Ключевые слова: цифровой маркетинг, маркетинговая стратегия, диджитал, SMM, банк, социальные сети.
В условиях цифровизации меняются поведенческие навыки потребителей и растут стартапы, которые оказывают серьезное конкурентное давление на традиционную банковскую систему, и банкам приходится осваивать новые разработки финансовых технологий, разрабатывать новые стратегии и менять формы обслуживания клиентов. Любая банковская стратегия учитывает цифровые технологии.
С развитием мобильного общение и смартфонов обычные способы оказания банковских услуг не могут удовлетворять всем потребностям большей части клиентов. Для клиента главное — это простота, скорость операций и обеспечение безопасности этих операций, а также возможность осуществления операций в любое время. Многие банковские продукты уходят в прошлое и их заменяют удобным приложением. К тому же для клиентов становится важным не только персонализация предложений, но и омниканальность обслуживания. Это не просто коммуникация с клиентом по всем возможным каналам, но и сбор этих каналов в единую систему. Благодаря этому повышается CRM — система (Customer Relationship Management — Управление отношениями с клиентами), а также происходит улучшение персонализированного подхода. В эпоху развития новых технологий и внедрения инноваций во все сферы жизни важно чтобы банки применяли инновации в технологическом обеспечении. Прогрессивные банки быстро находят способы применения различных технологий и конкурентоспособность таких банков повышается, они способны заинтересовать клиентов, привлечь дополнительный капитал, снизить затраты и увеличить прибыль.
Текущее состояние цифрового маркетинга в банковском секторе: банки активно используют современные технологии для повышения качества обслуживания клиентов с целью укрепления доверия и лояльности клиентов. Например, всего несколько кликов на телефонах позволяют клиентам быстро отсканировать QR-код в магазине, разделить платеж на несколько платежей и подать заявку на получение кредита в любое время и в любом месте. Выход на более широкую аудиторию является одним из основных преимуществ цифрового маркетинга для банков. Поисковые системы, социальные сети и маркетинг по электронной почте — это лишь несколько цифровых возможностей, которые банки могут использовать для поиска конкретных демографических данных и взаимодействия с клиентами, которые, возможно, не задумывались об использовании традиционных банковских услуг. Это может привести к увеличению числа новых клиентов и более разнообразной клиентской базе. Также банки могут использовать цифровой маркетинг для повышения уровня вовлеченности клиентов, направляя сообщения с учетом их индивидуальных потребностей. Банки могут использовать маркетинговые сообщения, учитывающие их потребности, анализируя данные и поведение клиентов. По сравнению с традиционными маркетинговыми стратегиями, цифровой маркетинг зачастую более экономичен и эффективен. Банки могут принимать решения на основе данных и совершенствовать свои маркетинговые стратегии за счет автоматизации конкретных процедур и использования данных для отслеживания и анализа маркетинговых инициатив. Это может привести к улучшению итоговых результатов и более высокой окупаемости инвестиций. Также стоит сказать о доступе к данным и аналитике в режиме реального времени, банки могут узнать много об эффективности своих маркетинговых инициатив за счет мониторинга трафика на веб-сайтах, взаимодействия с социальными медиа и открытых ставок по электронной почте. Их маркетинговая деятельность может быть усовершенствована и оптимизирована с помощью этих данных, что обеспечит более высокие результаты и более высокую доходность инвестиций.
Банки также могут использовать цифровой маркетинг для повышения своего имиджа и повышения узнаваемости бренда. Банки могут иметь прочное присутствие в сети Интернет и позиционировать себя как современный цифровой банк в финансовом секторе, предлагая высококачественный, интересный контент и взаимодействуя с клиентами в социальных сетях. Это может привести к повышению доверия клиентов и повышению узнаваемости бренда.
Отдельное внимание стоит уделить маркетингу в социальных сетях (SMM). Социальные медиа стали необходимым инструментом для бизнеса практически во всех отраслях, включая банковский сектор.
В текущих условиях социальные сети стали эффективным каналом продвижения банковских продуктов и услуг за счет того, что соц. сети дают подробную информацию о клиентах, позволяют сократить расходы на установление контакта с новыми клиентами и дают качественную обратную связь. Соц. сети дают банкам возможность изучить и проанализировать привычки и интересы клиентов, сгруппировать по поведению. В социальных сетях следует размещать информацию о новинках банка заинтересованной группе людей. Также скрытая или частично доступная информация привлекает клиентов, они пытаются узнать больше и налаживают контакт с банком. Все это дает банку собрать информацию для дальнейшего анализа целевой аудитории банка. А также создание образовательного контента и изображений позволяет достичь огромных результатов. Кроме того, когда конкретную информацию размещают в сети Интернет, она может доходить до многих людей и быть более понятной. Клиенты, скорее всего, сочтут банки более доступными, если предоставят эту информацию в социальных сетях. Когда у клиентов возникают проблемы с их счетами, интернет дает им прямой и честный способ рассказать об этом. Как правило, на звонки в банки уходит время из-за трафика и задержек в обработке. Социальные сети позволяют быстрее выявлять проблемы. Самое лучшее, что банки могут получить из социальных сетей — это возможность создать команду, которая поможет клиентам в общении. В SMM широко используется искусственный интеллект, ведь данные соц. сетей — это сложная паутина из фотографий, текста или других данных. Чтобы разобраться в данных социальных сетей необходимо какое-то технологическое решение. В наше время искусственный интеллект развит достаточно чтобы соединять разные точки данных и даже предоставлять данные или идеи маркетологам. Например, текстовые посты, посты являются важной частью взаимодействия маркетологов с клиентами, посты могут повлиять на решения клиентов. Но важно учитывать и посты людей, только проблема в том, что для анализа множества мнений невозможно их разобрать вручную. Сейчас маркетологи получают большой объем информации, но не всегда эта информация бывает полезной. Чтобы проанализировать все необходимые данные маркетологи используют искусственный интеллект и получаются актуальные потребительские запросы.
Однако при использовании цифрового маркетинга существуют и долгосрочные риски. Усиление конкуренции свидетельствует о ценности цифрового маркетинга в банковском секторе, но также это затрудняет его выделение. Это означает, что банки должны придерживаться уникального подхода, акцентировать внимание на клиентах и историях успеха, повышать стоимость за счет маркетинговых предложений, а также использовать нетрадиционные кампании по повышению осведомленности, а не регулярные рекламные объявления, чтобы обеспечить наиболее активное участие в условиях высокой конкуренции в цифровом мире. Также клиенты могут воспринимать банк как неактуальный из-за его минимального цифрового присутствия. А восприятие клиентов является важным; банкам будет очень сложно изменить такое отношение, что может отрицательно повлиять на репутацию бренда и доверие клиентов.
В заключение хотелось бы отметить, что с ростом числа клиентов, использующих решения для онлайн и мобильного банкинга, в банковском секторе растет значение цифрового маркетинга. Чтобы сохранить конкурентоспособность и не отставать от меняющихся потребительских и рыночных тенденций, банковский сектор быстро принял стратегии цифрового маркетинга. Цифровой маркетинг не только обеспечивает более высокое качество обслуживания клиентов, но и способствует укреплению доверия, развитию бизнеса и успеху в долгосрочной перспективе.
Литература:
- Васильева Е. В., Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, дизайн-мышление и расчеты юнит-экономики: учебник / Васильева Е. В., Зобнина М. Р. — Москва: КноРус, 2020. — 723 с. — ISBN 978–5-406–00500–2. — URL: https://book.ru/book/935896 (дата обращения: 01.09.2023). — Текст: электронный.
- Финансовый маркетинг: теория и практика / О. А. Артемьева [и др.]; под общ. Ред. С. В. Карповой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 424 с. — ISBN 978–5-9916–2178–6. — Текст: непосредственный.
- Голубков Е. П. Использование цифровых технологий в маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 3–12. — Текст: электронный.
- Твердохлебова, М. Д. Интернет-маркетинг: учебник / Твердохлебова М. Д. — Москва: КноРус, 2020. — 190 с. — (бакалавриат). — ISBN 978–5-406–07832–7. — URL: https://book.ru/book/934062 (дата обращения: 01.09.2023). — Текст: электронный.
- Персонализация как главный тренд в розничном банкинге. — Текст: электронный // Банковское обозрение: [сайт]. — URL: https://bosfera.ru/press-release/personalizaciya-kak-glavnyy-trend-v-roznichnom-bankinge/ (дата обращения: 01.09.2023).