, что она изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение человека и её манипуляцию этими факторами на изменение поведения. В работе с детьми с РАС методом АВА впервые использовал доктор Ивар Ловаас в 1963 году в Калифорнийском университете.

Использование данного метода с детьми с РАС подтверждается многочисленными исследованиями в устойчивом становлении многих навыков у детей с аутизмом [1].

При работе с детьми с РАС по обучающей программе методом АВА ребёнок строго должен подчиняться правилам и инструкциям педагога. Для каждого ребёнка составляется индивидуальный план поэтапного освоения определённых навыков. Программой предусмотрено освоение ребёнком двух-трёх между собой связанных навыка. Педагогу необходимо строго выстраивать поэтапное освоения новых навыков используя педагогический принцип «от простого к сложному».

При использовании АВА-терапию в работе с дошкольниками с РАС, все сложные навыки, речь, игра, умение смотреть в глаза и другие делятся на блоки-действия. На первом этапе педагог разучивает каждое действие отдельно, затем все действия соединяются в цепочку образуя при этом одно сложное действие. В процессе обучения педагог строго управляет деятельностью ребёнка и пресекает любую инициативу с его стороны. все правильные действия отрабатываются у ребёнка до автоматизма, если ребёнок допускает ошибки, то они тут же должны строго устраняться.

Методы подсказки и стимулы необходимо использовать в процессе освоения навыков достигая при этом желаемого поведения у ребёнка. В работе с дошкольниками с РАС используют несколько типов подсказок:

— вербальные;

— моделирование: точная демонстрация действия, которые ребёнок должен выполнить;

— физические подсказки: прикосновение, «рука к руке»;

— подсказки-жесты: указание на предмет, взгляд в нужном направлении, прикосновение или движение к нужному предмету.

Стимулы могут быть как положительными, так и отрицательными. Цель программы АВА заключается в умении ребёнка использовать полученные навыки в освоении окружающего мира самостоятельно.

АВА-терапия имеет в своём арсенале несколько моделей и рассчитана на дошкольный возраст от 1,5 до 5 лет. Наиболее эффективно коррекцию нежелательного поведения проводить в дошкольном возрасте, так как в этом возрасте нежелательное поведение ещё неустойчивое и педагогу будет легче управлять поведением ребёнка с аутизмом в случае агрессии или самоагрессии. Метод АВА-терапии в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми с РАС применяется как индивидуально, так и в группе.

Один из важных шагов на первом этапе работы — установление контакта с ребёнком. Первые занятия с обучающимся необходимо проводить в интересной, доступной форме, вызвать у ребёнка положительные эмоции и мотивацию к занятиям. Требования к ребёнку на первых занятиях минимальные, поощрения за каждое выполненное задание максимальное. Занятия необходимо проводить с ребёнком в комфортной обстановке и непринуждённой форме.

В виде поощрения педагог использует не только словесный метод, но и наглядный, предметный (медальки, игрушки, жетоны).

На втором этапе педагог проводит мониторинг, с целью выявления и оценки первоначальных навыков у ребёнка с РАС. Это позволяет выстроить индивидуальный план обучения и подготовить все необходимые средства для продуктивной коррекционной и обучающей работы. В индивидуальном плане педагог учитывает именно те цели, которые необходимы ребёнку для успешной его социализации. Например, если ребёнок с РАС не умеет адекватно отзываться на просьбы педагога, то это может быть одним из важных показателей того, что работа должна быть направлена на отработку этого навыка у ребёнка.

Выстраивание плана работы по коррекции нежелательного поведения у дошкольников с РАС определяется целью по эффективному ослаблению нежелательного поведения. В индивидуальной карте ребёнка ведётся запись неадекватного поведения, время проявления, устанавливается причина.

Одной из проблем у детей с РАС является использование речи для общения и её понимания, которая напрямую оказывает влияние на нежелательное поведение у ребёнка. Обучение речевым навыкам в условиях дошкольного образовательного учреждения педагоги разделяют на пять категорий:

— расширение репертуара слушателя: упражнения на восприятие речи у ребёнка, развитие умений правильно отзываться на обращения, действия;

— развитие эхо-навыков: повторять сказанное за педагогом;

— развитие навыка просьбы: отработка навыка не только просьбы, но и умения отказаться от нежелательного поведения;

— развитие навыка наименования: умение ребёнка рассказать о своих чувствах;

— развитие и обучение навыка отвечать на вопросы: умение вступать в беседу, поддерживать её.

В процессе коррекции нежелательного поведения с детьми с РАС в дошкольном учреждении используют блок обучения навыку имитации. Имитация позволяет ребёнку развивать умение наблюдать за другими людьми и сделать так же. Дети в дошкольном возрасте в основном осваивают практические навыки через имитацию, у детей аутистов этот навык не сформирован и требует специального обучения [2].

В коррекционную работу с входит обучение навыкам игры детей с РАС. Наблюдения за детьми показывают, что у дошкольников с РАС не развиты навыки игры с игрушками, со сверстниками. Обучение навыкам игры проводится педагогами с использованием инструкции для ребёнка (объяснение действий).

В работу, проводимую педагогами с детьми с РАС, относится и процедура по устранению агрессии и самоагресии, аутостимулятивным и стереотипным поведением, устранение проблем с питанием, сном и туалетом.

Все перечисленные коррекционные блоки коррекционной работы с детьми с РАС в дошкольном образовательном учреждение тесно связаны и взаимодополняют друг друга. Это позволяет у ребёнка снять напряжение, устранить нежелательное поведение, быть внимательным во время занятия, освоить навыки, дающие ему возможность замещения нежелательных форм поведения желательными. Педагоги ДОУ тесно сотрудничают с родителями детей с РАС, консультируют их по закреплению полученных навыков в домашних условиях, проводят систематически информационную работу в сети Интернет.

Литература:

  1. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000–304 с.
  2. Шрамм Р. Детский аутизм и ААВА: АВА (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. Екатеринбург: Рима Паблишинг, 2013. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нежелательное поведение, РАСА, навык, педагог, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, проблемное поведение, дошкольник, коррекционная работа.


Ключевые слова

навыки, методы, педагог, приемы, дошкольники, РАС, АВА-терапия

Похожие статьи

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Особенности организации коррекционной деятельности с обучающимися с РАС

Использование каплеграфии в комплексной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР

В статье авторы делятся своей находкой по использованию каплеграфии в коррекционно-развивающей деятельности, как одного из методов развития высших психических функций у детей с ЗПР.

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Использование элементов телесно-ориентированной терапии в системе формирования взаимоотношений родителей с детьми -аутистами

Формирующее воздействие, включающее в себя программу ЛФК с элементами телесно-ориентированной терапии (авторской программа), направленное на повышение эффективности в системе формирования взаимоотношений родителей с детьми-аутистами.

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Похожие статьи

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Особенности организации коррекционной деятельности с обучающимися с РАС

Использование каплеграфии в комплексной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР

В статье авторы делятся своей находкой по использованию каплеграфии в коррекционно-развивающей деятельности, как одного из методов развития высших психических функций у детей с ЗПР.

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Использование элементов телесно-ориентированной терапии в системе формирования взаимоотношений родителей с детьми -аутистами

Формирующее воздействие, включающее в себя программу ЛФК с элементами телесно-ориентированной терапии (авторской программа), направленное на повышение эффективности в системе формирования взаимоотношений родителей с детьми-аутистами.

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Задать вопрос