В статье автор исследует эффективность налогового контроля через внедрение понятия налогового минимализма, который определяется как отказ от необоснованного усложнения налоговой системы, а также простоту бюрократических процедур по уплаты налогов. В качестве подтверждения тезиса используются исторические примеры и компаративистско-экономические исследования Республики Сингапур и Федеративной Республики Германия.
Ключевые слова: налоговый контроль, эффективность налоговой системы, налоговый минимализм.
Налоговый контроль это один из элементов налоговой системы. Согласно ч. 1 ст. 82 НК РФ [1], под налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Николаенко Н. С., Дерендяева С. Д. пишут: «Основной целью налогового контроля считается обеспечение исполнения налогового законодательства всеми субъектами налоговых правоотношений» [2].
С данным утверждением следует согласиться. Налоговый контроль является одним из методов, посредством которого достигается исполнение субъектами налоговых правоотношений налогового законодательства, а если говорить проще и конкретнее, налоговый контроль — это средство по стимулированию уплаты налогов.
Налоги являются предметом внимательного изучения не только правовой науки, но и экономической. Фискальная политика оказывает огромное воздействие на поведение хозяйствующих субъектов. А от поведения хозяйствующих субъектов, в конечном итоге, зависит и объём денежных поступлений в виде налогов в доход публичных образований.
В той части экономической жизни, которая касается уплаты денежных средств, следует признать верным принцип: «чем проще — тем лучше». В данной связи необоснованное усложнение налогового законодательства будет оказывать негативные эффекты как на экономику, так и на непосредственно сбор налогов. Усложнение налогового законодательства приводит, во-первых, к появлению возможностей злоупотреблений сложностью и запутанностью правовых норм с целью уменьшения количества налогов, подлежащих уплаты, со стороны субъектов уплаты налога. Во-вторых, усложнение налогового законодательства требует усложнения работы государственных органов, осуществляющих надзор за соблюдением налогового законодательства. Всё это негативно сказывается на налоговом контроле.
В Российской Федерации действует 15 налогов. Между тем, любой налог в своей сути — это обращение взыскания на имущество в доход публичного образования (государство или муниципальные органы). Любой налог можно признать налогом на имущество, а дифференциация налогов скорее указывает на конкретное имущество, подлежащее налогообложению, или на конкретные обстоятельства, при которых обращается взыскание на имущество. Для сравнения, в Сингапуре всего 8 налогов [3]. Между тем, есть страны, в которых большое количество налогов. Например, в Германии более 40 налогов [4]. Если сравнить уровень экономического развития Сингапура и ФРГ, то можно прийти к выводу, что Сингапур превосходит Германию по уровню экономического развития примерно в 2 раза (ВВП по ППС Республики Сингапур за 2022 год — 127 564 доллара, ФРГ — 63 816, по данным МВФ [5]). Учитывая то, что налогообложение непосредственно связано с экономическими процессами и влияет на них, можно сделать вывод о том, что более эффективная налоговая система Сингапура одно из обстоятельств, которые обеспечили такой отрыв в экономическом развитии, учитывая то, что ещё 70 лет назад Сингапур был страной третьего мира, а Германия, хоть и восстанавливалась после войны, всё равно являлась развитой промышленной державой.
Более низкое количество видов налогов позволяет более успешно осуществлять налоговый мониторинг и реализовывать налоговый контроль, что повышает уровень правовой налоговой культуры в обществе и обеспечивает лучший приток денежных средств в доход публичных образований.
Также, в налоговом минимализме важно не только соблюдать принципы отказа от необоснованного усложнения налоговой системы, но и стремление к простоте исполнения бюрократических операций. Иными словами, сама процедура уплаты налога должна быть простой. И чем проще, тем лучше. Это позволяет не только осуществлять более эффективный контроль за данными операциями, но и стимулирует налогоплательщиков к уплате налога.
Хорошим примером может послужить эксперимент по введению на территории Российской Федерации специального налоговой режима по налогу на профессиональный доход [6] (названный в прессе как «налог для самозанятых»). Минимализм в данном случае проявляется скорее в том, насколько более упрощён процесс уплаты налога, по сравнению с самостоятельной уплатой НДФЛ для обычного гражданина, который не трудоустроен по трудовому договору. К тому же, регистрация ИП и оказывание услуг через ИП также вызывает сложности для рядового гражданина, который занимается мелкими подработками (на кого и был направлен эксперимент по введению налога на профессиональный доход). Законодатель проявил мудрость и не стал давить на граждан, призывая их соблюдать громоздкие и сложные условия законодательства, а пошёл по пути упрощения этих условий, и граждане сами стали регистрироваться в качестве плательщиков налога на профессиональный доход и стали сами платить данный налог, без излишнего принуждения. Конечно, какой-то процент тех, кто так и продолжает «работать в тени» остаётся, как и, вероятно, не все «профессиональные» доходы подлежат учёту теми, кто платит данный налог. Но это лучше, чем ничего, и данный эксперимент следует признать успешным. С этим согласно и Дорошенко С. В.: «Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», считается одним из основных показателей успешности эксперимента. По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации, на 28 февраля 2023 года численность самозанятых граждан в России составила 6 989 551 человек, из них 6 635 919 человек — физические лица, 353 632 — индивидуальные предприниматели. Годом ранее, на 28 февраля 2022-го, общая численность самозанятых была зафиксирована на уровне 4 285 828 человек, из них 4 037 399 человека — физические лица и 248 429 -индивидуальные предприниматели. Действительно, существенный ежегодный прирост численности самозанятых можно оценивать как успех эксперимента, значимыми результатами которого являются и рост предпринимательства, и увеличение налоговых поступлений в бюджет» [7].
Уровень экономического развития Республики Сингапур, в которой имеется всего 8 налогов, которая значительно опережает уровень экономического развития Федеративной Республики Германия, в которой имеется более 40 налогов, в условиях, когда у Федеративной Республики Германии были более лучшие исторические экономические условия, а также достигнутая эффективность по проведению эксперимента по введению специального налогового режима «налог на профессиональный доход» в Российской Федерации демонстрируют эффективность налогового минимализма как средства достижения более высоких показателей эффективности налогового контроля.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации от 1998 г., N 31, ст. 3824.
- Николаенко Н. С., Дерендяева С. Д. Правовой анализ налогового контроля как элемента управления налоговой системы // Право и управление. 2023. № 6. С. 117–120.
- Фадеева И. А. Особенности правового регулирования налогообложения в Республике Сингапур // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: МГИМО. 2018. С. 35–37.
- Зотиков Н. З. Особенности налогообложения физических лиц в Германии // Вестник евразийской науки. 2020. № 4. С. 40–55.
- Международный валютный фонд // URL: https://www.imf.org (Дата обращения: 05.09.2023 г.).
- Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 N 422-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2018 г., N 49, ст. 7494 (Часть I).
- Дорошенко С. В. Государственная политика и структура доходов населения: эксперимент с самозанятостью // Ars Administrandi. 2023. № 2. С. 338–352.