В статье представлены особенности современного состояния предпринимательства в Липецкой области, а также выявлены проблемы, присущие малому и среднему бизнесу как наиболее распространенной категории предпринимательства. В рамках исследования представлены результаты анкетного опроса, сделанного автором, при поддержке Центра «Мой бизнес» в г. Липецке. По итогам исследования выявлены проблемы, существующие в данной сфере, и предложены направления решения.
Ключевые слова: Липецкая область, предпринимательство, импортозамещение, малый и средний бизнес, занятость.
The article presents the features of the current state of entrepreneurship in the Lipetsk region, and also identifies the problems inherent in small and medium-sized businesses as the most common category of entrepreneurship. The study presents the results of a questionnaire survey conducted by the author, with the support of the My Business Center in Lipetsk. Based on the results of the study, the problems existing in this area were identified, and directions for solutions were proposed.
Keywords: Lipetsk region, entrepreneurship, import substitution, small and medium businesses, employment.
Введение
В большинстве развитых и развивающихся стран, в том числе и в России, малый и средний бизнес становится объектом государственной поддержки.
Повышенное внимание к таким предприятиям обусловлено следующими их особенностями:
- МСП выполняют социальную функцию: создают новые рабочие места для населения, помогая решить проблему безработицы в случае сокращений на крупных предприятиях.
- МСП вносят вклад в инновационное развитие: небольшая часть малых предприятий, которые являются стартапами, выступает источником прорывных технологий, продуктов и услуг.
- МСП крайне уязвимы: в отличие от крупных предприятий их возможности по привлечению финансирования и других ресурсов, по защите своих прав перед контрольно-надзорными органами ограниченны.
Помимо этого следует учитывать, что малый и средний бизнес играет системную роль в экономическом росте. Во-первых, малый и средний бизнес способствует развитию конкуренции. Появление новых игроков на рынке, которыми часто и выступают малые предприятия, увеличивает объем предложения и приводит к снижению цен. Это особенно важно на региональном уровне, поскольку специфика региональных рынков на территории каждого субъекта РФ уникальна. Во-вторых, малый и средний бизнес может формировать новые рынки. Небольшие предприятия появляются там, где предприниматели идентифицируют неудовлетворенную потребность в каком-либо виде благ. Так, например, создание кафе в местности, где заведения общественного питания отсутствуют, приводит к возникновению в ней нового вида услуг [3].
Кроме того, малый и средний бизнес часто освобождает крупные предприятия от непрофильных видов деятельности, способствуя повышению их эффективности. В результате ресурсы таких компаний сосредотачиваются на главных направлениях деятельности, в которых они могут достичь максимальной производительности [4, с. 68]. Таким образом, малый и средний бизнес в процессе аутсорсинга способствует оптимальной аллокации ресурсов.
Методы исследования
Для проведения данного исследования использованы методы анализа литературы, методы изучения вторичной информации, полученной из отчетов Правительства Липецкой области, за 2021–2022 гг.
Результаты исследования
Малое и среднее предпринимательство является в настоящее время широко распространенной категорией бизнес-субъектов.
В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ среднесписочная численность работников малого предприятия не должна быть менее 15 человек и более 100. Среди субъектов малого бизнеса выделяется такая категория как микропредприятие. Численность сотрудников таких предприятий не должна превышать 15 человек. Говоря о средних предприятиях, отметим, что для них установлено следующее ограничение по количеству сотрудников — не более 250 человек [1].
2. Обороты и активы.
Малые и средние предприятия имеют ограниченный оборот и активы по сравнению с крупными компаниями. Установлено, что микропредприятие может иметь оборот до 120 млн рублей, малое предприятие — 120–800 млн рублей, а среднее — до 2 млрд рублей [1].
3. Собственность и управление.
Малые и средние предприятия часто находятся в частной собственности и управляются предпринимателями или семейными предприятиями. Они могут принадлежать как одному владельцу, так и нескольким. Среди организационно-правовых форм, получивших наибольшее распространение у представителей малого бизнеса, является ИП, а среди представителей среднего бизнеса — общество с ограниченной ответственностью (ООО). По итогам 2022 года в области насчитывается 38 753 субъекта малого и среднего предпринимательства (МСП), из них около 26 тысяч индивидуальных предпринимателей. На малых и средних предприятиях занято 167,93 тысяч граждан, из них 29,288 тыс. физических лиц плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых). В 2022 году численность занятых в малом бизнесе увеличилась в сравнении с 2021 годом на 14,6 тысяч человек и составила 167 929 человек, в том числе самозанятых граждан — 29 288. По данным сайта ЕМИСС Липецкая область по динамике численности занятых в сфере МСП занимает 1 место в ЦФО и 18 место в Российской Федерации [6]. В 2022 году в Липецкой области общее число субъектов малого и среднего бизнеса практически осталось на уровне 2021 года (99 %) [5]. Сокращение на 385 единиц обусловлено, в том числе, повышением популярности специального налогового режима для самозанятых и перехода индивидуальных предпринимателей в этот статус в связи с упрощенным ведением бухгалтерской и налоговой отчетности. Выше среднеобластного показателя динамика числа субъектов МСП обеспечена в следующих муниципальных образованиях региона: в Липецком районе (104,0 %), в Лев-Тостовском (101,2 %), Добровском (100,6 %), а также в Добринском, Грязинском, Чаплыгинском, Елецком районах и г. Липецке [5].
Несмотря на ощутимую динамику роста численности субъектов МСП в нашем регионе за последний год в сравнении с предыдущим, имеется ряд проблем, которые мешают им полноценно развиваться. Для их выявления нами было проведен анкетный опрос, в котором приняло участие 100 представителей МСП. Анкета представлена электронным документом в системе Google Docs, ссылка на который высылалась всем респондентам, находящимся в базе данных Центра «Мой бизнес».
Отвечая на первый вопрос («Какими мерами поддержки из представленных Вы пользовались?»), 66 % опрошенных отметило, что они использовали преимущественно финансовые формы поддержки (субсидии, льготное кредитование, гранты и др.), 34 % использовало информационно-правовые формы поддержки (обучающие семинары по вопросам открытия бизнеса, консультирование специалистов, информирование в сфере работы с системой государственных закупок и т. д.).
Второй вопрос анкеты направлен на то, чтобы выявить проблемы, с которыми сталкиваются субъекты МСП в настоящее время. Основными из них являются: рост цен поставщиков сырья и материалов (42 %), потеря контактов с зарубежными бизнес-партнерами (9 %), недостаточно эффективная политика импортозамещение (18 %), ухудшение ситуации со сбытом продукции (21 %), недостаток собственных знаний в этой сфере (10 %).
Выводы
В ходе исследования выявлены следующие основные проблемы в развитии малого и среднего предпринимательства Липецкой области: рост цен поставщиков сырья и материалов, недостаточно эффективная политика импортозамещение, ухудшение ситуации со сбытом продукции, недостаток собственных знаний в этой сфере [2, с. 79]. Результаты проведенного исследования позволяют обозначить перспективные дополнительные меры по решению проблем МСП в Липецкой области:
1) поддержка представителей МСП в поиске поставщиков сырья и материалов с оптимальными ценами;
2) повышение охвата информацией начинающих бизнесменов о мерах поддержки МСП, которые реализованы в Липецкой области;
3) укрепление мер финансовой поддержки молодежных стартапов и помощь в поиске инвесторов;
4) расширение программы льготного кредитования для МСП;
5) создание образовательной и акселерационной программы по предпринимательству для молодых людей.
Литература:
- Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.08.2023).
- Колесникова, Ю. Ф. Адаптация малого и среднего предпринимательства к современным геополитическим условиям (на примере Липецкой области) / Ю. Ф. Колесникова, Т. В. Котова // ЭСПР. — 2023. — № 2 (54). — С. 78–91.
- Петрухина Н. В. Роль субъектов малого и среднего бизнеса в региональном развитии / Н. В. Петрухина // Московский экономический журнал. — 2021. — № 8. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-subektov-malogo-i-srednego-biznesa-v-regionalnom-razvitii (дата обращения: 10.08.2023).
- Репушевская, О. А. Современное состояние предпринимательства в России / О. А. Ратушевская // Вестник РУК. 2020. № 3 (41). С. 67–73.
- Электронный сайт Правительства Липецкой области. — URL: https://липецкаяобласть.рф/ekonomika/podderzhka-malogo-i-srednego-predprinimatelьstva/razvitie-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения: 09.08.2023).
- Электронный сайт ЕМИСС (Государственная статистика) https://fedstat.ru/indicator/61171 (дата обращения: 08.08.2023).