В статье авторы исследуют отдельные проблемные вопросы подготовки сотрудников полиции к применению мер принуждения (физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия), как одного из важнейших элементов обеспечения общественной безопасности.
Ключевые слова: сотрудники полиции, профессиональная подготовка, меры принуждения.
Профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел направлена на поддержание законности и правопорядка. Однако, правонарушения и преступность в обществе являются постоянными явлениями, а потому служба полицейских сопряжена с риском для жизни и здоровья. Под постоянным давлением находится и их психологическое самочувствие, поскольку правонарушители, как правило, оказывают скрытое или явное сопротивление сотрудникам полиции. Исходя из изложенного, психологические и некоторые другие аспекты подготовки кадров МВД являются не просто актуальными, но и, в прямом смысле, жизненно важными и потому находятся в центре внимания многих исследователей.
Проблемные вопросы, регулирующие правовые основы и порядок служебной деятельности и подготовки полицейских по применению мер принуждения рассматривали в научных трудах многие авторы, в частности С. Н. Баркалов, Г. Н. Бадагьянц, А. В. Кондрашов, В. А. Хажироков, Д. В. Литвин и другие. Однако, тематика и широта рассматриваемой проблематики столь широка, а нерешенность правовых, организационных и личностных аспектов очевидна, что исследователям остается достаточно места для определения средств и путей решения этих вопросов.
В январе-ноябре 2022 года в России было зарегистрировано 1823,3 тыс. преступлений, в результате преступных посягательств погибло 19,6 тыс. человек [8]. При этом официальная статистика в последние годы не дает открыто сведений о точном количестве погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел или о тех, которые получают травмы или ранения. Однако, есть-таки некоторые данные: в 2019 г. погибло около 59 сотрудников МВД, и более 3000 пострадали, за 2020 год — 65 погибших сотрудников и 3 500 сотрудников получили ранение [5].
Можно предположить, что число пострадавших не уменьшается, а наоборот растет. На это есть объективные и субъективные причины. В качестве таковых исследователи называют в числе прочих и недостаточно качественную профессиональную подготовку сотрудников полиции, в частности:
– нерешительность в применении огнестрельного оружия, специальных средств и боевых приемов борьбы;
– отсутствие навыков задержания лиц в экстремальных ситуациях, особенно у молодых и неопытных сотрудников;
– низкий уровень знания сотрудником нормативной базы, позволяющей ему применять специальные средства и огнестрельное оружие [2, с. 98].
Наряду с этим существуют и другие проблемы, к которым относится, в первую очередь, неспособность части сотрудников в экстремальной ситуации принимать быстрые и грамотные решения по применению огнестрельного оружия и специальных средств, теряться в своих действиях при непредвиденных обстоятельствах [7].
В динамично развивающихся чрезвычайных обстоятельствах наиболее эффективными для сотрудников полиции могут оказаться экспресс-методы психологической саморегуляции:
– дыхательные техники саморегуляции, которые могут служить как для расслабления, так и для активации;
– идеомоторные техники, т. е. мысленное проигрывание предстоящей деятельности, предшествующая самому действию;
– вербальная саморегуляция — комплексным метод речевого управления психическим и соматическим состоянием человека, при помощи специально подобранных вербальных формул (слов, фраз). Техника вербальной саморегуляции делится на приемы самомониторинга и самоустановки [3].
В связи с вышеуказанным должно отметить, что психологическая подготовка полицейских в настоящее время вообще признана одной из обязательных и регламентируется приказом Министерства внутренних дел РФ от 2 сентября 2013 года N 660, который утвердил «Положение об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» [1].
Наиболее подходящим методом как психологической, так и сугубо функциональной профессиональной подготовки сотрудников ОВД, является ситуативный метод. В содержание данного метода входит приближение задач, поставленных перед обучающимся к реальной обстановке. То есть, при тренинге обучаемым моделируются такие ситуации, которые, предположительно, часто могут встречаться сотруднику в повседневной служебной деятельности.
В процессе моделирования ситуаций оперативно-служебной работы полицейским необходимо научиться максимально правильно оценивать возможность противодействия со стороны правонарушителя по поступающим вербальным и невербальным сигналам, позволяющим предугадать возможность нападения на сотрудника ОВД, уделить отдельное внимание обучению мерам личной безопасности и самообороне. Такого рода способ обучения позволяет повысить эмоциональную устойчивость сотрудника полиции, что является необходимым, так как от психофизического состояния человека зависит правомерность и эффективность применения специальных средств и огнестрельного оружия [6, с. 92].
Кроме того, эмоциональная стабильность позволяет максимально точно усвоить тактику и технику применения огнестрельного оружия. В случае качественного обучения и освоения сотрудниками всех теоретически и практических знаний, они смогут безупречно справляться с возможными угрозами, направленными как против защищаемых ими общественных отношений, так и против них лично [4, с. 146].
Обобщая вышеизложенное, нужно отметить, что подготовка сотрудников полиции к правомерному исполнению служебных обязанностей является разносторонним процессом, включающим в том числе и элемент психологического обеспечения. При этом необходимо говорить как о нормативно-правовой регламентации процесса обучения кадров МВД, так и об организации их в конкретных подразделениях полиции, а также об личной способности сотрудников грамотно и с должной быстротой оценивать и разрешать сложившуюся экстремальную ситуацию. Именно в таком подходе, как представляется, заложена эффективность работы исследуемых правоохранительных органов.
Литература:
- Приказ Министерства внутренних дел РФ от 2 сентября 2013 года N 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 16.12.2022) [Электронный ресурс] — URL: https://base.garant.ru/70675376/#friends (дата обращения: 08.09.2023).
- Баркалов С. Н. Актуальные аспекты подготовки сотрудников полиции к пресечению действий правонарушителя с огнестрельным оружием [Текст] // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. — 2018. — № 1 (74). — С. 96–99.
- Ермоленко Д. А. Аспекты психофизиологической готовности сотрудников полиции к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [Текст] / E-Scio, 2022. — № 5 (68). — с. 43–47.
- Козинец У. Д., Пахомов В. И. Физическая безопасность сотрудника ОВД [Текст] // Наука-2020. — № 3 (48). — С. 144–148.
- Колокольцев назвал число погибших и пострадавших в 2019 году полицейских [Электронный ресурс] — URL: https://life.ru/p/1309719 (дата обращения: 08.09.2023).
- Махов С. Ю. Самообеспечение безопасности личности [Текст] // Наука-2020. — № 1 (46). — С. 89–96.
- Петров К. Н., Жадан А. В. Выработка навыков обеспечения личной безопасности в процессе первоначальной подготовки сотрудников полиции [Текст] // Актуальные проблемы науки и практики. Сборник научных трудов по итогам научно-представительских мероприятий. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России. — 2020. — С. 368–372.
- Состояние преступности в России. Доклад ФКУ МВД «Главный информационно-аналитический центр» [Электронный ресурс] — URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2022/12/mvd_22_11_.pdf (дата обращения: 08.09.2023).