Субъективное благополучие в период поздней взрослости: структурный анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (483) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.09.2023

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Журкевич, А. А. Субъективное благополучие в период поздней взрослости: структурный анализ / А. А. Журкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105903/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье основное внимание уделяется субъективному восприятию человека и процессам, посредством которых осуществляется оценка его удовлетворенности жизнью и благополучия. Учитывая разнообразие междисциплинарных исследований благополучия, в статье приводятся исследования концепция, которых рассматривает субъективное благополучие как собирательное понятие, имеющее как когнитивную, так и эмоциональную составляющие.

Ключевые слова: субъективное благополучие, демографическое старение, поздняя взрослость, активное долголетие

Говоря о возрасте, нельзя полностью игнорировать процесс старения, речь идет о преимущественно биологическом процессе, начинающемся с рождения. Этот процесс социально детерминирован широким спектром задач развития, ожиданий и ограничений, и, что не менее важно, экономические условия также влияют на индивидуальные условия развития на протяжении жизни и, следовательно, на ресурсы и ограничения.

Таким образом, на процесс старения влияет множество различных факторов, с которыми люди справляются по-разному. В силу субъективного опыта каждого человека процессы старения происходят индивидуально.

Период поздней взрослости является фазой жизни полной разнообразия, что влечет за собой необходимость дифференциации. Старение относится к процессу изменений в организме, который происходит после достижения зрелости, тогда как старость относится к последней фазе жизни, которую человечество переживает на протяжении веков. Старость — это завершающий период в жизни. Это период, когда люди «отдаляются» от предыдущих, более желанных периодов или времен «полезности». Когда люди уходят от ранних периодов своей жизни, они часто оглядываются на них, обычно с сожалением, и склонны жить, максимально игнорируя будущее [1]. Шестидесятилетний возраст обычно считается разделительной чертой между средним и пожилым возрастом.

Кроме того, различают хронологический и биологический возраст. Таким образом, хронологический возраст означает предыдущую продолжительность жизни. Биологический возраст, с другой стороны, относится к индивидуальным способностям человека. Оба процесса старения не обязательно протекают конгруэнтно, поскольку биологический возраст и работоспособность определяются различными факторами.

Однако общепризнано, что хронологический возраст является плохим критерием для определения начала старости. Благодаря лучшим условиям жизни и медицинскому обслуживанию качество жизни улучшилось.

При попытке определить «благополучие» более пристальный взгляд показывает, что многие подходы основаны на «парадигмах дефицита». Например, большинство определений предполагают отсутствие немощей и недугов. Кроме того, кажется сомнительным, означает ли благополучие также психическое здоровье, а также счастье, удовлетворенность и качество жизни [2].

Благополучие — это очень сложная конструкция, которую нелегко определить и измерить. Современные исследования благополучия основаны на двух аспектах: гедонистическом, который определяет благополучие с точки зрения счастья, позитивного аффекта, низкого негативного аффекта и удовлетворенности жизнью, и эвдемоническом, который подчеркивает позитивное психологическое функционирование, оптимальный опыт и дальнейшее развитие. Как правило, считается, что благополучие многомерно и не приравнивается к счастью или отсутствию страданий и расстройств. Благополучие можно разделить на субъективное, психологическое и социальное благополучие и описать его с помощью различных элементов. Субъективное благополучие основано на концепции гедонизма. Этот взгляд описывает, что люди в целом стремятся к максимальному получению удовлетворения, радости и счастья в жизни, избегая боли и страданий.

Субъективное благополучие определяется как субъективная, эмоциональная и когнитивная оценка собственной жизни. Он состоит из трех компонентов: удовлетворенности жизнью (когнитивная оценка), наличия положительных эмоций / настроений и отсутствия отрицательных эмоций / настроений (аффективные оценки). При этом позитивные и негативные настроения рассматриваются как отдельные измерения, а не как два конечных полюса одного измерения; таким образом, это два эмоциональных компонента, которые независимо влияют на самочувствие. Позже Э. Динер дополнил субъективное благополучие компонентом «удовлетворенности сферой жизни» [3]. К ним относятся, например, условия труда, семейные условия и жилищные условия, а также другие важные сферы жизни, такие как друзья, досуг, здоровье, окружающая среда, материальные блага и многое другое. При этом человек может быть доволен одной сферой своей жизни, в то время как он может быть недоволен другой сферой своей жизни.

Концепция субъективного благополучия относится не только к отсутствию психических заболеваний, но и к положительной оценке человеком своего психологического функционирования и опыта [4]. Таким образом, субъективное благополучие не является единой конструкцией: он концептуализируется как включающий в себя аффективный и когнитивный компонент [5].

Согласно исследованиям, большинство людей оценивают собственное субъективное благополучие как положительное. В рамках исследования, проведенного в 43 странах, у 86 % участвующих государств уровень субъективного благополучия находится в «умеренно положительном диапазоне» [6]. Эмпирическое среднее значение ниже теоретического среднего было получено только для небольшого процента стран-участниц. Это были страны, в которых не было обеспеченных базовых условий существования, таких как питание и физическая безопасность.

Что касается субъективного благополучия в пожилом возрасте, лонгитюдное исследование показало, что его уровень не ухудшается с возрастом, если респонденты не старше 65 лет. В возрасте 70 лет и старше наблюдалась незначительная отрицательная корреляция между возрастом и субъективным благополучием [7].

Данные исследование показывает, что неблагоприятные условия жизни (например, финансовые проблемы или проблемы со здоровьем) не отражаются на оценке субъективного благополучия сводятся к «парадоксу субъективного благополучия. Однако этот парадокс возникает только в определенных пределах

В своей статье У. Штаудингер рассматривает широкий спектр возможных объяснений парадокса благополучия [6]. Она приходит к выводу, что методология измерения, различия между продольными и поперечными исследованиями, неточности в определении факторов риска, которые могут угрожать субъективному благополучию, а также в измерении конкретных областей или компонентов субъективного благополучия позволяют в некоторой степени представить парадокс в перспективе, но они не могут полностью его прояснить. Важную роль в поддержании и восстановлении хорошего самочувствия играют саморегулирующиеся функции и структурные характеристики личности и личности, такие как процессы сравнения, изменения уровня притязаний, согласования целей и способов преодоления трудностей, а также самоопределения и личностные характеристики.

Недавние исследования детерминантов СБ среди пожилых людей выявили социальные отношения, социальный капитал, социально-экономический статус и психосоциальные ресурсы в качестве основных факторов. Исследования показали, что плохое физическое здоровье вряд ли связано с более низкой удовлетворенностью жизнью в пожилом возрасте, тогда как плохое психическое здоровье тесно связано с более низкой удовлетворенностью жизнью [7].

Однако с возрастом половые различия в уровне субъективного благополучия становятся сильнее, причем у пожилых женщин уровень субъективного благополучия ниже, чем у пожилых мужчин, из-за недостатков в доходах, социальных отношениях и социально-экономическом статусе. Противоречивые данные свидетельствуют о том, что пожилые мужчины испытывают меньший уровень СБ, чем женщины, поскольку женщины предпочитают разнообразный спектр видов деятельности, от которых они получают счастье. Кроме того, пожилые мужчины могут быть более склонны к трудностям в развитии и продолжении интимных отношений, которые могут влиять на уровень СБ и негативные состояния психического здоровья [7].

Однако результаты исследования проведенного в 2009 году в Аугсбурге противоречат таким теориям, как «роль предпочтений» (подчеркивается, что женщины имеют более высокий СБ из-за их широких предпочтений в деятельности) или «роль ожиданий» (утверждается, что женщины имеют более высокий СБ из-за более низких ожиданий) [8].

Исследование показало, что пожилые женщины подвергаются более высокому риску развития низкого уровня СБ, чем пожилые мужчины. Исследование дополняет удивительно небольшой объем литературы, в которой обнаружено, что женщины имеют более низкий уровень СБ из-за недостатков в отношении здоровья, партнерства, а также материальных и финансовых ресурсов. Эти результаты можно объяснить «теорией социальной стратификации», которая утверждает, что члены общества, которым было предоставлено больше ресурсов и возможностей, будут испытывать более высокий уровень СБ.

Большая часть психологических, особенно геронтопсихологических, работ по субъективному благополучию связаны с психологическими процессами, которые являются посредниками между современными условиями жизни и субъективными оценками.

Литература:

  1. Haas, K.B, (1976), The golden year myth, phi Delta, Kappen,, 57, 650–657
  2. Seligman, M. E. P. (1975). Helplessness: On depression, development, and death. San Francisco, CA: Freeman.
  3. Diener, E. (2013). The remarkable changes in the science of subjective well-being. Perspectives on Psychological Science, 8, 663–666.
  4. Ryan RM, Deci EL. On happiness and human potentials: a review of research on hedonic and eudaimonic well-being. Annu Rev Psychol. 2001;52:141–66.
  5. Steptoe A, Deaton A, Stone AA. Subjective wellbeing, health, and ageing. Lancet. 2015;385(9968):640–8.
  6. Staudinger, U. M. & Schindler, I. (2008). Produktives Leben im Alter: Aufgaben, Funktionen und Kompetenzen. In R. Oerter & L. Montada (Hrsg.), Entwicklungspsychologie (S. 927- 955). Weinheim, Basel: Beltz Verlag.
  7. Staudinger, U. M. (2000). Viele Gründe sprechen dagegen, und trotzdem geht es vielen Menschen gut: Das Paradox des subjektiven Wohlbefindens. Psychologische Rundschau, 51 (4), 185–197.
  8. A. Peters M.Sc., A. Döring, K.-H. Ladwig etc. Multimorbidity and successful aging / The population-based KORA-Age study.
Основные термины (генерируются автоматически): субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, процесс старения, биологический возраст, благополучие, пожилой возраст, когнитивная оценка, поздняя взрослость, психическое здоровье, социально-экономический статус.


Ключевые слова

активное долголетие, субъективное благополучие, демографическое старение, поздняя взрослость

Похожие статьи

Психологическое благополучие женщины и особенности её отношения к матери

В данной работе рассматривается «психологическое благополучие» как одно из важнейших понятий позитивной психологии. Обосновывается идея о том, что одним из факторов формирования полноценно функционирующей личности и, следовательно, психологического б...

Психологическое благополучие: проблемы и подходы к исследованию

Статья посвящена обзору исследований психологического благополучия. Излагаются современные представления о психологическом благополучии. Проблема психологического благополучия актуальна на современном этапе развития общества, поскольку переживание че...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

Отцовство как психологический феномен

В данной статье рассматривается феномен отцовства как менее изученный аспект семейных взаимоотношений относительно феномена материнства. В данной статье отцовство рассматривается как динамический психологический процесс, включающий в себя большое кол...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Философский подход в воспитании оптимистического отношения к жизни личности

В статье рассматривается философский подход в воспитании оптимистического отношения к жизни личности. Анализ научных трудов позволяет выявить основные тенденции в понимании сущности понятия «оптимистическое отношение к жизни» в разные эпохи и историч...

Осознанность: необходимый навык для устойчивости в стрессовых условиях в XXI веке

В этой статье исследуется концепция осознанности как ключевого навыка для преодоления стресса в современном мире. В ней анализируются исторические корни и современное понимание осознанности, ее психологические, физиологические и духовные преимущества...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Похожие статьи

Психологическое благополучие женщины и особенности её отношения к матери

В данной работе рассматривается «психологическое благополучие» как одно из важнейших понятий позитивной психологии. Обосновывается идея о том, что одним из факторов формирования полноценно функционирующей личности и, следовательно, психологического б...

Психологическое благополучие: проблемы и подходы к исследованию

Статья посвящена обзору исследований психологического благополучия. Излагаются современные представления о психологическом благополучии. Проблема психологического благополучия актуальна на современном этапе развития общества, поскольку переживание че...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

Отцовство как психологический феномен

В данной статье рассматривается феномен отцовства как менее изученный аспект семейных взаимоотношений относительно феномена материнства. В данной статье отцовство рассматривается как динамический психологический процесс, включающий в себя большое кол...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Философский подход в воспитании оптимистического отношения к жизни личности

В статье рассматривается философский подход в воспитании оптимистического отношения к жизни личности. Анализ научных трудов позволяет выявить основные тенденции в понимании сущности понятия «оптимистическое отношение к жизни» в разные эпохи и историч...

Осознанность: необходимый навык для устойчивости в стрессовых условиях в XXI веке

В этой статье исследуется концепция осознанности как ключевого навыка для преодоления стресса в современном мире. В ней анализируются исторические корни и современное понимание осознанности, ее психологические, физиологические и духовные преимущества...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Задать вопрос