Развитие связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи посредством технологии «Образ и мысль» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (484) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.09.2023

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Шлыгина, Е. Ю. Развитие связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи посредством технологии «Образ и мысль» / Е. Ю. Шлыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/484/105901/ (дата обращения: 18.12.2024).



Настоящая программа разработана для обеспечения развития речевых, творческих и учебно-познавательных компетенций младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР), III–IV уровня речевого развития, а также для школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Для подготовки данной категории учащихся к написанию сочинений, участию в интеллектуальных играх, к составлению творческих рассказов.

Уровень развития связной речи современных детей, не имеющих речевой патологии, зачастую едва достигает необходимого предела, а у школьников с ОНР он явно недостаточен. Известно, что недоразвитие связной речи мешает полноценному обучению: дети не могут давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и логично высказывать собственные суждения, воспроизводить содержания текстов учебников, пересказывать произведения устного народного творчества и художественной литературы. Таким образом, развитие связной речи у младших школьников с ОНР представляет собой сложный процесс, требующий применения специальных методических приемов, что делает данную проблему актуальной.

Знания и умения, полученные в ходе обучения, помогут учащимся лучше планировать своё речевое высказывание, расширят возможности детей в познании действительности, будут способствовать развитию школьных навыков. Развитие связной речи — это последовательная, постоянная работа, организованная как непосредственно в учебное время, так и во время внеурочной деятельности.

Одним из путей организации такой работы является создание кружка пришкольного лагеря, программа которого ориентирована на развитие связной речи и эстетического чувства. Программа предполагает стимулирование всех аспектов речевой деятельности учащихся в процессе рассматривания художественных картин. Работа с картинами осуществляется с помощью простейших инструментов (рамки разных размеров, фишки, камни марблс, увеличительные стекла, жетоны с фрагментами картины, маленькие фонарики), регулярное использование которых развивает у школьников навык подробно исследовать пространство картины и формирует универсальные учебные действия: умение осознавать различия пространственных и временных представлений, умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Цель программы : развитие кругозора и речевых компетенций учащихся с ОНР через восприятие художественных образов.

Задачи программы :

образовательные:

— совершенствовать у детей основные виды речевой деятельности: говорения и слушания;

— формировать умения правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создавать предпосылки для общего и речевого развития, реализации творческих способностей;

— создавать условия для развития умения писать сочинения и изложения;

— обучать восприятию целостной картины мира, появлению у детей

— ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации обучения;

развивающие:

— способствовать расширению кругозора;

— развивать художественный вкус через восприятие лучших произведений искусства, воспитывать любовь к прекрасному;

— развивать мотивацию к познанию и творчеству;

— формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;

— развивать внимание к языку, к фразам и словосочетаниям;

— развивать психические функции (память, внимание, восприятие, мышление, эмоциональная сфера);

— развивать моторику (общую и мелкую);

воспитательные:

— развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;

— обеспечивать эмоциональное благополучие детей.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, изобразительного искусства, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников, на развитие связной речи.

Реализуется данная программа с помощью технологии «Образ и мысль», разработанная командой отдела музейной педагогики Санкт-Петербургского института педагогического мастерства. Уникальность технологии «Образ и мысль» заключается в особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учащимися произведений искусства. Уроки строятся в форме свободного обсуждения, дискуссии. По мысли Л. С. Выготского, участие в дискуссии дает ученику возможность осознать и четче выразить собственную мысль, облечь в слова неясные ощущения и впечатления.

Поделюсь опытом своей работы по развитию связной речи учащихся начальных классов с ОНР III–IV уровня речевого развития с помощью данной технологии на примере картины В. Боровиковского «Дети с барашком». Напомним, на ней изображены фигуры двух девочек, одна из которых прижимает к себе белого ягнёнка. Обсуждение картины начинается не с рассказа или лекции педагога о произведении, а с предложения всмотреться в незнакомую картину и высказать своё мнение об увиденном. Именно отсутствие информации побуждает детей всматриваться в объект исследования, искать ответы и доказывать свою точку зрения. Предлагается строить дискуссию с помощью «открытых» вопросов, не имеющих однозначно правильного ответа:

— Что (кого) вы видите? А что еще? Кто видит что-то другое?

— Что происходит на этой картине? На что вы обратили внимание в первую очередь?

— Что ты видишь такого, что позволяет тебе так думать?

По мере накопления опыта взаимодействия с художественным произведением, арсенал вопросов расширяется.

— Кто главный герой картины?

— Где происходит действие?

— Где находился художник во время работы над картиной?

— Как бы вы назвали эту картину?

Обсуждая картину «Дети с барашком» учащиеся приходят к таким ответам. Главные герои картины — девочки, которые, возможно, являются сестрами, потому что их лица похожи, отличается только цвет волос. Они одеты в красивые дорогие наряды по моде того времени. По их одежде и обуви понятно, что девочки из богатой семьи, возможно они принадлежали к царскому двору. Маленький барашек, изображенный рядом с девочками, придает картине особенную нежность.

Использование простейших инструментов для рассматривания помогает учителю сосредоточить внимание детей на определенной части и деталях картины, расставить акценты в процессе беседы. Сначала используется рамка с большим «окном», располагая ее в центре картины, можно обсудить с учащимися, что находится в центральной части картины, что привлекает внимание зрителя в первую очередь. В данном случае в центре картины расположены дети и ягнёнок, с обсуждения которых начинается описывание этой картины.

Развитие связной диалогической речи учащихся осуществляется в ходе дискуссии, вопросно-ответным методом. Например, учитель задает вопрос «Кто оказался внутри рамки? Кого вы видите?» Ответы детей: «Девочки и ягненок». Далее вопрос учителя такой «Опишите их, как они выглядят, что они делают?». Ответы детей становятся более подробными, при этом учащиеся учатся подбирать и правильно согласовывать слова разных частей речей, тренируются в составлении предложно-падежных конструкций. На этом этапе у ребят получаются связные монологические высказывания о центральной части картины.

Описывая детали картины, можно использовать мелкие камни марблс или любые фишки для того, чтобы закрывать фрагменты картины по заданию учителя. Например, учитель просит ребят найти все декоративные элементы, которые украшают платья главных героинь. Учащиеся называют и закрывают камушками «Цветы (Где они расположены?), ленты (Где расположены? Какого цвета?), вышивка, складки и др.

Продолжая рассматривать картину, необходимо обратить внимание на цветопередачу и распределение светотени. На этом этапе прорабатываются такие вопросы: Где самое светлое место на картине? Самое тёмное? Учащиеся стараются отвечать на вопросы полными предложениями, используя лексику, которую дает учитель. Находим самое светлое место на картине, обсуждая с детьми, что эта часть, где изображены главные герои картины, как будто освещена лучом солнца. В этот момент можно использовать маленький фонарик, «высвечивая» им необходимый фрагмент, приближая его или отодвигая, делая его более широким. Действия с фонариком позволят учащимся лучше представить, как художник распределяет световые пятна на картине.

После первичного устного обсуждения картины, учащимся предлагается заполнить письменно небольшую технологическую карту, которая помогает выстраивать ход дальнейшей беседы, высказывать предположения и аргументировать свои рассуждения. Заполнять технологическую карту можно не только индивидуально, но и групповым способом на классной доске. На этом этапе работы учащиеся составляют связные рассказы о всей художественной картине в целом.

Таким образом, используя технологию «Образ и мысль», а также простейшие инструменты для практического рассматривания картины, можно строить успешную работу по развитию связной речи и обогащению словаря младших школьников с ОНР и ЗПР. Овладение данной технологией, построение на ее основе рабочей программы способствует развитию у детей эстетического восприятия, художественного вкуса, связности речи. Проводя целенаправленную работу речь детей становится более логичной, точной и выразительной.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000. — 400 с.
  2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М., 2021. — 180 с.
  3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2009. — 160 с.
  4. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М., 2003. — 160 с.
  5. Чуракова Н. А. Кронтик в музее. Как там — внутри картин? Книга для работы взрослых с детьми. М., 2018. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, картина, III, учащийся, главный герой картины, развитие, ребенок, речевое развитие, самое светлое место, художественный вкус.


Похожие статьи

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках русского языка и литературы

Интеграция элементов краеведческого материала в речевые игры для детей с общим недоразвитием речи

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках русского языка и литературы

Интеграция элементов краеведческого материала в речевые игры для детей с общим недоразвитием речи

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Задать вопрос