В статье рассматривается понятие «публичная личность», анализируется содержание категории «личная жизнь», предлагаются механизмы оценки уголовно-правовой значимости демонстрационных нарушений неприкосновенности личной жизни публичной личности.
Ключевые слова: публичная личность, личная жизнь, уголовная ответственность, согласие лица.
The article discusses the concept of «public person», analyzes the contents of the category «personal life», proposes mechanisms to evaluate the criminal legal significance of the demonstration of violations of the privacy of a public person.
Keywords: public person, private life, criminal responsibility, consent of the person.
Сразу замечу, что как на международном уровне, так и в законодательстве Российской Федерации четкого понятия «публичная личность» (the public person) не существует. Так что же стоит понимать под этим термином?
Резолюция 1165 (1998) Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О праве на неприкосновенность личной жизни» использует термин «публичная фигура» («public figure») указывая, в частности, что «публичными фигурами являются те лица, которые занимают государственную должность и (или) пользуются государственными ресурсами, а также все те, кто играет определенную роль в общественной жизни, будь то в области политики, экономики, искусства, социальной сфере, спорте или в любой иной области» (п. 7 Резолюции).
Стоит заметить, что в нормах международного права, а равно в российском законодательстве категорию «публичный человек» связывают с «важными» должностными лицами:
— в рекомендации ФАТФ (пояснительные примечания к рекомендации № 6) «публичные должностные лица» определяются как лица, на которых возложены (или были ранее возложены) важные государственные функции в иностранном государстве, например главы государств или правительств, ведущие политики, высшие правительственные чиновники, должностные лица судебных органов, высшие военные чиновники, руководители государственных корпораций, высшие должностные лица политических партий. Служащие среднего и низшего уровня не охватываются понятием «публичное должностное лицо» [1];
— директива Европейского Парламента и Совета № 2005/60/ЕС 26 октября 2005 г. содержит следующее понятие «публичного лица»: это физическое лицо, наделенное значительными публичными функциями, члены его семьи либо лица, о которых известно, что они тесно связаны с ними. Уделять внимание следует как бывшим, так и действующим влиятельным политическим лицам [4];
— в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) используются термины «государственный и общественный деятель» (ст. 277 УК РФ) (т. е. лица, активно участвующие в политической жизни страны).
В рамках предмета нашего исследования мы соотносим «публичную личность» с лицами, которые занимают государственную должность и (или) пользуются государственными ресурсами, а также всеми теми, кто играет определенную роль в общественной жизни в области политики, экономики, искусства, социальной сфере, спорте или в любой иной области» (п. 7 Резолюции 1165 (1998) Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О праве на неприкосновенность личной жизни»).
Далее определим понятие личной (частной) жизни как таковой и ее составляющие.
В общем виде «Право на уважение личной жизни» в Резолюции 428 (1970) относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека «представляет собой главным образом право вести свою жизнь по собственному усмотрению при минимальном постороннем вмешательстве в нее» [5]. Содержание личной жизни в соответствии с данной Декларацией составляют:
— личная, семейная и домашняя жизнь;
— физическая и духовная неприкосновенность;
— честь и репутация;
— недопустимость того, чтобы человека представляли в ложном свете;
— недопустимость раскрытия не имеющих отношения к делу и неблагоприятных фактов, несанкционированной публикации частных фотографий;
— защита от шпионажа и неоправданных или недопустимых бестактных действий;
— защиты от неправильного использования материалов личной переписки;
— защита от раскрытия информации, предоставленной или полученной индивидом в конфиденциальном порядке.
Российское уголовное законодательство оперирует категорией «частная жизнь» (ст. 137 УК РФ) и относит к частной жизни сведения, составляющие личную или семейную тайну человека. При этом уголовно-наказуемыми формами нарушений частной жизни являются:
— по ст. 137 УК РФ: 1) незаконное собирание сведений о частной жизни лица без его согласия; 2) незаконное распространение сведений о частной жизни лица без его согласия; 3) незаконное распространение сведений о частной жизни лица в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
— по ст. 138 УК РФ (специальный случай нарушения частной жизни): нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан.
— по ст. 155 УК РФ (специальный случай нарушения частной жизни): разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну.
В целом, уголовно-наказуемые нарушения частной жизни выражаются в двух формах: незаконное собирание сведений и незаконное распространение сведений о частной жизни лица.
Целевые установки сбора и распространения информации о личной жизни публичной личности весьма разнообразны — это стремление:
— опорочить личность в целях устранения конкурента;
— «черный пиар» самой публичной личности;
— способ заработка (фото и видео «охота» за известными личностями в целях последующей продажи материалов СМИ);
— «радикальный фанатизм» (хищение личных предметов знаменитостей, преследование, «месть» из ревности и т. п.);
— «простое» любопытство.
Сбор и распространении информации о личной жизни публичной личности зачастую выражается в демонстрационных нарушениях неприкосновенности его личной жизни. И здесь ситуация может быть двоякого плана. С одной стороны, незаконное распространение сведений о частной жизни лица в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации образует состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 137 УК РФ.
С другой стороны, как оценивать деятельность различных самодеятельных общественных объединений, ориентированных на профилактику правонарушающего поведения. Так, весьма неоднозначно отношение к деятельности объединения молодых людей, которые не терпят хамство на дорогах во всех его проявлениях, так называемого движения Стоп-Xам (и им подобных)?
Так, в авторской колонке на сайте АВТО72.RU Артем Краснов рассуждает о том, как вы относитесь к «Стоп-Хаму»? В частности, он указывает: «Не так-то просто определиться, я за или я против. Главная проблема «Стоп-Хама» — в демонстративной провокационности, которая и дает повод их критикам. Когда группа гражданских лиц блокирует движение, тычет в лицо камерой, грозится наклейкой и предъявляет безапелляционные требования, на которые они, строго говоря, не уполномочены, это вызывает агрессию. Самым естественным образом. Вообще, давно доказано, что, когда ты слишком явно и внезапно говоришь человеку, что он неправ — он раздражается. Показная вежливость «Стоп-Хамов» в данном случае не всегда помогает, ибо вежливость тоже может быть оскорбительной». Более того, здесь же Артем Краснов замечает, что «другой спорный момент — выкладывание роликов в Интернет, что многими воспринимается как самопиар или разжигание ненависти к другим людям» [2].
Резолюция 1165 (1998) Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О праве на неприкосновенность личной жизни» определенно рекомендует, что «необходимо запретить преследование, фотографирование, видеосъемку или аудиозапись людей, если это каким-либо образом препятствует спокойствию частной жизни этих людей или наносит им реальный физический ущерб» (п. 14 (v)). Поисковая система Google по запросу «Стоп-Хам видео» выдала 524 тыс. ссылок; Яндекс — 2 млн. ответов. Более того, в интернет «выкладывают», как правило, ролики с элементами оскорблений и насилия; выкладывают, естественно, без какого-либо разрешения «главного героя» съемки. Соответственно, можно предположить, что деятельность такого рода объединения не вполне легальна и может повлечь уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни личности.
Другой пример из практики деятельности молодежного Проекта «Общественный контроль» (г. Тюмень), который на систематической основе ведет работу по выявлению продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, фиксирует данные факты на видео и «выставляет» видео в социальных сетях. Деятельность данного проекта осуществляется активистами совместно с сотрудниками правоохранительных органов [3]. Соответственно, явно конфликтные ситуации не влекут «продолжения» в виде оскорблений и насилия со стороны нарушителей.
Отдельный аспект в части оценки уголовно-правовой значимости демонстрационных нарушений неприкосновенности личной жизни публичной личности, касается законодательного урегулирования вопроса о согласии лица на распространение сведений о его частной жизни, например, ради «черного пиара». Как представляется, такого рода согласие должно исключать уголовную ответственность распространителя. Факт этот должен быть прямо закреплен в примечании к ст. 137 УК РФ по типу специального случая согласия лица на причинение вреда собственным интересам, указанного в примечании к ст. 122 УК РФ «Заражение ВИЧ-инфекцией». Такого рода примечание может иметь следующий вид:
«Примечание. Добровольное согласие лица на распространение сведений о его частной жизни (сведений, составляющих его личную или семейную тайну) исключает уголовную ответственность другого лица за распространение данных сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации».
Литература:
- Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. / Пер. с англ. М.: Вече, 2012. 176 с.
- АВТО72.RU — URL: http://auto.72.ru/text/column/47759826866176.html?utm_source=vk&utm_medium=og&utm_campaign=smm (дата обращения 25.12.2022).
- Здравый смысл: «Общественный контроль». Открытая группа ВКонтакте. — URL: https://vk.com/control_tmn (дата обращения 25.12.2022).
- Директива Европейского Парламента и Совета № 2005/60/ЕС 26 октября 2005 г. «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма» (Директива 2005/60/ЕС): Статья 3 (8).
- Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №. 13.