Статья посвящена изучению операции бросания поездов на сети железных дорог Российской Федерации за последние годы. Проанализированы причины временного отставления поездов от движения. Изучены положительный и негативный эффекты бросания как для перевозчика, так и для пользователя услугами железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, логистика, брошенный поезд.
В настоящее время соблюдение сроков доставки грузов является одной из главных задач, стоящих перед железнодорожным транспортом в Российской Федерации. Следование логистической концепции «точно в срок» делает железнодорожные перевозки привлекательными для грузоотправителей, повышает качество транспортных услуг, укрепляет конкурентоспособность по сравнению с другими видами транспорта.
Журнал «РЖД-Партнер» проводит ежеквартальное исследование «Индекс качества» среди потребителей услуг железнодорожного транспорта. Одним из критериев расчета Индекса уровня удовлетворенности качеством услуг выступает «соблюдение сроков доставки». На рисунке 1 видно, что в период с 2020 по 2022 год данный критерий имел отрицательную динамику [1]. Пользователи услуг железнодорожного транспорта все меньше довольны соблюдением сроков доставки грузов.
Рис. 1. Динамика изменения «Индекса качества» по критерию «соблюдение сроков доставки»
Нарушение сроков доставки является проблемой современного железнодорожного транспорта РФ. Одной из причин сложившейся ситуации является временное отставление от движения поездов на подходах к крупным промышленным центрам и морским портам. Такое явление описывается термином «брошенный поезд». «Брошенный» поезд — это состав грузового поезда без локомотива, задержанный в продвижении к станции назначения ко коммерческим, техническим или технологическим причинам на железнодорожной станции ОАО «РЖД».
К основным причинам отставления от движения поездов являются [2]:
1) неприем поезда железнодорожной станцией назначения по вине грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования;
2) неприем поезда соседней железной дорогой;
3) отсутствие локомотива или локомотивной бригады, неисправность локомотива;
4) неприем поезда пограничным переходом с «третьими странами», государствами СНГ или инфраструктурой общего пользования другого владельца;
5) неравномерная погрузка;
6) для накопления судовой партии;
7) неравномерная заадресовка порожних собственных вагонов в адрес грузоотправителя;
8) ограничение пропускной способности участков, станций при проведении плановых «окон» и предоставлении неплановых «окон».
На сегодняшний день нерешенной остается проблема временного отставления грузовых поездов по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев и пользователей путей необщего пользования. Останавливает поезда станция, которая не может принять в свой адрес поезда при следующих обстоятельствах:
– пути станции назначения, места погрузки-выгрузки, пути общего и необщего пользования, где ответственным за грузовые операции является грузополучатель, заняты вагонами, прибывшими в его адрес;
– выставочные пути станции заняты вследствие нарушения технологических норм погрузки и выгрузки грузов по вине выше указанных лиц.
Многие грузоотправители запрашивают вагоны под погрузку «с запасом» [3]. При этом заявка на перевозку грузов не учитывает перерабатывающую способность путей необщего пользования. Клиенты занимают пути общего пользования, за эту «парковку» им начисляется плата. На то у грузовладельцев есть свои причины. Они предпочитают заранее иметь вагоны, чтобы сразу же по реализации продукции иметь возможность отгрузить ее в вагоны. Зачастую вагоны признаются неисправными в коммерческом и техническом отношении, что снова вынуждает клиентуру заказывать дополнительные вагоны. В текущем 2023 году Министерство транспорта РФ выдвинуло предложение по пересмотру Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки железнодорожным транспортом. Предлагается добавить еще одно условие для согласования заявки — не превышение перерабатывающих способностей пути необщего пользования станции отправления и станции назначения заявляемому к перевозке объему груза.
Бросание поездов по вине перевозчика происходит не реже, чем по вине клиентов. Так в феврале 2022 года на сети железных дорог России находилось порядка 700 брошенных поездов [4]. Тогда ОАО «РЖД» сообщило, что в этот период на больничном находилось 15 % от штатной численности локомотивных бригад. Таким образом, поезда Московской, Северной, Октябрьской железных дорог были отставлены от движения из-за нехватки работников, заразившихся коронавирусом.
Стоит отметить, что растет доля простоев по причине отсутствия или ожидания локомотива перевозчика [5]. В IV квартале 2022 года общее количество магистральных локомотивов увеличилось на 1,4 %, по сравнению с тем же периодом 2021 года, а рабочий парк сократился на 1,5 %. Получается, тяговые плечи увеличились, а исправных машин на линию вышло меньше. По расчетам ОАО «РЖД» локомотивов хватает. Однако нехватка тяги проявляется локально, при этом быстрое перемещение локомотива в точку дефицита затруднено. «Бросание» поездов приводит к увеличению потребности в резервном пробеге локомотивов. Локомотивы отставленных от движения поездов вынуждены возвращаться в пункты приписки, другие локомотивы, наоборот, направляются на подъем «брошенных» составов.
В 2022 году в связи с переориентацией грузовых потоков на Восток резко встала проблема брошенных поездов. Количество отставленных от движения поездов на Дальневосточной железной дороге в IV квартале 2022 года составило свыше 1,6 тыс. ед. [6]. Для перевалки грузов в портах Дальнего Востока мощностей недостаточно, а погранпереходы с Китаем работают нестабильно [7]. В связи с загруженностью морских терминалов на подходах к ним в ожидании приема и выгрузки скапливаются грузовые поезда. При этом наибольшее количество «брошенных» поездов было на Западно-Сибирской железной дороге (более 4,5 тыс. ед.) [6]. Это связано с переброской вагонопотоков с северо-запада на восток. При этом расстояние от станции задержки грузовых поездов до станции назначения может составлять несколько тысяч километров.
Несмотря на вышеперечисленные недостатки, очевидно приносящие вред всем участникам перевозочного процесса, бросание поездов приводит и к полезному эффекту. По собственным причинам грузоотправители и грузополучатели испытывают необходимость во временном размещении подвижного состава в пути следования. Операция отставления может проводиться перевозчиком по инициативе клиентов. Кроме того, существуют отдельные собственники, предоставляющие свои подъездные пути для отстоя вагонов. Рассмотрим ситуацию, когда грузоотправителю необходимо разместить груженые вагоны в целях временного отстоя в расчете на то, что отправленный подвижной состав уже оформлен на станцию назначения, где находится грузополучатель (рисунок 2). Очевидно, что собственников путей на сети российских железных дорог немного, станции отстоя могут быть размещены далеко от планируемого маршрута следования. В случае с РЖД ситуация облегчается, т. к. раздельных пунктов с путями общего пользования гораздо больше, соответственно возможно осуществить операцию бросания как можно ближе ко многим маршрутам следования. Соответственно в данном отношении операция бросания будет привлекательнее для клиентов, т. к. после прекращения бросания вагоны быстрее окажутся в пункте назначения.
Рис. 2. Сравнение возможностей операций отстоя и бросания.
Литература:
- Индекс качества услуг на ж/д транспорте // РЖД-Партнер. — URL: https://www.rzd-partner.ru/specials/indeks-kachestva-uslug-na-zh-d-transporte/ (дата обращения: 02.09.2023).
- Новиков, П. О. Разработка технологии временного отставления от движения и подъема грузовых поездов: специальность 05.22.08 «Управление процессами перевозок»: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Новиков Павел Олегович; МГУПС (МИИТ). — Москва, 2014. — 133 c. — Текст: непосредственный.
- Перечень возможностей и рисков // РЖД-Партнер. — URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/reviews/perechen-vozmozhnostey-i-riskov/ (дата обращения: 03.09.2023).
- В РЖД назвали число составов на путях без движения // Российская газета. — URL: https://rg.ru/2022/02/17/v-rzhd-nazvali-chislo-sostavov-na-putiah-bez-dvizheniia.html (дата обращения: 03.09.2023).
- Погрузка на РЖД в 2022 году // РЖД-Партнер. — URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/pogruzka-na-rzhd-v-2022-godu-moglo-byt-i-luchshe/ (дата обращения: 03.09.2023).
- Алексей Шило: «Не под такие объёмы развивался Восточный полигон РЖД!»// Журнал «Уголь Кузбасса». — URL: http://uk42.ru/index.php?id=15575 (дата обращения: 04.09.2023).
- Погранпереход «Забайкальск» не справляется с резкой популярностью Восточного полигона // Logirus. — URL: https://logirus.ru/news/infrastructure/pogranperekhod_-zabaykalsk-_ne_spravlyaetsya_s_rezkoy_populyarnostyu_vostochnogo_poligona.html (дата обращения: 04.09.2023).