Особенности современной системы управления развитием предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №37 (484) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.09.2023

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Худайбердиева, Н. А. Особенности современной системы управления развитием предприятий / Н. А. Худайбердиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/archive/484/105940/ (дата обращения: 16.11.2024).



Специфика рыночной экономики, изменчивость внешней и внутренней среды определяют необходимость каждой компании не только самостоятельно принимать решения, но и нести полную ответственность за их результаты. В процессе осуществления деятельности промышленного предприятия целесообразно учитывать факторы эффективного развития для того, чтобы существовала возможность адекватно и своевременно реагировать на изменения во внешней или внутренней среде. Чтобы промышленное предприятие достигло эффективного развития, необходимо усовершенствовать процесс управления бизнесом.

Функционирование предприятия на рынке — это не просто реакция на внешние раздражители, а подвижное внутреннее равновесие, которое может быть достигнуто только в результате адаптации к неопределенным внешним воздействиям благодаря обмену информацией с внешней средой. Это требует анализа внешних факторов, а отраслевые аналитики повысили эффективность производства при одновременном совершенствовании его элементов на основе изменения влияния внешних факторов.

Воплощением нового подхода является стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования производственных мощностей предприятием, планирующим свою стратегию на основе будущего состояния окружающей среды. Изменение ситуации влечет за собой изменение возможностей и изменение стратегии. Особое внимание уделяется снижению сопротивления изменениям. Новая операционная концепция требует новых условий для персонала, новой культуры управления. Эксперты справедливо считают, что единой, идеальной модели управления не существует, поскольку каждый бизнес уникален. Он должен найти свою собственную модель. Среди факторов, определяющих выбор модели управления, можно выделить следующие: размер предприятия; описание продукта; характер среды, в которой оно работает.

С точки зрения характера среды, в которой работает компания, определите следующую модель управления (рис.1):

Модели управления

Рис. 1. Модели управления

Предприятия находятся в постоянном поиске своей модели управления. Это непрерывный процесс изменения самого предприятия и его окружения. Следовательно, чтобы гарантировать, что менеджмент удовлетворяет потребности предприятия, ему необходимо расти вместе с компанией и ее внешней средой. Например, большинство американских компаний проводят отдельные организационные изменения не реже одного раза в год, а масштабная реструктуризация проводится каждые 4–5 лет.

Управление современным предприятием на сегодняшний день является одной из самых сложных задач руководителей различных отраслей. Традиционная экономика отступает под натиском новой, которая предъявляет новые требования к бизнесу: меняются взаимоотношения между предприятиями, меняются организационная структура самих предприятий и стандарты управления. Новая экономика требует новых знаний и новых людей, способных эти знания производить и использовать.

В новой экономике расширяется и состав традиционных факторов производства (рабочая сила, земля и капитал) за счет включения информации и знаний. Знания, творческий труд начинают играть значительную роль в социально-экономическом развитии.

Управление атрибутами в общественном производстве сосредоточено на проведении и управлении производственными процессами. В связи с этим важно разработать концепцию управления эффективным развитием промышленных предприятий, определяемую как принятие решений об использовании ресурсов и методологический инструмент, обеспечивающий наиболее эффективные альтернативы при принятии управленческих решений. Из этого следует центральное требование к эффективному контролю — адекватность используемых средств контроля условиям социально-экономической системы, в которой функционирует общественное производство. Однако факторы и инструменты управленческих решений, будучи взаимосвязанными в социально-экономической системе, развиваются по законам эволюции ее институтов, что приводит к определенному уровню взаимной неадекватности, для преодоления которой необходимы внешние целенаправленные действия. Выявить эту неадекватность и определить характер воздействий для устранения возможно только в границах управленческой парадигмы, в связи с чем возникает проблема выявления управленческой парадигмы, присущей конкретной социально-экономической системе функционирования общественного производства.

Парадигма управления носит субъективный, уникальный характер, который определяется социально-экономической системой. Она меняется в связи с развитием общественного производства и методов его контроля. Природа управленческой парадигмы приводит к существованию в ее структуре значительных неформальных и идеологических факторов. Неформальные факторы могут иметь как историческую природу, то есть быть реально существующими, но еще не получившими научных, идеологических или каких-либо иных обобщений, так и субъективную природу фактически применяемых концепций и методов управления, но не декларируемых во избежание формального отождествления с официально декларируемыми целями и концепциями стратегии правительства и цели общественного производства. На основе обобщения результатов теоретических исследований и практики можно выделить характерные особенности системы управления, присущие предприятиям и адекватные новой экономике (табл. 1).

Таблица 1

Характерные черты существующей и новой парадигмы управления

Основными целями предприятия в современных условиях должны стать интересы заказчиков, акционеров и персонала, удовлетворение требований конкретного потребителя. Знаний и информации должно быть достаточно, чтобы гибко реагировать на изменяющиеся требования клиентов и сотрудников. Среднее и низшее звенья должны быть основными управленческими для конкурентоспособного предприятия, поскольку именно на этих уровнях управления принимаются оперативные решения и приказы, а от скорости и точности их принятия во многом зависит внедрение инноваций на предприятии.

Специфика инновационного процесса как объекта управления определяет специфику труда менеджеров в этой сфере и предъявляемые к ним требования. Поскольку основным объектом труда менеджера является научная, техническая и управленческая информация, резко возрастают его компетентность в области специализации компании, связи и знания в области теории, а также навыки в области управленческой практики.

Кадры предприятия становятся предметом управления, носителем ключевых компетенций компании. Видение персоналом целей бизнеса, обеспечивающее его долгосрочное выживание в изменяющихся условиях и конкуренции, являются мотивационным фактором деятельности менеджеров.

Заключение. Современная система управления основана на стратегическом реагировании бизнеса на изменяющуюся среду, активном использовании внутреннего потенциала предприятия с целью изменения внешней среды. Инновации должны быть частью стратегии развития предприятия, а не ответом на действия конкурентов, которые часто приводят бизнес к банкротству. Таким образом, использование инструментов управления, адекватных современным условиям социально-экономической системы, в которой функционирует общественное производство, обеспечит совершенствование управления процессами предприятия для достижения его эффективного развития.

Литература:

  1. Афанасьев Н. Управление развитием предприятия, 2003;
  2. Тренев Н. Н. Методология стратегического управления предприятием на основе самоорганизации, 2006;
  3. Алтухов С. И. и Мицук И. Инновационный менеджмент, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): общественное производство, социально-экономическая система, эффективное развитие, внешняя среда, модель управления, управленческая парадигма, внутренняя среда, знание, парадигма управления, промышленное предприятие.


Задать вопрос