Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Волга — матушка-царица» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (483) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 10.09.2023

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Борисюк, О. А. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Волга — матушка-царица» / О. А. Борисюк, Е. М. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105905/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы знакомят с авторским дидактическим пособием для детей старшего дошкольного возраста на экологическую тематику.

Ключевые слова: экология, природа, река Волга, дидактическое пособие, дидактические игры.

Самарская область является одним из уникальнейших регионов России по разнообразию своего географического положения, видов растительного и животного мира. Уникальность природных ресурсов имеет ценность для настоящего и будущего состояния всего региона. Природа нашего края настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться. На территории нашего края находятся редкие виды животных и растений, которые занесены в Красную книгу.

В ходе проведения проектов «Юные защитники природы», «День Земли», экологических акций у детей формировались представления о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам. Ребят заинтересовала наша река — Волга, её строение (исток реки, притоки реки), окружающий мир флоры и фауны. Так было создано универсальное дидактическое пособие «Волга — матушка — царица», как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель пособия: закреплять знания детей о флоре и фауне бассейна реки Волги, формировать представления о необходимости бережного отношения к окружающей природе.

Задачи:

– расширение представлений детей о водном мире реки Волги; закрепление знаний о способах сохранения экологического баланса на территории, где протекает река;

– моделирование причинно-следственных связей и отношений, умения взаимодействовать со взрослым и друг с другом;

– формирование умений использовать в речи слова, обозначающие название различных мероприятий по охране природы;

– формирование знаний о простейших цепях питания обитателей реки, о символике и достопримечательностях городов на реке Волге;

– закрепление знаний детей о водном транспорте;

– знакомство детей с пословицами, сказками, былинами, стихами, загадками о реке Волге;

– воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.

Дидактическое пособие «Волга матушка — царица» состоит из игрового поля, общие размеры, которого составляют: ширина- 95см, высота- 40см. Для создания игрового поля был использован белый картон.

Игровое поле разделено на три части. На первой странице находится информация, призывающая бережно относиться к экологической обстановке бассейна реки Волги, а внизу кармашек для дидактической игры «Волжские города». В середине пособия расположен кармашек «Достопримечательности волжских городов», «Правила по охране природы», «Составь цепочку питания», а в откидном поле, с одной стороны, расположены кармашки с материалом: «Раскраски», «кроссворды», а с другой стороны поля ребята знакомятся со строением реки, «Красной книгой реки», «Цепь питания водных обитателей». На третьей странице прикреплены иллюстрации художественных произведений известных Русских художников, информация об истории возникновения названия реки «Волга», Жигулёвских гор. Ниже расположен кармашек «Сказки, былины о реке Волге, стихи, загадки.

С левой и правой сторон к центру игрового поля прикреплены две мини страницы. На левой мини-странице расположены в кармашках карточки-картинки для дидактических игр — «Экологические знаки», «Рыбы», «Профессии», «Водный транспорт», «Гербы волжских городов». На правой мини — странице дидактическая игра «Продолжи пословицу», «Ребусы» и карточки с разными видами речных рыб.

Универсальность пособия «Волга — матушка — царица» позволяет задействовать его во всех видах деятельности:

Игровая деятельность — дидактические игры данного пособия помогают воспитанию у детей позитивного, бережного отношения к окружающей природе и животного мира бассейна реки Волга.

Коммуникативная деятельность — развитие умения совместного общения, доброжелательного и уважительного отношения к друг другу.

Познавательно-исследовательская деятельность — формирование умений осваивать порядок планирования работы исследовательского характера (дидактическая игра: «Волжские города», «Составь цепочку питания», «Бассейн реки Волга», «Красная книга»)

Изобразительная деятельность — знакомство с произведениями изобразительного искусства, созданными русскими художниками на берегах реки Волги, раскраски и рисование пейзажей, водного транспорта.

Конструирование — конструирование из бумаги формирует умение создавать поделки по несложному плану (схемы складывания путём оригами рыб, птиц, животных).

Восприятие художественной литературы и фольклора — знакомство детей со сказками, былинами, стихами, загадками о реке Волге (легенда «Волга, Рав и Каспий, сказка Л. Н. Толстого «Волга и Вазуза», сказка «Волга — волшебница»).

Самообслуживание и элементарный бытовой труд — выполнение поручений, заданий — сложить, прикрепить, развернуть, убрать.

Двигательная деятельность — использование физминуток по теме, связанной с рекой, водой, рыбками воспитывает потребность воспитанников в двигательной активности, учит сочетать разные виды движений, выполнение движений под музыку.

Музыкальная деятельность — создание музыкального альбома с записями песен о Волге и звуками природы.

Пособие состоит из следующих дидактических игр и разделов:

Д/и № 1. «Составь цепочку питания»

Цель: формирование знаний о простейших цепях питания реки.

Описание игры: детям предлагаются карточки, на которых изображены предметные картинки с изображением водных растений, рыб, насекомых, животных, стрелки.

Д/и № 2. «Волжские города»

Цель: формирование знаний у детей о символике и достопримечательностях городов на Волге.

Описание игры: дети раскрывают карту «Бассейн Волги» и раскладывают карточки гербов и достопримечательностей городов, соответственно данным городам. Особое внимание уделяют городам Тольятти и Самары, рассказывая о них более подробно.

Д/и № 3. «Найди и назови водный транспорт», «Найди и назови профессии». Цель: формировать умение группировать предметы (профессии) по характерным признакам.

Описание игры «Найди и назови водный транспорт»: дети берут из кармашка карточки с изображением разного вида транспорта и раскладывают по группам — наземный, водный, воздушный.

Дидактическая игра № 4. «Юный эколог»

Цель: расширение представлений детей о водном мире реки Волги, закрепление знаний о способах сохранения экологического баланса на территории, где протекает река; формирование умений использовать в речи слова, обозначающие название различных мероприятий по охране природы.

Дидактический материал: карточки с разными видами рыб, экологические знаки.

Описание игры: Дети рассматривают и раскладывают картинки обитателей реки Волги, рассказывают, как надо беречь их, заботиться об обитателях этих природных мест, находящихся на территории, где протекает река Волга с помощью экологических знаков. Также можно вариативно использовать эти же картинки в дидактической игре: «Разрешается — запрещается».

Также в пособии представлены страницы, на которых размещеныраскраски, ребусы, кармашки с кроссвордами на экологическую тематику.

Данные варианты дидактических игр мы используем в педагогической практике. Они вызывают эмоциональный отклик у детей и заинтересовывают воспитанников своим разнообразием и вариантами использования и, конечно, воспитывают желание бережно относиться к окружающей природе!

Литература:

  1. Экология для дошкольника. Учебно — методическое пособие. — Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2007. — 172 с.
  2. Прогулки в природу: Учебно — методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений 2-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 112 с.
  3. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры/ автор — составитель — Волгоград: Учитель, 2007. -286 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Волга, дидактическая игра, бережное отношение, водный транспорт, игровое поле, окружающая природа, описание игры, река, достопримечательность городов, формирование знаний.


Похожие статьи

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Педагогический проект «Животный и растительный мир озер Вологодской области»

В статье авторы показывают важность вовлечения родителей в активную образовательную деятельность, направленную на ознакомление с животным и растительным миром озер Вологодской области и природоохранной деятельностью человека.

Авторский лэпбук «Галина Цыпленкова — сызранская писательница». Методические рекомендации по созданию и применению лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье авторы дают методические рекомендации по созданию и применению авторского лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Экологическая игра-викторина «Что? Где? Когда?»

В статье авторы представляют вариант проведения занятия по развитию речи в дошкольном учреждении (подготовительная группа).

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с животными и растениями Хабаровского края посредством игр с математическим содержанием

В статье описывается процесс создания условий для формирования у детей старшего возраста знаний о животных и растениях Хабаровского края посредством дидактических игр с математическим содержанием.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр

В статье авторы рассказывают о проблемах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»

В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Формирование основ естественно-научной грамотности детей старшего дошкольного возраста через организацию проекта «Юные метеорологи»

В статье представлен практический опыт организации экологического проекта с детьми старшего дошкольного возраста, приводится описание метеостанции на участке детского сада, содержание работы с детьми.

Похожие статьи

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Педагогический проект «Животный и растительный мир озер Вологодской области»

В статье авторы показывают важность вовлечения родителей в активную образовательную деятельность, направленную на ознакомление с животным и растительным миром озер Вологодской области и природоохранной деятельностью человека.

Авторский лэпбук «Галина Цыпленкова — сызранская писательница». Методические рекомендации по созданию и применению лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье авторы дают методические рекомендации по созданию и применению авторского лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Экологическая игра-викторина «Что? Где? Когда?»

В статье авторы представляют вариант проведения занятия по развитию речи в дошкольном учреждении (подготовительная группа).

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с животными и растениями Хабаровского края посредством игр с математическим содержанием

В статье описывается процесс создания условий для формирования у детей старшего возраста знаний о животных и растениях Хабаровского края посредством дидактических игр с математическим содержанием.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр

В статье авторы рассказывают о проблемах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»

В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Формирование основ естественно-научной грамотности детей старшего дошкольного возраста через организацию проекта «Юные метеорологи»

В статье представлен практический опыт организации экологического проекта с детьми старшего дошкольного возраста, приводится описание метеостанции на участке детского сада, содержание работы с детьми.

Задать вопрос