Человек в любом возрасте сталкивается с информационной сложностью социальных отношений и антропологически предрасположен с этим справляться. Формирование функций речи ребёнка побуждает к овладению фонетикой, лексикой, грамматическим строем языка, диалогической речью. Диалог, способствующий возникновению связной речи (монологической), имеет большое значение в развитии социальных отношений. В такой форме взаимодействия дети чувствуют себя равными, преодолевают смущение и зажатость в выражении эмоций, учатся самоорганизации; осваиваются разные типы связных высказываний: описание, повествование с опорой на наглядный материал и без него.
Умение вести диалог поможет адаптироваться в школе, качественно осваивать программу; быстрее произойдет овладение чтением и письмом. Работа над совершенствованием проводится поэтапно: от репродукции к собственной продукции. Дети учатся отбирать лексические средства, грамматическое, фонетическое, интонационное оформление речи, использование средств выразительности.
Придумывание историй для дошкольников также органично, как и игра (часто они пересекаются). «Именно рассказ является самой естественной и самой ранней формой организации опыта» (Дж.Брунер).
От латинского «narrare» — языковой акт, вербальное изложение. С точки зрения нарратологии с помощью устного и письменного повествования человек выстраивает последовательность событий жизненного пути, осознаёт и поясняет их причинно-следственную связь. Нарратив означает повествование о произошедшем и о последующих причинах событий, которые всегда имеют свое развитие; вбирает в себя не только сюжет и последовательность действий, но и то как мы воспримем место действия, время, идеи и мотивацию героев. При грамотном его составлении создает ведущую к глубокому пониманию проблемы полноту восприятия.
Нарративный подход позволяет ребенку занимать ведущую роль, выражать свою субъективную позицию, конструировать индивидуальную социально-образовательную среду, а педагогу создавать пространство полноценного взаимодействия. Нарративные методики включают использование литературных произведений доступных восприятию в возрасте 5–7 лет (традиционных народных сказок, сказок со сложными сюжетами, параллельными мирами и др.), социальный опыт как ресурс образовательных отношений, творческую деятельность. Также присутствие символов в виде предметов помогает не перегружать рабочую и кратковременную память, лучше понять, усвоить, запомнить и воспроизвести структуру нарратива, не требует большой затраты когнитивных ресурсов.
Итогом всей деятельности является игровое действие, где разыгрывается история с участием педагога, в которой проблемы находят пути решения, открывая новые возможности.
Поднимая проблему взаимосвязи образных и словесных средств, о которой очень мало говорят и в большей степени об этом пишет поэзия, обратимся к работам ученых. Всегда в каждом движении есть не только физическая, материальная, механическая, но и огромная смысловая, чувственная часть. Формы слов представляются как внешние — звуковые и внутренние — представляющие ближайшие этимологические значения слов, осознаваемые носителями языка.
По словам Веккера человек использует одновременно «язык форм», отражающий пространственные характеристики мира, и «язык имен», причем образный язык, опирающийся на разные модальности, является первичным. Именно психический образ (прежде всего кинестетический) является регулятором движений и действий.
Термин «психический жест» у М. А. Чехова означает хорошо представленное идеомоторное движение, внутреннее движение, выходящее за пределы внешнего, физического, пробуждающее чувства и волю. Он говорит о том, что воображение в связи с упражнениями, постепенно делает силу, наполняющую психологический жест, реальностью.
А. Н. Леонтьев указывал на существование «чувственной ткани сознания», которая сложным образом связана со словесным описанием реальности.
Л. С. Выготский указывал на то, что обучение письму должно начинаться не с отработки моторных умений, а с формирования у ребенка потребности в «жизненном письме», то есть в коммуникации через посредство письменных знаков. Он при этом пишет, что такая методика — это дело будущего.
В развитии устных нарративных способностей должна быть создана ситуация, в которой рассказывание имеет смысл. Наиболее важные способности в дошкольном возрасте вырастают внутри деятельностей, имеющих для ребенка смысл.
В качестве примера использования нарратива приведу способ развития речи дошкольников, базирующийся на культурно-исторической теории в исследованиях, проведенных под руководством Ф. А. Сохина. Взрослый предлагает ребенку сочинить историю и продиктовать ее взрослому. Взрослый мотивирует это тем, что в результате историю можно будет дать почитать другим взрослым и детям.
Ф. А. Сохин отмечает, что сам факт записывания заставляет детей замедлять темп рассказывания и делать повествование более последовательным. В ходе формирующего эксперимента было доказано, что такой способ развития речи делает детские истории более структурированными.
Нарративный подход интересен и важен в игре с дошкольниками, замечала и восторг и увлечение, с которым они начинают сочинять свои сказки, в них зарождаются, конструируются, разворачиваются их собственные индивидуальные и коллективные игровые действия.
Применение принципов нарративного подхода позволит выстраивать педагогические взаимодействия через игровые ситуации, посредством речи и визуальных образов, а затем посредством индивидуальных и совместных рассказов, игр и других нарративных видов детской активности.
Литература:
- http://doshkolnik.ru/pedagogika/21031-statya-narrativnyiy-podhod-v-doshkolnom-obrazovanii.html
- https://cyberleninka.ru/article/n/detskie-narrativy-kak-vozmozhnyy-resurs-razvitiya-dialekticheskogo-myshleniya-starshih-doshkolnikov/viewer
- https://www.youtube.com/watch?v=3RXAp7Z7Ld4
- https://web.snauka.ru/issues/2023/05/100161
- https://narrative.team/yaz_sprvd#s2
- https://theoryandpractice.ru/posts/19557-chto-takoe-narrativnye-praktiki-ili-kak-perepisat-svoyu-istoriyu