В представленной статье рассмотрены поэтические особенности басен Эзопа, в контексте сюжета, языка и проблематики.
Ключевые слова: поэтика, басня, мораль, сюжет, художественный язык, повествование, рассказчик
Жанр басни является одним из самых древних в словесном искусстве, обладающим аллегорическим характером повествования. Данному жанру присущи особенности, которые придают свойственную ему специфику.
Согласно словарю Ожегова, басня — это «краткое иносказательное нравоучительное стихотворение» [2]. Действующими лицами нравоучительного сюжета выступают животные, которые нередко наделяются человеческими качествами, таким образом, используется такой художественный прием, как олицетворение.
С точки зрения А. А. Потебни: «басня есть средство познания, обобщения, нравоучения и, как средство, не может следовать за тем, что им достигается, а должно предшествовать ему, т. е. что, вообще говоря, бывает не так, что сначала берут отвлеченное положение, а затем придумывают к нему образы, а наоборот, образ предшествует той общей истине, которая притом не всегда горька. Поэтому басня есть более элементарный, более простой, более общераспространённый, как говорят, популярный способ познания, чем научный» [3].
«Басня — эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием» [1].
Басня как жанр оформилась в эпоху античности (V в. до н. э.). Принято считать, что автором всех басенных сюжетов, которые позже подвергались различным изменениям, является древнегреческий сочинитель Эзоп, который, как нам известно, жил в первой трети VI в. до н. э.
О жизнедеятельности Эзопа одним из первых упоминает Геродот (V в. до н. э.). В своих трудах он говорит, что Эзоп был рабом, который сумел позднее обрести свободу, активно занимался литературным творчеством, писал басни. В общей сложности перу Эзопа принадлежат 426 басен, написанных в прозе. Несмотря на то, что они отличаются по содержанию, их объединяет общая мораль.
Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, также они были переработаны именитыми писателями. Примером может послужить творчество французского баснописца Жана Лафонтена и великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.
Основными объектами обличения в баснях Эзопа являются: лень («Пчелы и трутни»), ложь («Ворона и Лисица»), лицемерие («Волк и Ягненок»), жадность («Волк и Журавль») и другие пороки людей.
Все басни Эзопа написаны в прозе и носят простой повествовательный характер и поэтому качества героев выражаются через глаголы: «принялась его расхваливать»; «захотелось показать ей, что есть у него голос» [4].
Все сюжеты басен Эзопа просты по содержанию. В них отсутствуют лишние подробности. В основе басен всегда лежит один эпизод, на котором и строится сюжет.
Басни Эзопа написаны простым, лаконичным языком. Повествование в них носит описательный характер, а тексты басен лишены средств художественной выразительности. Автор использует нейтральную лексику: «Ворон унес кусок мяса» [4].
Главным в баснях Эзопа выступает мораль. Донесение морали до читателей является основной целью автора. Она раскрывается в конце произведения отдельным абзацем, отделенным от содержания текста: «Басня уместна против человека неразумного» [4]. Сначала читатель знакомится с аллегорическим рассказом о животных, а позже автор объясняет, какой человеческий порок был представлен в басне.
Проблематика в баснях Эзопа представлена социокультурным типом, с помощью которого автор отражает важные социальные явления, связанные с актуальными проблемами реальной действительности. Социокультурная проблематика встраивается в сюжет, отражая его положение в обществе (он был рабом). В соответствии с положением данный тип проблематики связан с таким явлением общества, как свобода, во всех ее проявлениях. Эзоп видит в свободе вольность выражения мыслей и право каждого человека отстаивать свои интересы. Человек, по Эзопу, объект философского размышления, через который он хочет показать мысль не примирения человека с жизнью в рамках какой-либо ограниченности. Чтобы убедиться в этом, ниже рассмотрим наиболее известные басни Эзопа.
В басне Эзопа «Лев и мышь» Эзопом передана картина его реальности: образ Льва передает тип человека в обществе, власть которого неоспорима, а Мышь — человека, скованного цепью рабства и безукоризненного служения. «Лев проснулся, схватил ее и готов был сожрать; но она умоляла отпустить ее, уверяя, что еще отплатит добром за свое спасение, и Лев, расхохотавшись, отпустил ее» [4], — Эзоп показывает, насколько рабы ничтожны и бесправны в обществе, люди у власти, имея неограниченное влияние, считают «мелких» людей игрушками, не приносящими какой-либо весомой пользы. Его басни — индивидуальный протест, заключающийся в человеческом равноправии в аспекте их социального положения.
Основываясь на вышеперечисленном, можно сделать вывод, что Эзоп заложил фундамент жанра басни и способствовал его развитию в дальнейших произведениях других авторов, а проблемы, отраженные в его баснях остаются актуальными и по сей день.
Литература:
- Камилова С. Э. Теория литературы: Введение в литературоведение. — Т.: Mumtoz so’z, 2018.
- Ожегов, С.И. и Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «А ТЕМП», 2013.
- Потебня, А. А. Теоретическая поэтика. — М.: Высшая школа, 1990.
- Эзоп, Лафонтен, Крылов. Полное собрание басен в одном томе. — М.: АЛЬФА-КНИГА, 2011.