Автор всесторонне исследует концепт электронного правительства, его сущность и функционально-целевое предназначение. В заключение автор резюмирует, что модель электронного правительства к сегодняшнему дню можно признать уже полностью состоявшимся концептом, который зарекомендовал себя в качестве весьма эффективного и действенного инструмента информационного обмена в правоотношениях с участием государства. При этом, автор полагает, что главное предназначение рассматриваемого концепта связано, прежде всего, формированием транспарентного, комфортного и минимально затратного диалога в триединой системе: гражданин — гражданское общество — государство.
Ключевые слова: государство, электронное правительство, публичные услуги, население, цифровизация.
The author comprehensively explores the concept of e-government, its essence and functional purpose. In conclusion, the author summarizes that the e-government model today can be recognized as a fully realized concept, which has established itself as a very effective and efficient tool for information exchange in legal relations with the participation of the state. At the same time, we believe that the main purpose of the concept under consideration is connected, first of all, with the formation of a transparent, comfortable and minimally costly dialogue in a triune system: citizen — civil society — state.
Keywords: state, e-government, public services, population, digitalization.
В современном мире, государства как основные социальные и управленческие институты реагируют на трансформацию социальных взаимодействий в социумах, стремясь создавать оптимальные структуры госуправления, сосредоточенные на максимизацию удовлетворения интересов и потребностей населения. В этом контексте используются разнообразные технологии и инструментарий, направленный на расширенную информатизацию и дигитализацию управленческих процессов.
Конкурентоспособность страны в условиях лавинообразной экспансии IT-технологий и цифровой революции востребует инновационной разработки, прикладной апробации и перманентного внедрения современных высококвалифицированного кадрового состава служащих всех уровней публичной власти. Этот тренд особенно актуален для тех сегментов публичного управления, где представители государства непосредственно контактируют с частными лицами — гражданами и организациями [1; с. 553]. Наиболее полно новый облик государственного управления реализуется в концепции т. н. «электронного правительства».
Современный мир — это мир непрерывных информационных революций, цифровизации и дигитал-технологий. Информационный траффик преобразует социальные взаимодействия и на национальном, и на международном уровнях. Причём орбита IT-инноваций оказывает прямое воздействие на повседневную жизнь как обычных граждан, так и на функционирование государственных структур.
Термин «электронное правительство» пока эксплицитно не имплементирован в текущее законодательство, его официальная норма-дефиниция отсутствует. При этом электронный правительством в отечественной правовой доктрине называют систему административно-правовых учреждений (институтов), которые опосредованы взаимосвязями, обеспечивающими электронные взаимодействия на всех уровнях и подсистемах публичной власти в процессе реализации государством его функционально-целевого предназначения (цели, задачи, функции), а также реализации прав/свобод частных лиц — потребителей государственных и муниципальных услуг (далее — ГМУ).
Что касается общего концепта, то применительно к электронному правительству принято, прежде всего, выделять его востребованность там, где осуществляется активный информационный обмен по каналам прямых/ обратных, т. е. субординационных (нисходящих) и реординационных (восходящих) взаимосвязей между государством и населением. Речь идёт о таких сферах публично-правового воздействия, как правообразование (в широком смысле), мониторинг, государственное планирование (моделирование, прогнозирование), разрешительные функции (напр., учёты, кадастры, регистрация, аккредитация, стандартизация, аттестация, лицензирование, сертификация, и мн. др.), подготовка (и переподготовка) кадров. Кроме того, потенциал электронного правительства крайне востребован при реализации властными субъектами публичного аудита, т. е. надзорных и контрольных полномочий, делегированием и субделегированием компетенций, обобщения передового опыта, интерпретации законодательства и выдачи официальных разъяснений. Также в доктринальных источниках, применительно к концепту электронных правительств, принято ссылаться на их актуальность для реализации некоторых юрисдикционных функций, включая, главным образом, внесудебные медиативные и квази-медиативные процедуры урегулирования конфликтов между государством и частными лицами. И, разумеется, говоря об электронном правительстве, нельзя не упомянуть сферу документооборота и делопроизводства, где названная концепция востребована в первую очередь.
Функции электронного правительства могут совершенствоваться на основе: 1) формирования защищенных систем межведомственного документооборота; 2) разработка и реализация инструментов, которые позволяют использование мобильных устройств для онлайн-доступа к сервисам электронного правительства; 3) разработка механизмов электронного голосования на официальных сайтах госорганов с расширением просветительской деятельности среди граждан страны и обоснование прямых взаимосвязей гражданской активности с качеством работы госорганов и качества оказания ГМУ.
Функционально-целевое предназначение рассматриваемой инновации, по мнению отечественных правоведов, касается, главным образом, минимизации издержек (материально-финансовых, кадровых, темпоральных) при предоставлении публичных услуг населению, особенно — с использованием разнообразных потенциалов Интернета. Кроме того, электронное правительство, будучи внедрённым в практику государственного управления, способно радикально повысить защищённость всех систем документооборота (ведомственного, межведомственного, надведомственного). Еще один важный участок его использования связан с внедрением цифрового инструментария, позволяющего использовать релевантные мобильные устройства с целью получить онлайн-доступ к государственным сервисам. Также нельзя забывать об уже состоявшихся механизмах электронных голосований как в рамках избирательной системы страны, так и вне её (напр., для выяснения и учёта мнения людей, проживающих на определённой территории).
С помощью электронного правительства могут быть весьма результативно и действенно устранены информационные и транспортные неравенства, что особенно актуально для России с ее огромной территориальной и протяжённостью и наличием многоаспектной проблемы удалённых населенных пунктов.
Ещё один нюанс, описывающий преимущества электронного правительства, заключён в том, что его внедрение в практику государственного управления стимулирует формирование и развитие весьма прогрессивной модели т. н. непосредственной демократии, эксплицитно устраняющей разного рода звенья-посредников из взаимодействия потребителя публичной услуги и представителя государства, который эту услугу предоставляет.
Процесс функционирования электронного правительства приводит к более оперативному и прозрачному обслуживанию населения через Интернет, повышая эффективность госуправления и уменьшая бюрократизм процедур во всех областях социально-экономических взаимодействий. При цифровизация как всепроникающий феномен современной жизни настоятельно требует качественного улучшения удалённых сервисов, обслуживающих потребности государственного управления. Таки сервисы должны иметь многоканальный характер, чтобы обеспечивать надлежащий доступ каждому потребителю государственной услуги именно в том месте и времени, где и когда ему наиболее удобно (и комфортно) эту услугу получить. Причём с учётом складывающихся реалий и сложной внешнеполитической ситуации, в которой оказалась наша страна, безусловный акцент и ставку надлежит делать на разработку и имплементацию отечественного оборудования и программных ресурсов.
Цифровизация государственного управления в части своего функционально-целевого предназначения должна преследовать цель максимальной экономии всех возможных издержек для всех заинтересованных лиц. В центре внимания должно быть наращивание процесса предоставления публичных услуг в удалённых форматах, а в перспективе — и полный переход на онлайн-взаимодействия в этой сфере государственного управления.
В этом контексте позвольте мне заглянуть в будущее на следующем примере: женщина получает карточку по беременности, соответственно далее информацию о ней в базе данных автоматически передают в роддом, затем соответствующие сведения также автоматически передаются в ЗАГС и остальные госорганы, начисляющие и выплачивающие пособия, социальные выплаты и компенсации, причем все это делается в автоматическом режиме, а сама женщина больше не должна никуда обращаться, денежные средства автоматически приходят на ее банковскую карточку, т. е. в этом процессе перечисления денежных средств отсутствует какой-либо личностный фактор участия живых людей.
Развитие электронного правительства является финальной стадией цифровой трансформации госуправления, позволяющей государству реализовать социально ориентированные политики, направленные на усиление открытости, транспарентности, легитимности политического процесса и гражданского участия [2; с. 104]. В современных трендах развития ЭП в мире находятся процессы автоматизации ГМУ: налоговые сборы и платежи, регистрация бизнеса, онлайн-сертификаты о рождении детей, заключении/расторжении брака и многие другие. Наибольший прогресс в эволюции электронного правительства достигнут в таких сферах, как таможенные, финансовые, налоговые системы, электронная торговля и менеджмент человеческих ресурсов, телемедицина [3; с. 165–166].
Происходящая в экономической сфере и социально-политическом пространстве информационно-технологическая революция, связанная с взрывным развитием IT-инноваций, настолько масштабна и стремительна, что без инициативности и координации, а то и просто руководства, на государственном уровне здесь обойтись не представляется возможным.
Мы убеждены, что процесс цифровизации государственного управления заключается не только (и не столько) в автоматизации классической процедуры оказания ГМУ и перехода к «новым каналам». Но речь идет, по существу, об изменении самих моделей функционирования государственных и муниципальных органов, расширении классических наборов ГМУ, смещении акцентов в самой структуре государственного и муниципального правления — от вертикальных команд к горизонтальным взаимодействиям.
В заключение резюмируем, что модель электронного правительства к сегодняшнему дню можно признать уже полностью состоявшимся концептом, который зарекомендовал себя в качестве весьма эффективного и действенного инструмента информационного обмена в правоотношениях с участием государства. При этом, мы полагаем, что главное предназначение рассматриваемого концепта связано, прежде всего, формированием транспарентного, комфортного и минимально затратного диалога в триединой системе: гражданин — гражданское общество — государство.
Литература:
- Винокуров, И. В. Электронное правительство в РФ: достижения и перспективы развития / И. В. Винокуров // Акт. вопросы соврем. экономики. — 2023. — № 4. — С. 551– 555.
- Какохо, Т, Г, Правовой режим электронного правительства в Российской Федерации / Т. Г. Какохо // Вестник Уральского ЮИ МВД России. — 2023. — № 1 (37). — С. 102–107.
- Киргизбаева, Ф. К. Электронное правительство как эффективное функционирование современного государственного управления / Ф. К. Киргизбаева // Социосфера. — 2023. — № 2. — С. 164–167.